регистрация / вход

Различные формы проведения досуга

Молодежная дискотека. Конкурсно-досуговые программы. Кружки в культурно-досуговых учреждениях. Любительские объединения. Камерные формы организации досуга: салон, гостиная.

Молодежная дискотека

Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск-жокеем.

В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня – «техно»), главная особенность которого состоит прежде всего в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность «диско» - его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть и пообщаться. Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков… Согласно «Примерному Положению о молодежной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными. Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск-жокеев (сейчас их называют Ди-джеи). Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, сейчас утратившая свою силу. Чаще тематическая дискотека заменяется вечеров знакомств.

Большие шоу-дискотеки представляют собой чередование дискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы. Сейчас такие дискотеки практикуются во многих городах к сезонным праздникам (в Зее – в День города, День Молодежи). Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий, который берет на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами. Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (выход на сцену нетрезвого человека, драка, технические заминки с музыкой).

Современные дискотеки – просто средство «покайфовать», завести новые знакомства или убить время.

Конкурсно-досуговые программы

Конкурсно-досуговые программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Развлекательные конкурсные программы – их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме. Познавательные конкурсные программы – их целью служит прежде всего получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников. Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях.

Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: это викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий – «В гостях у веселых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телевикторин («Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН», «Играй, гармонь» и многие другие ( так как строить программу, основываясь на готовой схеме сценария» намного легче. Также весьма разнообразны формы проведения конкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс…», конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев.

Методика проведения конкурсной программы:

Создание постановочной группы (сценарист, режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель)

Создание сценария

выбор формы мероприятия, темы и сюжета.

Подбор необходимого материала, написание сценария

Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации, оборудование)

Составление сметы расходов

Постановка мероприятия (выбор и подготовка участников, реклама мероприятия в СМИ и афишах, репетиционный период).

Проведение мероприятия.

Кружки в культурно-досуговых учреждениях

Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.

В условиях новой экономической ситуации с началом перестройки кружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить свое существование – так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки», количество технических кружков сократилось до минимума. К 90-м годам в РФ остались функционировать те кружки, которые могут существовать в условиях самоокупаемости – эстрадные, хореографические, кукольные, театральные – то есть те, целью деятельности которых является платная концертная деятельность и достижение статуса профессионального путем результатов своего труда. Сейчас большинство из них работает по принципу студии или ансамбля.

На базе современных КДУ действуют кружки художественной самодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, технического творчества. Чаще всего эти объединения работают на самоокупаемости либо на средства меценатов.

Кружки художественной самодеятельности:

Танцевальный

Театральный

Вокальный

Кукольный

Кружок игры на гитаре и др.

Кружки художественного творчества:

Декоративно-прикладного искусства

Изобразительного искусства

Мягкой игрушки и др.

Кружки технического творчества:

Техническое моделирование

Моделирование одежды и др.

Кружки отличаются свободой общения и доступностью материала.

Любительские объединения

Любительское объединение – объединение людей на базе КДУ благодаря общности интересов и увлечений.

Профили любительских объединений:

Общественно политические клубы

Клуб ветеранов войны и труда

Клуб краеведов

Клуб собаководов

Дискуссионный клуб

Военно-патриотические клубы

Клубы ветеранов войны в Афганистане

Клуб будущего воина

Поисковые клубы

Производственно-технические клубы

Клуб наставников

Клуб рационализаторов

Клуб радиолюбителей

Художественные объединения

Клуб любителей песни

Клуб любителей музыки

Школа творческой молодежи

Клуб любителей театра

Кинолюбительство

Фотоклуб

Естественно-научные объединения (клубы любителей природы, натуралистов, цветоводов, астрономов)

Физкультурно-оздоровительные объединения (туризм, альпинизм, клубы верховой езды, охотников, рыболовов)

Многопрофильные направления – женские, мужские, подростковые, знатоков, выходного дня, пенсионеров, молодых матерей, знакомств, родительские клубы).

Любительские объединения создаются самими участниками на базе КДУ, их отличает, прежде всего, добровольность, свобода общения, свобода выбора форм работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия, привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч).

Камерные формы организации досуга: салон, гостиная.

Салоны появились в России в подражание западным формам еще конце 18 века, как одна из форм «гостевания». Салон – это не место, это вечер встречи, на котором главной была хозяйка (реже хозяин), посетителей часто связывала не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой (известный салон З. Волконской любил посещать Пушкин). Салоны того времени можно охарактеризовать как литературно-художественный или политический кружок для узкого круга лиц, собирающийся в частном доме. Современные салоны и гостиные – распространенная форма досуговой работы в КДУ. Для их обстановки характерно создание атмосферы домашнего уюта – соответствующая мебель, растительность, музыкальные инструменты, часто программа салона или гостиной сопровождаются совместным чаепитием, иногда танцами.

Салон как мероприятие КДУ – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов 18-19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.

Гостиная – также одна из форм культурно-досугового общения на базе КДУ. Гостиные, как и салоны, бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя их названия, мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателей, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Детские недели

Комплексные формы работы привлекают к КДУ внимание большой аудитории. С этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра и др. Их целью является выявление интереса детей к искусству. Детские недели проводятся систематически, в недельный ход их планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки, театрализованные представления) При подборе форм учитываются психологические и возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встает оргкомитет, который берет на себя составление плана, разработку сценариев, распределение ролей.

Начало детской недели предполагает торжественное открытие, в течение которого детям говорят о значении и роли того или иного вида искусства в жизни человека, знакомят с планом работы недели. Закрытие недели предполагает подведение итогов, награждение активистов, концерт.

Неделя детской книги:

Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги может проходить как в КДУ, так и на базе школы. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм работы может рассказ о книге, ее история. В течение недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции

Неделя музыки:

Недели музыки в нашей стране регулярно проводятся с конца 70-х годов. Целью ее является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели могут входить: музыкальная гостиная, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов. Широко пропагандируются в неделю музыки разные ее жанры (оперетта, симфония, романс)

Театральная неделя строится на том же принципе.

Праздники и обряды

Праздники и обряды – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с

её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

Календарные обряды – связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Истоки календарных русских праздников – в языческой традиции отмечать окончание рабочей страды, приход времен года, а также в церковных праздниках. Так появились Русская Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.

Государственные праздники – это праздничные и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся Международный женский день, День Защитников Родины, День солидарности трудящихся, день независимости, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города и района.

Профессиональные праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (шахтера, строителя, железнодорожника, медика, учителя и т.д.), так и профессиональные праздники местного значения (День пуска первого агрегата Зейской ГЭС,)

Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника прежде всего определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.

Методика проведения праздника:

Создание постановочной группы (Сценарист, режиссер, музыкальный руководитель)

Создание сценария

Определение темы мероприятия (О чем?)

Определение сверхзадачи мероприятия (Ради чего?)

Определение масштаба мероприятия

Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовое шествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.)

Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации)

Составление сметы расходов

Постановка мероприятия (распределение обязанностей среди членов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов, декораций, реклама в СМИ а афишах, репетиционный период)

Проведение мероприятия.

Система учреждений для детей и подростков

Сеть учреждений культуры для детей и подростков широко развита в нашей стране. К ним относятся Дома детского творчества, Дома и Дворцы молодежи, Центры эстетического воспитания. Основной их целью является создание необходимых условий для организации свободного времени школьников. Для этого в КДУ для детей и школьников функционируют кружки и студии различных направлений – художественной самодеятельности, художественного творчества, технические.

Формы работы КДУ с детьми и подростками:

Во многих детских и молодежных КДУ основной формой работы в кружках и студиях является прежде всего образовательный процесс (дополнительное образование), ведутся занятия по образовательным и авторским программам, выдаются свидетельства об окончании. Занятия в таких КДУ проводятся по четкому расписанию, отводятся часы на игровую и досуговую деятельность. Для проверки полученных кружковцами или студийцами знаний регулярно проводятся контрольные, зачеты, срезы знаний – творческие увлечения детей и подростков приобретают значение профессионального образования с возможной подготовкой к поступлению в средние учебные заведения и вузы.

Задачей детских и юношеских КДУ становится правильное распределение и активизация досуга школьников в свободное от уроков время. Каждый ребенок или подросток вправе выбрать занятие себе по душе с учетом предполагаемой нагрузки – будут ли это интенсивные занятия в студии (уроки, репетиции, концерты, выставки, срезы знаний), занятия по увлечениям в кружках с меньшей нагрузкой и большей свободой общения или игровая досуговая деятельность. Руководитель кружка или студии для детей и подростков становится прежде всего педагогом, главные качества которого – любовь к детям, мастерство, такт, порядочность. Часто в детские и юношеские КДУ приходят заниматься дети из неблагополучных семей, ища в кружках и студиях доброго отношения к себе и общения со сверстниками. Задача педагога-руководителя – помочь такому ребенку адаптироваться в жизни, не потерять собственное лицо и остаться личностью. (На примере ДДТ «Ровесник» г. Зея: многие лучшие выпускники были из неблагополучных семей или считались «проблемными» детьми с неустойчивой психикой и агрессией по отношению к окружающим – Д. Яргин, В. Плужникова).

В детских КДУ активно развиваются игровые формы досуговой деятельности:

Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали)

Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры)

Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами)

Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей)

Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными традициями в КДУ проводятся детские недели (музыки, книги, театра).

Работа с детьми младшего школьного возраста

Основной принцип работы с детьми младшего школьного возраста – рациональная организация их досуга:

Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) – занятия в кружках, студиях.

Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расширение кругозора детей и организацию свободного времени) – конкурсы, викторины, игровые программы, утренники.

Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания детей и отдых от уроков в школе, общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) – походы, экскурсии, клубы общения по интересам.

Проблемы молодежного досуга

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и обусловлена воздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодежные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах и к концу 20 века принимающие все более агрессивные черты (к более или менее мирным хиппи, панкам, металлистам добавились байкеры, скинхеды, сатанисты и другие агрессивные неформальные группировки).

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается. Наблюдается тенденция к деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении и разрушении образа человека (сцены и эпизоды насилия и секса, жестокости), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.

Ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности "идолы потребления" (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,...) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах "идолов производства". Репертуар телевидения конца 20 – начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика.

В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус.

Формы работы со старшеклассниками и молодежью

Работа в студиях и кружках КДУ, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии – журналистские, телевизионные)

Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы)

Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов)

Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы)

Камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные

Диспут-кулубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы.

Экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы.

Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы

Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий