Смекни!
smekni.com

Искусство Италии времён фашизма (стр. 1 из 3)

Российская Международная Академия Туризма

История изобразительного искусства

Реферат на тему:

Искусство Италии времён фашизма

Рожкова Мария

1 курс

1999

Содержание:

Введение

О некоторых тенденциях в

итальянской живописи и графике

Футуризм и метафизическая

живопись

Станковая живопись“Новеченто”

“Арте ди реджиме”

“Римская школа“Группа шести”

“Корренте”

“Эпоха сопротивления”

“Новый фронт искусств”

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Искусство послевоенной Италии давно уже привлекает внимание современников - как специалистов, так и людей, достаточно далеких от постоянных художественных интересов.

В трудный для всего европейского искусства период конца сороковых годов - время горьких разочарований в итогах второй мировой войны, в перспективах социального прогресса, передовое итальянское искусство после некоторого замешательства набирает второе дыхание и вновь обретает авангардную роль по отношению к художникам других стран.

Современное итальянское искусство вообще богато первоклассными именами. Помимо блистательной плеяды артистов и режиссеров кино можно назвать скульптора Джакомо Манцу, живописца Ренато Гуттузо, Композитора Нино Рота, драматурга, режиссера и актера Эдуардо Де Филиппо и других.

С конца сороковых годов итальянская живопись развивается в гораздо более сложной и противоречивой общественной ситуации, чем та, которая сложилась сразу после войны. Соответственно усложнилось и содержание художественных произведений, и расстановка сил в итальянском искусстве стала иной - художники, начавшие свой творческий путь под знаменами неореализма, ныне зачастую противостоят друг другу. Помимо прочего, изучение нынешнего итальянского искусства дает возможность лучше понять основные процессы, характерные для художественного развития во многих странах Запада - в Италии эти процессы выражены наиболее интенсивно и четко.

В работе использована книга “Современное искусство”. Издательство ”Искусство” Москва 1970год.

О некоторых тенденциях в итальянской живописи и графике

Сложность и противоречивость путей современного изобразительного искусства в Италии ощущается так отчетливо, как ни в одной другой стране. Огромное разнообразие школ и направлений - “ядерная живопись”, “пространственное искусство”, “информальная”, абстрактная, синтетическая живопись, ташизм, сюрреализм, неонатурализм, неоэкспрессионизм, ...

Столь пестрая картина в изобразительном искусстве современной Италии зависит не от мистического “динамизма века”, а от множества совершенно конкретных причин - от острых противоречий общества и от условий, диктуемых художественным рынком. В этой связи целый ряд направлений современного итальянского искусства можно рассматривать как своего рода международный стандарт модернизма.

В нашу задачу не входит подробное рассмотрение тех направлений итальянского искусства, которые представляют собой, грубо говоря, дань моде. Важнее выделить те явления, которые связаны с о всей совокупностью социальных, экономических и политических условий послевоенной Италии проанализировать соотношение основных сил в итальянском искусстве, выяснить причины их возникновения и развития.

С этой точки зрения картина художественных направлений в Италии оказывается не столь уж пестрой. В ней довольно четко выявляются главные борющиеся тенденции современного искусства. Истоки этих тенденций восходят еще к предвоенным годам, поэтому искусство сегодняшнего дня надо рассматривать в связи с той борьбой, которую вели художники в годы фашистской диктатуры.

Война и Сопротивление - переломный момент итальянской истории - оказали решающее влияние и на искусство.

Первым направлением в искусстве, выдвинувшим определенную общественную программу и создавшим почву для объединения прогрессивных демократических сил, явился неореализм. Он начался, по словам Треккани, с нового морального отношения художников к народной действительности.

Стремление к активному участию в жизни чрезвычайно важно для неореализма и определяет собой то особое место, которое он занимает среди других художественных направлений.

Активности и оптимизму неореалистов противостоит творчество целого ряда художников, глубоко пессимистическое по характеру. Они полагают, что живут в безумном мире, мире распада и крушения ценностей и пытаются найти прибежище в самом этом безумии. Их искусство становится выражением отчаяния личности, находящейся в разладе и с обществом и с самим собой. Не принимая действительности, они не могут ей противопоставить ничего, кроме собственного “я”.

Прогрессивное искусство Италии в настоящее время ведет борьбу и против полного отказа от изображения действительности у “классических” абстракционистов - такой абстракционизм стал современной разновидностью академизма - и против весьма опасного пессимизма в художественном восприятии действительности.

Футуризм и метафизическая живопись

В искусстве любой страны существуют свои собственные традиции, с которыми у последующих поколений связывается представление о национальном характере искусства. Этим традициям не всегда следуют; иногда от них отталкиваются, но так или иначе, для нового поколения они являются своего рода отправным пунктом.

Такой отправной точкой исхода для современной Италии явились направления начала ХХ века, получившие общеевропейский резонанс,- футуризм и “метафизическая живопись”.

Футуризм исчерпал себя уже к началу первой мировой войны; он вошел в современное искусство лишь в виде отголосков. Влияние “метафизической живописи”, появившейся несколько позже, оказалось более прочным. Основателем ее был Джорджо Де Кирико, к которому примкнуло несколько художников, объединившихся вокруг журнала “Валори пластичи”. Воинствующему, агрессивному духу футуризма они противопоставили “вечные ценности” пластики, неизменные во времени и существующие сами по себе. В пластических ценностях для них воплощалась непознаваема сущность предметов, отличная от их внешнего облика. Картины Де Кирико населены манекенами, странными геометризированными фигурами, которые живут, двигаются любят и страдают в ирреальном, но необычайно убедительно изображенном мире. Это модели людей, модели человеческих отношений, точные и вместе с тем фантасмагорические, отрешенные от всякой конкретности и в то же время поразительно достоверные. Чувство одиночества, беспощадное утверждение непреодолимого разрыва человека и мира пронизывают всё творчество Де Кирико - они сквозят и в бесконечных перспективах его пейзажей и в жестокой логике его иррациональных построений. Творчество Де Кирико Двойственно: в нем сочетается живая человеческая тоска с холодной отрешенностью. Та же двойственность в той или иной степени характерна и для остальных представителей ”метафизической живописи”; собственно говоря, она присуща всему направлению в целом.

“Метафизическая живопись” определяла собой искусство дофашистской Италии.

С установлением фашистской диктатуры положение несколько изменилось. “Метафизики” продолжали работать, но из их искусства всё больше уходил живой нерв эмоции, то человеческое начало, с утратой которого в “метафизической живописи” особенно отчетливо проявились ее ледяной ригоризм и бездушная натуралистичность. Именно в таком преображенном виде “метафизическая живопись” довольно спокойно влилась в русло фашистского искусства.

Первое время после прихода к власти Муссолини любил повторять, что в искусство он не вмешивается. Подобные заявления были, разумеется, чистейшим лицемерием. Крупные государственные заказы, такие как Форум Муссолини, разного рода памятники и т.п., распределялись между художниками, чья благонадежность не подвергалась сомнению, а характер творчества соответствовал идеологическим установкам фашизма. Сооружения тех лет, псевдомонументальные, безвкусные поражают фальшивым пафосом и стремлением к грандиозности, доведенным до абсурда. В монументальной скульптуре господствовал помпезный неоклассицизм, ставший официальным стилем фашистского режима. Обнаженные атлеты, выставляющие свою мощную мускулатуру, в изобилии “украшали” площади крупных городов и официальные здания, подавляя своим напыщенным величием.

Станковая живопись

Что касается станковой живописи, то в этой области художникам была предоставлена, казалось бы, некоторая видимость свободы. Однако практически государственной поддержкой (то есть возможностью выставляться, продавать свои картины, спокойно работать) пользовались лишь те, чьё творчество лежало в русле официальной идеологии или отвечало личным вкусам малообразованной правящей клики. Им принадлежали руководящие посты в Академии, в разного рода конкурсных жюри и выставках.

Так, крупнейшей выставкой - венецианской Биеннале руководил скульптор-неоклассик Мараини. Генеральным секретарем римской Квадриенеале (с 1931 г.) был крупный фашистский функционер Ч.Э.Оппо. Между тем эти две выставки были единственной серьёзной возможностью для живописцев показать свои работы. И хотя формально участвовать в них мог каждый, отбор проводился весьма строго (на Квадриенеале, например, было два жюри - одно, избранное художниками, другое - назначенное правительством).

Художникам же, не желавшим по каким-либо причинам подчиняться господствующему режиму, предоставлялась возможность прозябать в полнейшей безвестности. ”Премия Кремоны”, установленная в 1939 году, подтвердила и узаконила это положение официально, выдвинув неоклассицизм господствующим стилем эпохи. Эта премия - логическое завершение довольно длительного процесса подчинения искусства фашистской политике.