Смекни!
smekni.com

Опера (стр. 1 из 2)

.

"Опера и именно только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не толь­ко отдельных кружков, но при благоприятных условиях — всего народа". Эти слова принадлежат Петру Ильичу Чайковскому — вели­кому русскому композитору. Вся его оперная деятельность — живое подтверждение справедливости этих слов: опера была самым люби­мым музыкальным жанром гениального композитора, и лучшие его оперные произведения действительно стали достоянием всего народа.

Опера, тесный союз двух искусств — музыки и театра, взаимно друг друга обогащающих, является одним из самых популярных жанров. Воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает благодаря выразительной силе му­зыки. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную кон­кретность, образность.

Стремление усилить при помощи музыки воздействие театраль­ного произведения возникло уже в очень далекие времена, на заре существования драматического искусства.

На открытом воздухе, у подножия горы, склоны которой, обра­ботанные в виде ступеней, служили местами для зрителей, в Древ­ней Греции происходили праздничные театральные представления. Актеры в масках, в особой обуви, увеличивавшей их рост, деклами­руя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человечес­кого духа. Созданные в эти далекие времена трагедии Эсхила, Со­фокла, Еврипида и в наши дни не утратили своего художественного значения.

Значительное место в греческой трагедии занимала музыка, точ­нее — хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Именно хор выражал основную идею произведения, отношение его автора к изображаемым событиям.

Театральные произведения с музыкой были известны и в средние века. Но все эти "предки" современной оперы отличались от нее тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до конца поется.

Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии. Создателями этого нового жанра были поэты и музыканты, преклонявшиеся перед античным искусством и стремившиеся возродить древнегреческую трагедию. Но хотя в своих музыкально-сценических опытах они использовали сюжеты из древнегреческой мифологии, они не возродили трагедию, а создали совсем новый вид искусства — оперу.

Опера быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам. В каждой стране она приобрела особый национальный характер — это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из ее сказаний и легенд), и в характере музыки.

Создателем первой классической оперы в России явился гениаль­ный композитор Глинка. В своей первой опере "Иван Сусанин" он прославил нравственную силу русского человека, его беззавет­ную любовь к родине. Музыка этой оперы глубоко, органически связана с русской народной песенностью.

С народным песенным искусством родной страны связаны и луч­шие оперные произведения зарубежных композиторов — австрийца Моцарта, итальянцев Джоаккино Россини и Джузеппе Верди, фран­цуза Жоржа Бизе.

Какими же средствами располагает музыка в опере, чтобы уси­ливать художественное воздействие драмы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с основными элементами, из которых состоит опера.

Одной из основных частей оперы является ария. Значение этого слова близко к значению слова "песня", "напев". И действительно, арии из первых опер по своей форме (большей частью — куплетной), по характеру мелодии были близки песням, да и в классической опере мы найдем немало арий-песен (песня Вани в "Иване Суса­нине", песня Марфы в "Хованщине"). Но обычно ария сложнее по форме, чем песня, и это обусловлено самим ее назначением в опере. Ария, подобно монологу в драме, служит характеристикой того или иного героя. Характеристика эта может быть обобщающей — своего рода "музыкальным портретом" героя — или же связанной с определенными, конкретными обстоятельствами действия произ­ведения.

Известную арию Игоря из оперы Бородина "Князь Игорь" мы отнесем к первому роду. Эта ария хотя и связана с данной ситуа­цией (князь Игорь в плену), но в ней выражена не только мечта о свободе, но и гораздо более широкий круг образов: здесь и раз­мышления о судьбе родной земли, и любовь к далекой подруге — Ярославне. Храбрый воин, мудрый государственный деятель, любя­щий супруг — таков многогранный "портрет" героя, созданный в этой арии.

Примером арии, характеризующей героя только в данной, кон­кретной ситуации, может служить ариозо Онегина в шестой карти­не оперы Чайковского ("Ужель та самая Татьяна..."). Это ариозо передает внезапно вспыхнувшую любовь Онегина к Татьяне, но не раскрывает других сторон его характера. Но и в том и в другом случае ария, как и другие оперные формы, передает мысли и чувства конкретного героя.

Многое в музыкальной форме арии объясняется этим ее назначе­нием в опере. Так, очень часто ария не только выражает уже созрев­шее чувство, но и самый процесс его формирования, она показывает, как в душе человека происходит борьба противоположных чувств и как одно из них побеждает. В музыке эта борьба находит выра­жение в речитативно-декламационном вступительном построении, предшествующем арии в собственном смысле слова. В этой, вступи­тельной части обычно нет законченности, симметрии, изложение ее импровизационно. И только в самой арии, в момент, когда музы­ка должна выразить уже оформившееся чувство, появляется мело­дическая закругленность и отчетливость, формы. Так, в известной арии Лизы из "Пиковой дамы" Чайковского ("Уж полночь близит­ся...") борьба надежды и отчаяния в душе героини выражена во всту­пительной части, начинающейся цитированными выше словами. Взволнованная мелодия состоит из отдельных коротких фраз де­кламационного характера. А итог этой борьбы — безысходная печаль прощания с обманчивыми мечтами — выливается в напевной, скорб­ной мелодии ("Ах, истомилась я горем!").

Оперная ария обычно имеет ясную законченную форму: куплет­ную, трех частную, рондо. Нередко ария состоит из двух контрастных по характеру музыки частей. Благодаря этой законченности арию можно исполнить отдельно, например в концерте, в радиопередаче. Слушая оперную арию в концерте, вы можете составить ясное пред­ставление о герое, которого она характеризует.

Но действие оперы нельзя передать только чередованием закон­ченных арий, так же, как действие драмы не может состоять из одних монологов. В тех моментах оперы, где действующие лица именно действуют в живом общении друг с другом, в разговоре, споре, столкновении, — не нужна такая законченность формы, какая вполне уместна в арии. Она тормозила бы развитие действия. Такие моменты обычно не имеют законченной музыкальной композиции, отдельные фразы героев чередуются с возгласами хора, с оркестро­выми эпизодами. Широко используется речитатив, то есть деклама­ционное пение, о котором уже шла речь в главе четвертой.

Примером свободно построенной оперной сцены может служить сцена ссоры Онегина и Ленского в опере Чайковского "Евгений Оне­гин" (первая картина второго действия), начиная от восклицания Ленского: "Онегин, вы больше мне не друг!" — эта сцена строится как свободный декламационный диалог, прерываемый взволнован­ными репликами хора гостей на балу у Лариных.

В опере "Евгений Онегин" нет резкой грани между речитативом и мелодическим пением, речитатив в ней отличается напевностью и потому так легко и свободно вливается в арию или ансамбль. Но есть оперы, в которых речитатив очень приближен к разговорной речи и значительно отличается от всех остальных оперных форм. Та­кой речитатив (он называется "сухим" речитативом) был очень рас­пространен в операх XVIII и начала XIX века. Примером может слу­жить опера Россини "Севильский цирюльник", где большая часть речитативов исполняется по старой традиции под фортепиано, чем еще сильнее подчеркивается отличие речитатива от арий, сопровождаемых оркестром.

Большое внимание речитативу уделяли многие русские компози­торы, особенно Даргомыжский и Мусоргский. Стремясь к реализму в музыке, к наибольшей правдивости музыкальной характеристики, они видели главное средство для достижения этой цели в музыкаль­ном претворении речевых интонаций, таких именно интонаций, которые наиболее характерны для речи данного персонажа.

Речитативы Мусоргского отличаются особенной психологичес­кой выразительностью, в них раскрывается внутренний душевный облик героя. Так, например, в "Борисе Годунове" речитативные интонации в партии царя Бориса, полные огромной внутренней напряженности, взволнованности, очень отличаются от сдержанных, спокойных интонаций партии летописца Пимена.

Преобладание речитативно-декламационного или, наоборот, мело­дического пения в значительной мере обусловлено жанром оперы, ти­пом ее сюжета. Опера лирического характера дает много поводов для мелодического пения в ариях, дуэтах; драматический, интенсивно развивающийся сюжет требует широкого использования речитатива.

Арии и речитативы являются основными средствами индивидуаль­ной характеристики героев оперы. Очень ярким средством характе­ристики героев (при этом не имеющим аналогий в драме) является ансамбль. С этим понятием мы уже познакомились в главе пятой на примере инструментальных ансамблей.

Оперные ансамбли могут быть очень разными по количественному составу: от двух голосов (дуэт) до десяти (децимет). При этом обычно в ансамбль соединяются голоса различного диапазона и тембра. Мы часто слышим в опере, например, дуэт сопрано и кон­тральто (например, Лизы и Полины в "Пиковой даме" Чайковского) и гораздо реже, в виде исключения, — дуэт двух сопрано (Сюзанны и Керубино в опере Моцарта "Свадьба Фигаро").