Смекни!
smekni.com

Культура и образование в Индии (стр. 1 из 2)

Индийскаяцивилизацияразвиваетсяужеболее 4500 лет. Этитысячелетиябылинаполненыборьбой, подъемамииспадами, чтопроявлялосьввозвышенииигибелидинастий, враспространении, процветаниииугасаниирелигиозныхучений; складывалисьвсеновыеиновыешколывфилософии, архитектуре, ваянии, музыкеитанцевальномискусстве.

Образование

Наначало 1990-хгодоввстраненасчитывалось 154 млн. учащихся. Числопреподавателейначальной, среднейивысшейшколысоставляеток. 3,5 млн. человек.

Обучениевшколебесплатноеиобязательноедлядетеймоложе 15 лет. С 1983 системаобразованияприобреласледующуюструктуру: начальнаяинеполнаясредняяшкола (программаобучениярассчитанана 10 лет). Дляпоступленияввысшееучебноезаведениенеобходимоокончить 12-летнююполнуюсреднююшколу. Тригодатребуютсядляполученияпервойуниверситетскойстепени. Начальноеобучениевкаждомштатеведетсянапринятомтамофициальномязыке, ауниверситетскоеивысшеетехническоеобразование–преимущественнонаанглийскомязыке. Длясреднейшколыхарактернолингвистическоеразнообразие, хотяпринятатрехъязычнаяформула: роднойязык–основной, хиндиилианглийский–второйиещеодинизязыковИндии–третий.

Вконце 1990-хгодоввИндиидействовали 226 университетов, состоящихиз 4,7 тыс. колледжейспреподаваниеместественныхигуманитарныхнаук, 1,9 тыс. педагогических, 185 инженерно-техническихи 359 медицинскихколледжей. СредиуниверситетовсярковыраженнойспецификойВисваБхарати; ИндираКалаСангитхвХайрагархе, гдезнакомятисключительносиндийскоймузыкой; РабиндраБхаративКалькутте, которыйориентированнаобучениеязыкубенгалиитагороведению; женскийуниверситетвБомбее. КрупнейшиеуниверситетыИндии: Калькуттский (150 тыс. студентов), Бомбейский (Мумбайский, 150 тыс.), Раджастханский (150 тыс.), Делийский (130 тыс.), УниверситетимениМ.К.Ганди (150 тыс.). Всеговуниверситетахстраныобучаетсяболее 6,5 млн. студентов, чтосоставляет 5–6% молодеживвозрасте 17–23 лет.

Наука

Встранесложиласьразветвленнаясистемагосударственныхнаучно-исследовательскихучреждений, сетькоторыхдополняютмногочисленныечастныеисследовательскиеинститутыилаборатории. Направленияихдеятельностивесьмаразнообразныивключаюткактрадиционныенауки–медицину, агрономию, ветеринарию, метеорологиюидругие, такисовременные–атомнуюэнергетику, изучениекосмоса, электронику.

Литератураиискусство

Индийскиелитературныетрадициивосходятквеликимсвященнымтекстаминдусов. СрединихРигведа (ок. 1300–1100 дон.э.); Махабхарата, созданнаяспустянесколькостолетий; Упанишады (ок. 500 дон.э.) иРамаяна, появившаясяпозжеостальных. Другиеклассическиепроизведенияотражаютмногообразнуютематику, включаяискусстводипломатии, обязанностиправителейиграмматическиенавыки. Вцеломхудожественнаялитературанебылаограниченазаранеепредписаннымисюжетамиилиформамииохватывалавсестороныжизни.

ПервымобщепризнанныминдийскимлитераторомсталдраматургБхаса (ок. 2–3 в. н.э.). Средидругихдраматурговдалекогопрошлого–полулегендарныйцарьШудрака (ок. 3 в.) иКалидаса (ок. 4 в.), которыйбылтакжекрупнейшимпоэтом, писавшимнасанскрите.

Более 1500 летотделяютзолотойпериодиндийскойлитературыотнашихдней. Заэтовремяпроизошлораспространениебуддизмаиджайнизма, затеминдуизма, былоустановленобританскоеправление. Вконце 19 в. началоськультурноевозрождение, охватившеепреждевсегоБенгалию. Новуюхудожественнуюлитературусталисоздаватьнаанглийскомязыке. Средиписателейэтогопериода–МайклМодхушудонДотто (1824–1873), ГовинЧандраДатт (1828–1884), егодочьТоруДатт (1856–1877) иМанмоханГхош (1867–1924). Изавторов, писавшихнабенгали, особуюизвестностьприобрелиБанкимаЧандраЧаттерджи (1838–1894), ГиришЧандраГхош (1844–1912) иАмритсалБасу (1853–1929). Видныеавторы, творившиезапределамиБенгалии, – писательХаришчандраБхаратенду (1850–1885), писавшийнахинди, поэтДагхДехлеви (1831–1905), творившийнаурду, писательХариНараянАпте (1864–1919), создававшийсвоипроизведениянамаратхи, прозаикЧандуМенон (1847–1899), писавшийнаязыкемалаялам, ипоэтизКералыКодунгаллурКунджикуттанТхампуран (1864–1913).

КлассическиетрадициииновыехудожественныевеяниянашливыражениевтворчествелауреатаНобелевскойпремии 1913 РабиндранатаТагора (1861–1941) –романиста, драматурга, художника, музыканта.

В 1930-егодылитературастраныиспыталавоздействиеидейМахатмы (МохандасаКарамчанда) Ганди (1869–1948) –политическогоидуховноголидера, взглядыкоторогоотразилисьнастроемышленияиндийцеввовсехсферахжизни. Средитехписателей, впроизведенияхкоторыхособенноощутимоеговлияние, былихиндиязычныепоэтыМайтхилишаранГупта (1886–1964) иСумитрананданПант (1900–1977) ипрозаикиПремЧандиДжайнендраКумар (р. 1905), маратхскийписательБхаргаврамВиттхалВареркар (псевдонимМама, 1883–1964) ималаяльскийпоэтНараянаМенонВаллатхол (1878–1958).

С 1965 вИндииежегодноприсуждаетсялитературнаяпремияДжнанПитх. Вчислееелауреатов, вчастности, П.В.Акиландам, АшапурнаДеви, КотаШиварамаКарант, Агьея (настоящееимяСаччиданандХиранандВатсьяян) иБирендраКумарБхаттачария.

Изпоэтоввторойполовины 20 в. известенС.Х.Ватсьяян, порывающийстрадиционнойэпическойстилистикойсвоихпредшественников. СредипрозаиковнаиболееизвестенДжайнендраКумар, знаменитыйроманкоторогоОтставкапереведеннаанглийскийязык. Одинизсамыхширокочитаемыхсовременныхиндийскихлитераторов–ТхаказиШивасанкараПиллаи, пишущийнаязыкемалаялам; егороманКемминбылизданнабольшемчислеязыков, чемлюбоедругоеизиндийскиххудожественныхпроизведений.

ТеатральноеискусствосовременнойИндииушлоотконцепции«синкретическоготеатра»кудияттамиклассическойсанскритскойдрамы. ПьесыТагораувелитеатротбанальныхшаблоновкоммерческихпостановок 19 в. Другиеписатели, работавшиевэтомлитературномжанревначале 20 в., ориентировалисьназапросынародностей, наязыкекоторыхписалисьпьесы, ижителейконкретныхобластей. Квидныммастерамдраматургиипервойполовины 20 в. относятсяП.СамбандаМудалияриЕ.В.КришнаПиллаиизЮжнойИндии, БхаргаврамВиттхалВареркар (Мама) иПрахладКешавАтре (псевдонимКешавкумар) изМахараштры, хиндиязычныйДжайшанкарПрасадиАдияРангачарияизКарнатаки.

ЛидеромавангардавБенгалиисталБадалСаркар–драматург, продюсер, режиссериактер. Постановщикпьеснаоткрытыхплощадкахиорганизаторимпровизированныхспектаклей, Саркарвыступает, возможно, главнымкатализаторомизменений, происходящихнаиндийскойсцене. ДругиеизвестныетеатральныедеятелиБенгалии–СомбхуМитраиУтпалДатт, которыйиспользовалджатру (формупредставления, котороедавалосьстранствующейтеатральнойтруппой) дляпостановкиспектаклей, накоторыесобиралосьдо 15 тыс. зрителей.

Вмаратхскомтеатревыделилисьтакиефигуры, какП.Л.ДешпандеиВиджьяТендулкар. Первыйизнихобнаружилодновременнодарписателя, продюсера, режиссера-постановщикаиактера. Второй, чьиискуснопостроенныепьесызатрагиваютглубокиесоциальныепроблемыИндии, являетсялучшимдраматургомстраны. Помимоних, завоевалипопулярностьписавшийнамаратхиЧ.Т.Кханолкар, хиндиязычныйМоханРакешиГиришКарнад, таланткотороговравноймерепринадлежиттеатруикинематографу.

Вколониальныйпериодмногиеиндийскиемузыкантыслужилипридворахмагараджейинабобов. Нынемузыказвучитвкинофильмах, натанцевальныхплощадках, намарше, приобщинныхрелигиозныхпеснопениях.

Впереходныйпериодпоявилисьвыдающиесяисполнители, например, РавиШанкар–блистательныймастеригрынаситаре, пропагандирующийиндийскуюмузыкузарубежом. КаккомпозиторипоборникбережногоотношениякславнымтрадициямпрошлогоШанкарнаписалмножествопроизведенийдляиндийскихизападныхкинофильмов. Ещеодинизвестныймузыкант, завоевавшиймеждународноепризнание, –МадураиШанмукхавадивуСубулакшми. АлиАкбар-хан, лучшиймастеригрынасароде, открылшколуиндийскоймузыкивСан-Франциско.

Широкуюпопулярностьприобрелисовременныеартисты: УстадВилаят-ханиНикхилБанерджи (ситара), ПандитРамНараям (смычковыйинструментсаранг), УстадБисмаллах-хан (шенаи) иАллаРакхаиКришенМахарадж (барабантабла). Срединаиболееизвестныхпевцов–БхимсенДжоши, КумарГандхарваиКишориАмонкар, асредиюжноиндийскихмузыкантов–флейтистТ.Р.Махалингам, барабанщикПалгхатМаниАйристарейшинапевцовСеммангудиСринивасаАйр.

Интерескзападноймузыкальнойкультурепроявляетсявосновномвкрупныхгородах, преждевсеговМумбаи (Бомбее), Калькутте, ДелииЧеннаи (Мадрасе). Однакосерьезноеотношениекнейпостепенноформируетсявсредепрофессиональныхмузыкантов, придерживающихсяклассическихиндийскихтрадиций. Встранепоявилсярядкомпозиторов, пищущихвзападномстиле, –ЗубинМехта, ВанраджБхатиаиНарешСохал.

Подобномузыке, танецвсовременнойИндиипредставляетсобойчастьтогокультурногонаследия, истокикоторогоуходятна 2000 летвглубьпрошлого. Всравнительнонедавнеевремятакиеартисты-новаторы, какУдайШанкар (1900–1977), началииспользоватьтрадиционнуютехникувсовременныхтанцах. ВесомыйвкладввозрождениеиндийскоготанцевальногоискусствавнесРукминиДевиАрундале, основавшийсэтойцельюучилищевКалакшетре. Издругогоподобногоучебногозаведения, действующеговКерале, вышлитакиеизвестныеактеры, какКаламандаламКришнаНаириКаламандаламРаманкуттиНаир. МеждународнуюизвестностьполучилитакжеСанджуктаПаниграхи, превосходныйисполнительтанцеввстиле«одисси»; ВедантамСатьянараяна, выдающийсяпредставительшколы«кучипуди»; БирджуМахарадж, заслуженнопришедшийнаместоШамбхоМахараджа, великоготанцовщикавстиле«катхак». Направлениевиндийскомтанце«бхаратнатьям»нашлозамечательногоисполнителявлицеБаласарасвати.

Ещеодназаметнаятанцевальнаяшкола, «манипури», сформировавшаясянасеверо-востокестраны, демонстрируетгрупповойтанец, вкоторомартистывыступаютвяркихкостюмахподзвукиударныхинструментов. Достойныепредставителиэтойшколы–СингхаджитСингхиГуруБипинСингх. См. такжеИНДИЙСКАЯЛИТЕРАТУРА.

Музеиибиблиотеки

КнаиболеекрупныммузеямстраныотносятсяНациональныймузейвДели, музейСалар-ДжунгвХайдарабаде, музейпринцаУэльскоговБомбее, НациональнаяхудожественнаягалереявМадрасе, музейАсутошвКалькутте, МемориальныймузейибиблиотекаДж.НерувДели. Интересныеархеологическиеэкспозицииимеютсявмузеях, основанныхвместахраскопоквКонараке, Нагарджунаконде, Наланде, СанчииСананатхе.