Смекни!
smekni.com

Античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы (стр. 1 из 4)

АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы.

1. Предмет и значение литературы Древней Греции.

Под названием “греческая литература” мы должны разуметь всю вообще литературу греческого народа, написанную на греческом языке. За продолжительный срок много раз и коренным образом изменялись исторические условия жизни греческого народа, также изменился и язык.

При таком широком понимании предмета, всю историю греческой литературы можно разделить на четыре больших периода:

античный, совпадающий с эпохой рабовладельческого общества - с самых ранних времен (X - IX вв. до н.э.) до начала IV в н.э. с кратким примыкающим к нему периодом перехода к феодальному строю - от IV до начала VI в н.э.;

византийский, занимающий время от утверждения феодальной византийской империи при Юстиниане (527 - 565 гг.) до завоевания Константинополя (Византии) турками в 1453 г.;

период турецкого владычества - 1453 - 1829 гг.;

новогреческий - со времен освобождения от турецкого владычества (1829 г.) до наших дней.

Из четырех обозначенных периодов, наибольшее значение для истории мировой культуры и литературы представляет первый период - античный.

Так как вся европейская культура строилась на развалинах античной, то вполне естественно, что элементы этой последней вошли органически в наши общественные понятия, в наше мышление, язык, художественные образы, и многие стороны современной жизни были бы непонятны без знаний античной культуры. Идеями и образами античности вдохновлялись величайшие представители литературы, искусства и науки: Данте, Петрарка, Микеланджело, Шекспир, Мильтон, Байрон, Гете и многие другие. Высокое значение греческой литературы признается выдающимися нашими писателями и критиками - М.В.Ломоносовым, А.Н.Радищевым, А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, А.И.Герценом и другими.

2. Античное рабовладельческое общество.

Общество, разделившееся на рабов и рабов, освободившихся от труда, позволило посвятить себя искусству. Разделение общества на два основных класса - рабов и рабовладельцев - привело к образованию своеобразной формы античного государства, которую греки называли “полис”. Эта форма совмещает в себе два понятия - и государства и города. Имеется в виду город с небольшой прилежащей к нему территорией.

Для удобства рассмотрения истории древнегреческой литературы мы устанавливаем следующие четыре периода:

начальный - период разложения первобытного родового строя (с конца II до начала I тысячелетия до н.э.), время нераздельного господства устного народного творчества;

эллинский или классический - время образования и процветания свободных государств-городов - приблизительно с IX до конца IV до н.э. В этот период получили развитие, в соответствии с отдельными фазами общественной жизни, три сменявших друг друга жанра: эпос, лирика и драма. Он включает в себя и краткий период назревания новых условий - перехода к эллинизму;

эллинистический - время господства больших эллинистических монархий III - I вв. до н.э., время значительного ослабления творческих сил народа и преобладание изысканных форм в искусстве;

императорский или эллинистическо-римский - время римского владычества (I - V вв. н.э.) и конца античного общества с кратким переходом к установлению феодального строя, время замирания старых традиций и возникновения новых - христианско-византийских.

3. Греческие племена и наречия.

Творцом греческой литературы и искусства, имеющих мировое значение, был народ, который в историческую эпоху называл себя “эллинами”, а у нас обычно называется “греками” - именем, взятым нами у римлян.

Греческий народ не имел политического единства и жил, преимущественно, маленькими политическими общинами - “полисами” - по берегам Средиземного, Черного, Мраморного и Азовского морей. Однако, несмотря на политическую разобщенность и племенную обособленность, греки в цветущую пору своей истории дошли до высокого сознания своего национального и культурного единства, противопоставляя себя всем другим народам как “варварам”. Это сознание с особой силой пробудилось во время войн с персами в начале V в. до н.э.

4. Язык древнегреческой литературы.

По языку древние греки принадлежали к так называемой индо-еврейской группе. Грамматический строй греческого языка чрезвычайно близок к строю италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и других языков этой группы. Вместе с тем, словарный состав греческого языка содержит некоторые элементы из других языков - более древнего населения (пеласгов греческой традиции) или даже языков Малой Азии. Недавно прочитанные критские, микенские и пилосские надписи, относящиеся ко II тысячелетию до н.э., дают основание утверждать, что перед нами образцы греческого языка1 . Но в названиях некоторых местностей и богов сохраняются черты иноязычные.

В начале исторической эпохи мы застаем греков, разделенными на множество мелких родоплеменных групп, изолированных друг от друга горами и говоривших на местных говорах. Однако, они не теряли сознания своего единства и принадлежности к одному народу. Главными из этих племен, значительно отличавшихся по своему наречию (диалекту), считались эолийцы, ионийцы и дорийцы.

Вследствие исключительно важной роли Афинского государства, образовалась особая ветвь ионийцев и их языка - аттическое наречие. Эти четыре диалекта легли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский - для эпоса, эолийский - для лесбосских поэтов, дорийский - для торжественной лирики, аттический диалект, как язык руководящего государства, приобрел особенно важное значение в литературе.

Всякий литературный язык - язык до некоторой степени искусственный. К разговорной аттической речи был близок язык комедии. Он содержит много искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров - эпоса, лирики и трагедии.

Еще ближе к разговорной речи язык надписей, отражающий особенности местных диалектов, и из поздних поры - тексты писем и различных записей простых людей, сохранившиеся на египетских папирусах.

Древнегреческий язык обладает большим лексическим и морфологическим богатством. Словарь его отличается обилием синонимов, выражающих всевозможные оттенки мысли. В языке греков, как народа по преимуществу приморского, поражает множество слов, обозначающих море и характеризующих его эпитетов, а также названий предметов и занятий, связанных с ним.

Морфология содержит большое разнообразие форм склонения и спряжения. Склонение имеет четыре падежные формы. Глагольные формы в разнообразии времен и наклонений передают многообразные оттенки действия или состояния, длительность и моментальность действия (аорист).

В фонетическом отношении древнегреческий язык сильно отличается от современного языка и от других европейских языков своими мелодическими свойствами. Слоги в нем различались по “количеству”: одни - долгие, другие - краткие; долгий слог произносился приблизительно вдвое протяжней, чем краткий, и обладал большей высотой звука1 . Это создавало основу для музыкального ритма. Лишь в III - IV вв. до н.э. в греческом языке произошли изменения, вследствие которых утвердилось экспираторное ударение, основанное на силе выдуваемой струи воздуха, и стихосложение перешло на тоническую систему, которая в настоящее время находит применение у большинства европейских народов.

II. Истоки древнегреческой литературы.

1. Народно-поэтическое творчество и мифология.

Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устное народное творчество и прежде всего - мифы, в которых содержалась целая сокровищница сюжетов и образов. В.Г.Белинский, развивая ту же мысль, указывал еще на жизненное значение мифологических образов. “Мифология была выражением жизни древних” - писал он, -“и их боги были не аллегориями, не риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах”2.

Миф - это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека пыталась не только объяснить себе непонятные и грозные явления окружающего мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. Много интересных высказываний мы находим у А.М.Горького. “Чем древнее сказка и миф,” - писал он - ”тем с большей силой звучит в них победное торжество людей над силами природы… почти во всех древнейших мифах человек терпит наказание от богов за его службу людям”. Фантазия древнейших мифов имела резко выраженную материалистическую окраску. Поэтому миф - не бесплодная фантазия, а в основе своей - реальная истина, дополненная воображением и призванная руководить жизнедеятельностью коллектива.

Миф есть коллективное создание народа, а не измышление отдельного, хотя бы и гениального человека. Поэтому он не представляет чего-нибудь устойчивого и постоянного: он растет и развивается по мере развития общественного сознания.

Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни - различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта первобытных охотников и пастухов, материнского права и т.д.

Мифологические черты, раз сложившись еще в эпоху доклассового общества, продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие эпохи. Так, воспоминания о первобытном людоедстве сохранялись в мифе о людоеде циклопе Попифеме, о человеческих жертвоприношениях - в рассказе о жертвоприношении Ифигении и т.п.

Таким образом, создание больших и сложных мифологических повествований было делом многих поколений, причем в первоначальную мифологическую канву вкраплялись воспоминания об исторических событиях.

2. Сказки, басни (Эсоп), загадки и пословицы.