Смекни!
smekni.com

:

СМЯТЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ТАИНСТВЕННОМ И НЕПОЗНАВАЕМОМ МИРЕ

Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Апол­линер, обозначив жанр своей пьесы — «сюрреалистическая драма». В 20—30-х годах новое художественное направление его основатели — поэты А. Бретон и Ф. Супо стали называть «сюрреализм» («сверхреализм»). Теоретики сюрреализма связывали с ним надеж­ды на построение новой, художественной реальности, более реаль­ной, чем окружающий мир. Сюрреализм, утверждали они, «снимает покровы» с мира, творит «истинную», неправдоподобную действи­тельность — сюрреальность. Отсюда — абсолютизация чудесного и превращение его в ведущую категорию эстетического отношения человека к миру. «Нет ничего, кроме чудесного» (А. Бретон). Реальность сверхреального, подлинность таинственного, невероятность обыденного становятся главной темой художника. Как образно сказал французский поэт П. Элюар, в стакане воды столькоже чу­дес, сколько их в глубине океана.

В этом художественном направлении человек, мир, вещи, само пространство текучи и относительны, их границы размыты. Худо­жественная концепция сюрреализма: границы личности и мира расплылись, ничего определенного, все искажается, смёщается, расплывается. Мир — беспорядочная масса явлений, личность не знает, где начинается ее «я» и где оно кончается, где мир и что он такое.

Сюрреализм прокламирует хаос мира и пытается художествен­ной формой восстановить распавшуюся связь вещей и людей.

Для сюрреализма Вселенная драматически напряжена. Одино­кий человек сталкивается с таинственным и холодным миром:

Бабочка философская

Присела на розовой звезде,

И так возникло окно в ад,

Мужчина в маске все стоит перед женщиной

обнаженной... '

Принцип сюрреалистической поэтики — сверхметафоричность. Метафоричность абсолютизируется сюрреализмом и доводится до неожиданного сопряжения несопрягаемых предметов, до капризной произвольности сопоставлений. Именно эта поэтика делает мир рас­плывчато-зыбким: предмет, сравниваясь со многими явлениями, становится похожим на все и потому ни на что не похожим. Это и создает образ таинственной реальности. Поэмы превращаются в художественную энциклопедию метафор. А. Бретон в «Сообщаю­щихся сосудах» писал: «Сравнение двух максимально отстоящих друг от друга объектов или иной способ преподнесения их в захваты­вающей и внезапной форме является фундаментом самой высокой цели поэзии». Средствами сюрреалистической поэтики выступают алогичный монтаж, внесмысловая стыковка, иррациональная связь фраз, слов, зрительных впечатлений. Идеальной моделью сюрреалистического образа становится встреча на операционном столе швейной машины и зонтика. Нелогичная метафоричность сюрреа­лизма рождает загадочно-красочные и таинственно-зыбкие образы:

В сети жизни твоей попалась природа.

Дерево — твоя тень — обнажает плоть свою: небо.

У дерева голос песка, жесты ветра.

И все, что ты говоришь, у тебя за спиною дышит.

Сюрреализм принципиально неконкретен и внеисторичен. Так, Сен-Жон Перс утверждал, что его творчество всегда развивалось в разрыве со временем и законами, и что он стремился избежать всяких исторических и географических соотнесенностей. Реальность исчезает, она растекается, как «стекают» со стола часы в картине С. Дали «Капризы памяти». Время расплывается. История исчезает. Сюрреализм утверждает отсутствие самого исторического процесса, внеисторичность времени: «безразличие к истории» (Р. шар); «нет истории, кроме истории души» (Сен-Жон Перс); «безразличие ко всему на свете» (А. Бретон).

Сюрреализм отказывается контролировать и творческий процесс, и личность как таковую какими-либо нравственными нормами, стремится очистить личность от социальной, нравственной и инди­видуальной «шелухи» прокламирует отвращение к социальной жизни.

Здравый смысл противопоказан искусству сюрреализма, худож­ник ориентируется на иллюзию, фантазию, грезы, чудо.

Интуитивистская сверхреальная связь с миром является прог­раммой не только художника, но и воспринимающей искусство пуб­лики. Интуитивизм — основа творческого метода сюрреализма, утверждающего безграничную свободу воображения художника, неконтролируемость творческого процесса какими-либо логиче­скими началами. Личность в творчестве движима сексуальными вле­чениями и воспринимает действительность сквозь отверстие в тазо­бедренной кости (так изображен пейзаж на одной из картин' С. Дали).

Для этого направления характерны иррациональный интеллек­туализм, холодная лжеэмоциональность, рационалистическая ане­стезия чувств, стремление «обесчувствить» действительность. Эмо­ции заменяются демонстрацией средств их передачи.

Усыпление разума, погружение в «волну грез» (ранний Л. Ара­гон), интуитивное начало, ассоциативность, «автоматизм» письма (А. Бретон) становятся творческим принципом сюрреалиста:

«Сюрреализм. Чистый психический автоматизм... Диктовка мысли при отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, вне какой бы то ни было эстетической или моральной озабочен­ности...».

С опозданием на полтора столетия по сравнению с философией (Кант) сюрреализм выдвинул в художественной форме идею транс­цендентности, объявив о существовании некой сверхреальности, стоящей за реальными явлениями. Это художественное направ­ление делает беспредельной многозначность образной мысли и доводит ее до степени художественного агностицизма.