Смекни!
smekni.com

Искусство (стр. 1 из 4)

Египет

Древнее царство 30-23вв. (распад)

Среднее 21-18 вв. (гиксосы)

Новое 16-11вв.

Позднее 10 в – 343г. до Р.Х.

Изолированная цивилизация. Искусство завязано на заупокойном культе. Шакал Анос – проводник в загробное царство. Это нац.религия. Политеизм. Сначала – насколько номов со своими триадами богов, потом, оставались боги побеждающих номов. Остались Нижний и Верхний – Амон + Ра = Амонра. Ра – бог солнца, Осирис – предвосхитил Христа, Исида – материнства, плодородия, Хатор – богиня неба, Тот – бог Луны и времени. Ка, Ба.

Архитектура

Только гробницы, т. к. остальные сооружения – деревянные. Пирамиды. Сначала – холм, обложенный плитами – мастаба. Потом достраивались ступени. У египтян – колонны – декор ф-ии.

1. Первая – Джосера 26 в (60м). Была окружена комплексом погребений. Имхотеп – её создатель, обожествлённый впоследствии.

2. Снофру в Медуме. 26в. (75м). Первая классическая после мастаба. Рухнула из-за большого угла.

3. Для Снофру в Дахшуре (100м)

4. Комплекс в Гизе. 26 в. 4-ая династия. Хеопса (146м), Хефрена (143м), Микерина (80м). Последняя – на возвышении. Сфнкс – Хеопс (20 м). Геометризм. Соперничество с природой. S=52 900м2 2300000 глыб по 2,5 тонн. Возводили 100 000 чек 20 лет – по Геродоту.

5. Углубление пирамид. Комплекс пирамид в Мироэ (н.цар.)

6. Н. и Ср. царств. – акцент на храмовую арх. Храм Хатшепсут в Деир-эль-Бахари. Арх. Сенмут 15 в.

7. Храм Амона в Карнаке 15-13 вв. Бараноголовые сфинксы.

8. Храм Амона в Луксоре. Злдчий – Аменхотеп Младший 15 в.

9. Храм Рамзэса II в Абу-Симбеле 13 в. на восток Статуи-20м

Изобразит. искусство

1. Алебастровый сосуд. (Гробница Тутанхамона)

2. Плита царя Нармера ~ 30 в. из Гиераконполя. Каир. Египетский стиль изображения фигур.

3. «Ти, наблюдающий за охотой на гиппопотама». ~ 24 в. Гробница Ти. Саккара Барельеф

4. Фараон Микерин с женой. Гиза. 2571. Бостон.

5. «Кормление ориксов». ~ 1920. Гробница Хнемхотепа.

6. Крышка гроба Тутанхамона. ~1340. (250 фунтов). Стиль Эхнат.

7. Царица Нефертити ~1360 Берлин. 50 см. бюст.

Искусство Крита и Микен и Кикладского архипелага 30-11 вв.

Древнее, среднее и позднее.

На Кикладах – только каменные гробницы. Но среди вещей – мраморные идолы – женские фигуры со сложенными на груди руками – богиня плодородия Древнего Востока. Клинообразное тело, овальная голова. Варьируется размер. Кажутся примитивными, но они – потомки грубых, с женскими атрибутами палеолитических идолов. Изящные «Девические» фигуры.

Минойское. Самое древнее и богат.

После 20 в возникает письменность, городская цивилиз. с дворцами. Строительство в Кноссе, Фесте, Маллии.В 17в. – разрушены. Снова выстроены, в 15в. опять разрушены.

Много мелких помещений, хорошая вентиляция, изящная роспись, качественная кладка, но колонный – всегда из дерева (ствол, сужающийся книзу, капитель-подушка). Главные сцены изображения – птицы и животные, обитатели моря, роскошная растит. Фреска в покоях королевы с изобр. Дельфинов и рыбы. «Фреска с тореодором» ~1500 – религ. ритуал.

Микенское. Микены – крупнейший город на побережье. До 16в. – бронзовые орудия и глиняная посуда, но после появляются «гробницы-улья». Расцвет – 13в. «Сокровищница Атреев» 1300-1250 Аккуратные каменные блоки. Дворец – крепость на холме. «Львиные ворота». Гигантские глыбы вызывали страх у потомков. Над воротами – барельеф львов. В фигурах – влияние Передней Азии.

Ордер

3, но на самом деле 2, т. к. коринф. – разновидность ионич.

Портик. Порта – ворота. Колонн – чётное число. Искажения: антаблемент и стилобат вогнуты, интерколоннии сужали, т.к. они на фоне тёмной целлы. Каннелюры – для передачи силы вертикальными линиями. Для напряжения – на 1/3 высоты – утолщение (энтазис). Капитель – расплющенное дерево. Желобки триглифов – движение каннелюров.

Дорич. – самый др. 3 части: ступенчатая платформа, колонны, антаблемент. Основание – стереобат, стилобат (на нём стоят колонны); колонны – ствол с каннелюрами, капитель (эхин и абак); антаблемент состоит из архитрава (продольная балка), фриза (перемежающиеся триглифы и метопы) и карниза (фронтон (двухскатная крыша), тимпан, наклонный слезник и сима). Отношение d/h = 1/6.

Ионич. – вытянутые пропорции, наличием базы, валютой вместо эхина, трехчастным архитравом и единым фризом. Отношение d/h = 1/7. Коринф. – ещё вытянутее. Капитель стилизована под корзину с цветами. d/h = 1/8.

Предположение, что ордер заимств. у египтян – вывернутый храм, традиционная имитация дерева.

1. Храм Гефеста. нач. 5 в.

2. Храм Посейдона. Пестум. 5в.

3. Овический орнамент под капителью дор. ордера.

4. Храм Геры (1). Пестум. 6в.

5. Храм Конкордии в Акраганде ( 2 пол 5в.)

Акрополь

Иктин и Калликрат. Акрополь (5в.). Перикл решил не восстан. старые храмы, а построить новый комплекс после персид. войны. Это расцвет классич. искусства. Основной храм – Парфенон. Всеобщие шествия. В 3 год олимпиады – больш. Панафинеи - новый пеплос Афине Парфенос (девы). Статуя Геры (12м) – Фидий в хрисо-элефантинной технике. Через Пропилеи (Мнесикл) (парадные ворота), мимо Афины Промахос, вокруг Парфенона (идея со всех сторон). На утёсе – храм Ники апторос (бескрылой). Парфенон (448-432) – 31x70м. Колонны – 10,5 м. Образ торжественности, праздничности. Равновесие пластики и простр. Маленький антаблемент. 2 части внутри – задн. (архив, сокровищница), передняя – П-образн. колоннада (ионическая). По фризу – изобр. Панафиней. Напротив Парф. – Эрехтейон (421-406). На старом светилище. Посвящён 3 богам – вост. портик – Афине (глухой), сев. – Посейдону (глубокий), южн. – Эрехтее (портик кареотид).

Скульптура архаики 7-6в

1. Стоящий юноша (курос)~ 600 Мрамор. Метрополитен. Очень похож на Микерина, но греки уже отошли от камня и делают людей, а не статуи. Широко открытые глаза и взгляд.

2. Девушка (кора) в дорическом пеплосе. ~530. Афины. «Архаическая улыбка». Кого они изображали? Это герои - среднее между богами и людьми. Устанавливались на могилы.

3. От египтян и Азии заимствовано и монумент. иск. Основное «поле» - фронтон. «Битва богов и гигантов». Дельфы. ~ 530. Повествовательный х-р, как в Египте. Чем ближе чек – тем объёмнее.

4. Позже от групп отказываются. «Умирающий войн» фронтон храма Афайи в Эгине. ~ 490. Органичное и естественное тело, Благородство и твёрдость духа при смерти воплощаются в великолепных линиях тела.

Скульпт. высокой классики 5в.

1. Греки научили свои статуи «стоять вольно». Стоящий юноша «Мальчик Крития». ~ 480. Афины. Стоит мягче. Тяжесть на одну ногу (равновесие). Изменение пластики тела. Нужда в «арх улыбке» - признаке жизни – отпала. Задумчивое выражение.

2. Лучшая из статуй такого стиля – более 2м. Обнажённый бронзовый Посейдон (Зевс) с трезубцем (молнией) в руке. 460г. Грозный жест. Поза атлета.

3. Монументальная скульпт. тоже изменяется. «Умирающая Ниобида»~440. Рим. Настолько гармонична, что догадаться о первоначальном предназн. Для фронтона сложно. Оскорбила Мать Артемиды и Аполлона, что её дети – лучше. Стрела поразила её в спину. Нагота – драматический приём (первая известная женская). Переживания и на лице.

4. Самая большая группа – Остатки фронтона Парфенона. «Три богини» ~438. Лондон. Поэзия бытия. Тонкие струящиеся одежды. Особое пространство, т.к. проработан объём. Сложные позы и естественность. Заключены в рамку фронтона – позже – нет.

5. Битва греков с амазонками. ~359. Лондон.

6. «Ника, развязывающая сандалию». Рельеф храма Ники Аптерос. 409г.

7. Поликлет. «Дорифор». ~440г. Олимпийский победитель в метании копья. Мотив движения – поднятая пятка.

8. Поликтет. «Диодумен». Выгнётость тела, классические пропорции.

9. Мирон. «Дискобол». Очень сложная пластика. Миг статики между двумя движениями.

10. Мирон. «Марсий» вплощение природы. Неловкий жест, патлатость.

11. Лисипп (Апоксимен). «Атлет, счищающий с себя масло и песок». 2 пол. 4 в. Рим.

12. Леохар. «Аполлон Бельведерский» кон. 4в.

Скульпт. поздней классики 4в.

После поражения в Пелопонесской войне, афинская традиция существовала ещё 3 века Общественность ослабевает, личность обособляется. В позднюю классику тяготение к конкретности переживаний и характерности. Появляются опоры Тела малоустойчивы.

1. Пракситель. «Гермес с Дионисом». 4в. Особая мягкость лепки.

2. Пракситель. «Аполлон». 4в. Охота на ящерицу требует напряжения, но он неустойчив.

3. Скопас. «Менада». 4в. Антагонист Праксителя. Страстный, огненный художник. Его образы – динамичны, активны.

Скульпт. Эллинизма 4-1 н. э.

После распада Империи Македонского, эллинская культура оседает во всех странах-колониях. Именно вещи, созданные в этот период мы считаем за канонические.

1. Ника Самофракийская. 4в. Воплощение радостного пафоса

2. «Афродита Милосская» Агесандр. 3-2в. не характерна для своего времени. Были в моде более чувственные, пафосные произв. Она слишком спокойна.

3. «Алтарь Зевса в Пергаме» ~180. В честь победы над галлами. Страшная битва богов и гигантов. Как здесь их никогда не трактовали раньше: могучие тела, запутанная композиция, борющимся тесно, масса подавила пространство. Клубок тел, а они ещё классические.

4. Классический облик обретает суховатую импозантность – «камея Гонзаго» 3 в.

5. Эриния. Фрагмент фриза.

6. Умирающий галл. Копия с бронзового оригинала 230. Из Пергама. Рим.

7. Афина и Алкионей. Деталь восточного фасада большого фриза алтаря Зевса в Пергаме. Берлин.

Греческая ваза.

Виды: Кратер (для разбавления вина), Стамнос, Амфора, Гидрия, Пелика, Ойнохоя, Килик (из него пили), Лекиф, Канфар, Скифос.

В период архаики: улучшение техники изгот. (рецепт, обжиг), появляются тонкостенные, гладкая поверхность, стойкие цвета, эстетика форм, традиция подписывать. 7в. центры – Родос, Самос, Коринф, Афины. Чёрнофигурная техника. После 6в. краснофигурные.

1. Дипелонская погребальная амфора.

2. Ваза Франсуа. 560г. Флоренция. Фигурные мотивы.

3. Эксекий. Амфора с Ахиллом и Аяксом.

4. Килик Диониса.

5. Амфора с ласточкой 5в. ГЭ.

6. Возвращение с пира. 480.