Смекни!
smekni.com

Архитектурное наследие Верхотурья (стр. 2 из 4)

На территории верхотурского посада на месте старого деревянного гостиного двора был возведен каменный. Он строился в те же годы, что и верхотурский кремль. План двора имел вид каре, близкого к правильной форме. На его углах, выходивших к транзитной трактовой дороге, находились две церкви: Спасская и Воскресенская. Во внутренний двор комплекса вели два прохода с западной и восточной сторон. К сожалению, этот замечательный памятник архитектуры был разобран во второй половине XVIII века.

Николаевский монастырь

Этот мужской монастырь, основанный в 1604 году, является старейшим в Зауралье, отличается гигантской территорией монастырской усадьбы (по площади она сопоставима с половиной территории Московского кремля) и имеет самый крупный монастырский храм из всех храмов, построенных православными монастырями накануне революции 1917 года.

Для размещения Николаевского монастыря была выбрана ближайшая к деревянной крепости возвышенность, находившаяся в междуречье Калачика и Свияги. Участок монастырской обители охватывал место пересечения направлений трактовых дорог с московской и сибирской сторон. Планировка Николаевского монастыря сформировалась по схеме с выраженными регулярными чертами. В центральной части усадьбы размещалась Николаевская церковь (1712 - 1738 гг.) с отдельно стоящей колокольней (последняя треть XVIII в.). Направления стен монастыря совпадали со сторонами света, а сам монастырский участок имел почти правильную прямоугольную форму. В монастырской ограде было трое ворот, в южном, западном и восточном пряслах стен.

Каменная Николаевская церковь (разобрана в 193б г.) строилась "против образца" городской соборной церкви. Такие сведения сообщает архимандрит Макарий в своей книге о Верхотурье. Объемно-пространственная композиция церкви, включающая храм и трапезную, усложнена при- дельным храмом, возведенным одновременно с главным. Николаевская церковь сочетала архаичные формы и детали, характерные для храмового зодчества русского северо-востока. Это выразилось в применении скругленных апсид, в устройстве трапезной (перестроена в 1864 г.) двустолпного типа, в использовании лопаток и мотива кокошников на фасаде храмового объема. В конечном итоге Николаевская церковь получила обок, далекий от принятого образца - кремлевского Троицкого собора.

Важную роль в архитектурном ансамбле монастыря последней трети XVIII века играла отдельно стоящая колокольня (разобрана около 1810 г.). В ее основании помещались две каменные палаты. Восьмигранный столп колокольни, прорезанный ярусом звона, был завершен шатром с венчающей главкой. Такое композиционное решение указывало на возможный исходный образец - колокольню кремлевского собора. Каменная монастырская ограда и Святые ворота, возведенные в 1750-е годы, вполне определенно воспроизводили архитектурные формы и декоративные мотивы крепостной стены и парадных ворот кремля. Общность архитектурного решения проявилась в использовании крепостных зубров типа "ласточкин хвост", в применении сходных элементов ордерного портала и крупных спиралевидных завитков. В подчеркнуто праздничном убранстве Святых ворот можно увидеть подобие богатого головного убора с усложненным силуэтным построением.

Ансамбль Николаевского монастыря эффектно просматривался из всех частей города, но наиболее зрелищный вид все же открывался с колокольни Троицкого собора.

Настоятельский корпус представлял собой двухэтажное здание под четырехскатной кровлей. В решении его фасадов использовались элементы декора, близкого к классицистической трактовке.

Преображенский собор имел осевую трехчастную схему объемно-пространственной композиции. Над храмовой частью, выделенной на южном и северном фасаде четырехколонным портиком, находился световой барабан, покрытый сферическим куполом (восстановлены в упрощенных формах). К храмовому объему примыкала прямоугольная трапезная, по бокам которой размещались два придельных храма. Многоярусный приставной объем колокольни венчался фигурным шпилем (разобраны верхние ярусы колокольни). В убранстве фасадов были использованы архитектурные формы и детали, выдержанные в духе классицизма.

Существо программы обновления обители сводилось к созданию просторной площади правильных очертаний, на которой размещались бы монастырские храмы, и в том числе новый собор-усыпальница чудотворных мощей праведного Симеона Верхотурского. Площадь оформили три двухэтажных братских корпуса. Здание Крестовоздвиженского собора (1905 - 1913 гг.) было возведено в восточной части площади.

Другая группа монастырских построек сформировалась у перекрестка улиц Монастырской (ул. Воинская) и Свияжской (ул. Дидковского). Двухэтажные корпуса каменной гостиницы и церковно-приходской школы разместились в системе наружного ограждения Николаевского монастыря.

Третья группа монастырских зданий была рассредоточена вдоль северо-западного прясла внешней каменной ограды, выстроенной вдоль берегового откоса овражистой речки Калачика. В эту группу входили монастырская больница, дом почетных гостей и каменная баня у небольшого Карпова пруда. Недалеко от дома почетных гостей, в глубине усадьбы, находилось монастырское кладбище с небольшим храмом во имя св. Неофита. На остальной территории монастыря размещались различные хозяйственные постройки: конюшни, амбары, сараи, навесы.

Надвратная Симеоно-Анненская церковь (1856 г.) возведена на месте пришедших в ветхость Святых ворот. Она имела двухэтажный четырехгранный со скошенными углами объем, прорезанный сквозным арочным проходом. На основном объеме помещался световой четверик, также со скошенными углами, а над ним была выведена луковичная главка. На главном южном фасаде были воспроизведены в прежнем виде Святые ворота. Декоративное убранство церкви дополнялось формами, близкими а хитектуре классицизма и русскому стилю второй половины XIX века.

В монастыре в период с 1856 по 1910-е годы было построено пять башен: одна из них размещалась в глубине усадьбы (северо-восточная башня); три башни оформляли прясла наружной ограды с западной стороны (юго-западная угловая, западная центральная, северо-западная угловая башни); одна башня находилась на юго-восточном изломе наружной монастырской ограды. Все башни были решены как многоярусные составные объемы, увенчанные кровлями в виде вогнутого шатра. Крепостной облик башням придавал боевой обход, имитированный декоративными зубцами. В декоративном убранстве данных сооружений были своеобразно переработаны элементы русского крепостного зодчества XVI - XVII веков, а также мотивы, близкие архитектуре классицизма и русского стиля второй половины XIX века.

Многоглавая пространственная композиция Крестовоздвиженского собора (архитектор А. Б. Турчевич) в своей основе была решена по симметричной продольно-осевой схеме: к храмовому объему с тремя апсидами и двумя боковыми притворами примыкал объем трапезной с хорами. Семиглавое завершение соборного объема образовано главным куполом на световом барабане в сочетании с четырьмя башенками-звонницами, поставленными на углах храмового объема, и двумя аналогичными башенками по обе стороны от главного входа. Композиция была дополнена тремя крыльцами, а также двумя объемами вентиляционных камер. Двухъярусный объем храма и трапезной поставлен на полуподвал. Собственно храм был решен по крестово-купольной трехнефной схеме. Ветви подкупольного креста приподняты и перекрыты цилиндрическими сводами. Венчания собора вы- полнены в виде шлемовидных покрытий.

Предалтарные иконостасы главного и двух придельных храмов были выполнены из фаянса и заполнены 64 иконами на цинковых плитах. Живописные картины на алтарном своде (1917 г.) расписывались художником С. К. Шваровым. Выразительность облика внутренних помещений создавалась мощением пола метлахской плиткой восьмигранной и квадратной формы с цветовой гаммой, сочетающей голубые, желтые, белые цвета. У капитальных стен пол был выложен темно-коричневой плиткой. Интерес представляли и чугунные винтовые лестницы работы Каслинского завода.

Ярким и выразительным зданием являлся дом почетных гостей (1914 г., ул. Кузнечная, 14), находившийся напротив монастырского кладбища. Эта постройка была возведена по типу боярских хором XVI - XVII веков. Дом венчался сложными скатными кровлями, составленными из гонта. Входы в помещения верхнего этажа оформляли три крыльца. Крыльцо с западной стороны имело два взаимоперпендикулярных марша, объединенных лестничной площадкой. В декоративном убранстве срубных частей здания удачно использовались переработанные элементы деревянного народного зодчества (причелины, полотенца, резные столбы, наличники с элементами растительного декора, коньковое завершение кровли, гонт с фигурной порезкой и др.).

Среди рядовых монастырских зданий выделялся одноэтажный корпус больницы (1885 г., ул. Кузнечная, 12). На ее главном фасаде, обращенном к реке Калачику, крупные оконные проемы были украшены барочными наличниками с характерным венчанием в виде парных S-образных гребней. Эти деревянные наличники контрастно сочетались с белой оштукатуренной поверхностью стены и отличались высоким уровнем исполнения.

Покровский монастырь

На левобережье города ниже по течению реки Туры устье овражистой реки Дернейки за скалистым мысом расположился Покровский монастырь (1621 г.) - старейшая женская обитель Зауралья. Монастырь был основан первым Сибирским митрополитом Киприаном. Деревянные постройки этой обители многократно страдали от пожаров до тех пор, пока в 1740 - 1770-е годы монастырь не был перестроен в камне. "Иждевением" Максима Походяшина, винного откупщика, а затем владельца Богословского и Петропавловского заводов, здесь были возведены Покровская и Иоанно-Предтеченская церкви, каменная ограда с хозяйственным строением (вторая половина XVIII в.).