Смекни!
smekni.com

История театра древней Греции, Рима и средневековья (стр. 2 из 3)

Истокиримского театра. Истоки римскоготеатра и драмывосходят,каки в Греции,к обрядовым играм,богатымкарнавальнымиэлементами.Таков,например,праздник Сатурналий-вчесть италийского божества Сатурна.Особенностью этого праздникабыло "переворачивание" привычных общественных отношений:господана время становились"рабами",а рабы-"господами". Одним из истоковримского театраи драмы былисельские праздники сбора урожая.Ещев отдаленныевремена,когдаРим представлялсобой небольшуюобщину Лациума,подеревням справлялисьпраздники в связи с окончаниемжатвы.На этихпраздниках распевались веселые грубоватыепесни-фесценнины.Каки в Греции,обычнообычно выступали при этом дваполухория,которыеобменивалисьшутками подчасязвительногосодержания.Зародившисьеще при родовомстрое,фесценнины существалии в последующиевека,и в них,посвидетельствуГорация, находилаотражениесоциальнаяборьба междуплебеями ипатрициями. Существовалаи другая форма примитивных зрелищ-сатура.Основой для сатур послужилимимическиетанцы этрусскихплясунов.В 364 г. до н.э. Рим постигло моровое поветрие.Чтобы умилостивить богов,решилиустроить сценическиеигры.Из Этрурии были приглашены актеры-плясуны,которыетисполняли свои танцы под аккомпанемент флейты.Этрусскимактерам сталаподражать римская молодежь,которая прибавилак пляске шуточный диалог,написанный нескладными стихами,а такжежестикуляцию.Таквозникли сатуры(в переводезначит "смесь").Сатурыбыли драматическимисценками бытовогои комическогохарактера,включавшимив себя диалог,пение,музыкуи танцы. Еще одним видомдраматическихпредставленийкомического характера являлисьателланы,которыебыли позаимствованыу других племен, населявшихАпеннинскийполуостров,скоторыми Римвел непрерывные войны.Молодежьувлеклась этимииграми и стала устраивать их в дни праздников. В ателланедействоваличетыре постоянныхкомических персонажа: Макк,Буккон,Паппи Доссен.Твердоготекста ателланыне имели,поэтому при ихисполненииоткрывалсяширокий простордля импровизации. К народнойдраме восходити мим.Как и вГреции,мим воспроизводил сценки изнародногобыта,а иногдапародировал мифы,выводя в шутовском видебогов и героев. Таким образом,вРиме существовалипримерно теже обрядовые игры,что и в ДревнейГреции.Но дальшеслабых зачатковдрамы развитие народноготеатра не пошло.Этообъясняетсяконсервативным укладом римскойжизни и сильнымсопротивлениемжрецов.Поэтомув Риме не сложилосьсамостоятельноймифологии,котораяв Греции послужила "почвойи арсеналом"искусства,втом числе драмы.


Римскийтеатр эпохиреспублики. Римляне взялилитературнуюдраму в готовомвиде у грекови перевели ее налатинскийязык,приспособивк своим понятиями вкусам. После победононогоокнчания первой Пунической войны,на праздничных играх240 г.до н.э.,было решено устроить драматическое представление.Постановкупоручили грекуЛивию Андронику,находившемуся в рабствеу римскогосенатора, которыйи дал ему латинское имя Ливий.Послеотпущения наволю,он осталсяв Риме и стал обучать греческомуи латинскомуязыку сыновейримской знати.Этот учитель и поставилна играх трагедиюи,вероятно,такжекомедию,переработанныеим с греческогообразца или,бытьможет,просто переведенные сгреческогоязыка на латинский.Этапостановкадала первый толчокразвитию римскоготеатра. С 235 г. до н.э. начинаетставить насцене свои пьесы драматург Гней Невий(около 280-201 до н.э.).Онбыл уроженцем латинского городкав Кампании ипренадлежалк плебейскому роду.После окончания первой Пунической войны,в которой он принимал участие,Невийпоселился вРиме и начал заниматься литературной деятельностью. Гнея Невия сполным основаниемможно назватьпервым самобытным римским поэтом.Егостихи (сатуры),драмы,эпическаяпоэма "Пуническая война"отличалисьсамостоятельностью в художественном и в идейном отношении. Вначале своейдраматургическойдеятельностиНевий писал трагедии по греческомуобразцу на темутроянскогоцикла мифов.Новскоре он выступилс трагедиямина сюжеты из римской истории.Такая трагедия называлась у римлян претекста.Позднее претексты использовалив качествесюжетовнетолько исторические,но и современные события. Однако наибольшейславы Невийдостиг в областикомедии (в отличие от греческих драматургов он писал произведения в двух жанрах).Невийбыл создателемпаллиаты-литературной комедии,которая представляласобой переработку новоаттической,т.е. бытовой греческойкомедии.Паллиатаставилась вРиме в теченииIII-II вв. до н.э.Свое названиеона получилаот греческого широкого плащапаллия,так какдействие паллиатывсегда происходилогде-нибудь в Греции и героиее носили греческуюодежду. Хотя Невий ипридерживалсягреческихоригиналов,но обрабатывал он их горадосвободнее,чемЛивий Андроник.Невий первый применил так называемуюконтаминацию,т.е.соединениев римской комедиисюжетных линийдвух или трехгреческих.Возможно,чтоНевий стал основоположникоми римскойнациональнойкомедии-тогаты.


Плавт (около254-184 до н.э.).Продолжателемдела Невия как комедиографабыл его младшийсовременникТит МакцийПлавт.Его творчество относитсяк тому периоду,когдаРим из сельскохозяйственной общиныпревращаетсяв сильнейшеегосударство-сначалаАпеннинского полуострова,азатем и всегобассейна Средиземногоморя. По единодушнойоценке древних,Плавтбыл самым блестящим представителемпаллиаты.Излюбленныйперсонаж Плавта-хитрый,пронырливый раб,помогающиймолодому хозяинуулаживатьлюбовные дела.Секрет успехаПлавта состоитпрежде всегов том,что егокомедия являясь переделкойгреческих,самобытныпо духу,в нихярко запечатлены чертыримской жизни.Плавтсочувственноотносится к плебейским низамрабовладельческогообщества и осуждает людей,стремящихся к наживе. Плавт умелискусно соединитьновую аттическуюкомедию с элементами народной римской ателланы,с ее буффонадой,живостью действия,с ее поройнепристойными,ноостроумнымишутками. Большое местов комедияхПлавта отводитсяпению и музыке.В новой аттическойкомедии пениеи музыка использовалисьтолько в антрактах. У Плавтаже музыкальный элемент в некоторых комедиях преобладает.Этокантики (от лат.canto-"пою").Одни из кантиков представлялисобой арии,другиеисполнялисьречитативомпод музыкальный аккомпанемент. Пьесы Плавтаотличаетдинамичность,онипроникнутыпафосом неистощимой энергиии здоровогооптимизма.Приэтом сами характерыего героев статичны,лишенысложности и психологической глубины.Поэт обращает основноевнимание насобытийную сторону,а все,что касается внутреннегоразвитияобраза,упрощается,отступает на второй план.Темне менее свойственныйПлавту прием гротеска делает его персонажейтеатральновыразительными. От Плавта дошлидо нас 20 комедийполностью и одна в отрывках.Почти всекомедии начинаютсяс пролога.Прологигораздо длиннее,чем в новойаттическойкомедии,нослужат той же цели.В них рассказываетсяо событиях,предшествовавших началу действия,и о том,как будетразвиватьсяинтрига.Сюжетмногих комедий был настолько запутанным,чтозрителям труднобыло следитьза ходом действия,не познакомившисьпредварительнос содержанием. Большинствокомедий Плавтапредставляютсобой веселыефарсы или разработкуоткровеннокомическойситуации сбесконечными обманами,тонко сплетеннойинтригой,хитроумными проделками,душой которых обычноявлялся слуга-раб. Комедии Плавтапрожили большуюисторическуюжизнь,хотя в средние века Плавтбыл основательнозабыт:богословысчитали,чтов его пьесах многобезнравственного.Затов эпоху ВозрожденияПлавт снова воскрес дляевропейского театра.Его пьесы переводят,создают различныепеределки иподражания.Мотивыкомедий Плавта обрабатывались многочисленными драматургами:Ариосто,Арентино,Шекспиром,Мольероми другими.


Теренций (около185-159 до н.э.).Публий Теренций Афр,работавший,как и Плавт,вжанре паллиаты,принадлежалуже к следующемупоколениюдраматургов.УроженецКарфагена,Теренцийеще мальчикомбыл привезен вРим,где сталрабом римскогосенатора.Заметиввыдающиеся способностиюноши,сенатордал ему хорошееобразование,а затем отпустил наволю.Теренцийнаходился вдружественныхотношенияхсо многими знаменитымилюдьми,входившимив кружок просвещенногопатриция СципионаМладшего-приверженцагреческойкультуры и греческого образования. Теренций написалшесть комедий,и все они сохранились.Сюжеты этих комедийон,как правило,заимствуету Менандра,причем сознательно подчеркиваетих греческийколорит.Конфликтыв комедиях Теренция носятсемейный характер,иосновной целью драматурга является гуманизациянравов. У Теренцияобычно неттакой динамикив развитии событий,как у Плавта;онотказываетсятакже от театральных средств и приемов ателланы,которымиохотно пользовалсяего предшественник,-от буффонады,грубыхи сочныхшуток,непосредственногообращения кзрителям в ходе действияи т.д.Зато Теренцийстремится датьболее углубленнуюпсихологическуюхарактеристикусвоих персонажей,создавая интересные,жизненныеобразы. Одна из наиболееизвестныхкомедий "Братья"(160 до н.э.)-ставит вопрос овоспитаниимолодежи.Вкомедии побеждаютновые взгляды,представителикоторых считают,чтонадо бытьснисходительным к проделкаммолодых людей,воспитыватьих не приказамии наказаниями,а добрымисоветами. Комедии Теренциязнакомилиримских зрителейс миром болеесложных,чем у героевПлавта,душевныхпереживаний(хотя и ограниченных семейнымирамками).В этомотношении егопроизведенияближе к их общемупервоисточнику-Менандру. Теренций можетбыть названпредшественником новой европейской драмы.Европейскийтеатр неоднократно обращался к его творчеству.Влияниеего комедий"Формион" и"Братья" чувствуетсяв творчестве Мольера. Новый интереск гуманистическимтенденциямдраматургавозник в XVIII в.,в периодформированиябуржуазной"мещанской" драмы.Дидро считал Теренциясвоим предшественником,Лессингв "Гамбургской драматургии"дал подробныйанализ "Братьев",считая эту комедию образцовой.


Римскийтеатр императорскойэпохи. В I в.до н.э. республикав Риме пала.После убийства Цезаря и победы надАнтонием в 31г. до н.э. императором в Риме стал Октавиан,получившийвпоследствиипочетное прозвищеАвгуст ("Священный").Августхорошо понимал общественное значение театра и всячески содействовалего развитию.Преждевсего,Августхотел возродить на римскойсцене трагедиюгреческого типа,видя именно в ней средствоулучшения и воспитания нравов своих граждан.Эти стремленияАвгуста былиподдержаныодним из выдающихся римских поэтов,Горацием,инашли отражениев его "Наукепоэзии". Проводя политикуАвгуста,Горацийвыступает заидейное, содержательное искусство,основойкоторого являются мудрость.Поэт,с одной стороны,долженбыть человекомвысокообразованным,так как он выступает каквоспитательи наставник граждан.С другой-его искусство должнобыть эмоционально,изящно,поэтомуему нужно шлифовать своипроизведения,преждечем выставлятьих на суд публики. Однако всеусилия Августавозродить наримской сцене серьезный жанр не увенчалисьуспехом.Хотяпредставления устраивались часто,они носилиглавным образомразвлекательныйхарактер.Общественная роль театразаметно снизилась.Такаятенденцияособенно усилилась при преемникахАвгуста. Снижение идейнойроли театрасказалосьпрежде всегона его репертуаре.ПослеустановлениядиктатурыОктавианатрагедия пришлав упадок.Еслитрагедии иставились вовремена империи,то только в виде отдельныхэффектныхсцен,дававшимвозможностьактерам показать своемастерство.Этиактеры (их называлитрагедами) надевали костюмы и маски,какдля выступления в трагедии,однако их роль сводилась восновном кпению,так как актерские арии составляли главную частьпредставления.Исполнениеарий из трагедий как самостоятельноепредставлениесохранилосьв Римской империи вплоть до последнихдней ее существования.


Сенека (около4-65 н.э.).От трагедииимператорскойэпохи до нас не дошло ничего,крометрагедий философаСенеки. Луций АннейСенека былвоспитателемимператораНерона,одновремя занимал принем высшиедолжности в государстве,но затем был обвинен в заговорепротив императораи по приказанию Нерона покончил с собой,вскрывсебе вены. Трагедии Сенеканачал писатьв последниегоды жизни,когдаотношение к немуНерона изменилосьи он вынужденбыл более осторожно высказыватьсвои вэглядына существующиепорядки.Всего он написал 9 трагедий,заимствуя их сюжеты из греческой мифологии.По своему строениютрагедии Сенекитоже мало отличаются от греческих: партиихора чередуютсяу него с партиямигероев,на сцененаходятся неболее трехактеров одновременно.Но под влиянием социальных иполитическихусловий трагедии Сенеки получили новую направленность.Мрачнаяэпоха Нерона,сее жестокостямии угрозами кровавой расправы,какдамоклов мечвисевшей над каждым,определила разработкутем. Герои Сенеки-люди,наделенные сильными,испепеляющими страстями.Изображениеэтих страстей,невольноприводящих героя к гибели,изображение сильных аффектов,чудовищных пороков,состояний,близкихк патологии,-всеэто становитсяглавным дляпоэта. Среди героевСенеки-жестокосердныетираны,попирающиевсе законы человечности,способныена любые преступленияради удовлетворения своейстрасти.Героини,женщиныс мужской душой,тоже не останавливаютсяни перед чемради удовлетворениясвоих желаний. Персонажитрагедий Сенеки однолинейны:драматург выделяет какую-либо однучерту в характереи доводит еедо предела.В драмах Сенеки постоянновстречаютсясцены страшноймести,кровавых преступлений.Очевидно,этобыло отражениемтогдашней жизнис ее атмосферой жестокихрепрессий. До сих пор остаетсяспорным вопросо сценической жизни трагедий Сенеки.Скореевсего онипредназначеныдля чтения,но не для постановки:трагедиилишены динамики,некоторые сцены технически невозможноисполнить. ТворчествоСенеки оказалоогромное влияниена формированиетрагедии новоговремени.Именночерез негогуманисты эпохи Возрождения начали своезнакомствос античной трагедией.В XIV-XVII вв. драматургивсех западноевропейскихстран учились у Сенеки искусствутрагичного-мастерскомуизображению страсти,напряженности диалогов,отточенностистиля.Шекспири Бен Джонсон в Англии,Корнель,Расин идругие представителифранцузскогоклассицизмаизучали и использовалитрагедии Сенекив своей творческойпрактике.


Организациятеатральныхпредставлений. Представленияустраивалисьв Риме во время различных государственныхпраздников.Пьесышли на праздникепатрициев-Римских играх,проводившихсяв сентябре вчесть Юпитера,Юноны и Минервы;на празднике плебеев-Плебейских играх,происходивших в ноябре;на Аполлоновыхиграх-в июле. Постоянноготеатральногоздания в Римене было вплотьдо середины I в. до н.э.;сооружению его противился консервативный сенат.Дляпредставленияобычно на форуме воздвигался деревянный помост высотойв половинучеловеческогороста.На сценическуюплощадку велаузкая лесенкав 4-5 ступенек,покоторой актеры поднимались на сцену.Втрагедии действиепроисходило перед дворцом.В комедиях декорациипочти всегдаизображалигородскую улицус выходящими нанее фасадамидвух-трех домов,и действие развертывалось переддомом.Зрители сидели на скамейках перед сценой.Но иногда сенатзапрещал устраиватьместа в этих временных театрах:сидеть напредставлениях,помнению сената,былопризнаком изнеженности.Всепостроенноедля театральныхигр сооружение ломалось сразу жепосле их окончания. Играли в постановкахуже не любители(как в ателланах),аартисты-профессионалы.Ихназывали актерамиили гистрионами.Римскиеактеры происходилииз среды вольноотпущенниковили рабов и посравнению с греческимизанимали гораздоболее низкоеобщественноеположение.Актерыобъединялисьв труппы воглаве с хозяином-антрепренером,которыйпо договоренностис властямиорганизовывал театральное представление,гдесам обычноиграл главныероли.Все женские роли исполнялисьмужчинами,женщинв труппы небрали. Актеры-профессионалы,выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в. до н.э.,игралибез масок.Маскапоявилась вэтих жанрах довольно поздно-в130 г. до н.э.Поэтому,вотличие от греков,римляне моглиследить за мимикой актеров.Маски использовались и раньше,но лишьв особых случаях-когда надо было,например,обыграть мотивдвойника вкомедии.В маскахтакже играли актеры-любители, принадлежавшиек высшим слоямобщества. Важным событиемв театральнойжизни Рима былопоявление первого постоянноготеатра,построенногоиз камня.Этоттеатр был сооружен в 55 г до н.э.Гнеем ПомпеемВеликим и вмещалдо 40 тысяч человек.В концеI в. до н.э. в Римебыло построеноеще два каменных театра:театрБальба и театр Марцелла.От последнего до сих сохранилисьостатки наружнойстены,разделеннойна три этажа,что соответствуеттрем внутреннимярусам.


ТЕАТРСРЕДНЕВЕКОВЬЯ