Смекни!
smekni.com

Творчество Нестерова на уроках (стр. 1 из 10)

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По теме: Изучение творчества М.В. Нестерова

на уроках МХК общеобразовательной школы

2004


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ………………………………………………………………3

Глава 1. Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте

русского искусства второй половины IXI – первой

половины XX в

1. Общая характеристика Российского искусства эпохи ………….6

2. М.В. Нестеров – как художник переходного периода

рубежа XIX – XX вв …………………………………………..12

3. Становление М.В. Нестерова как художника

и характеристика его творчества ……………………………..20

Глава 2. Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы

2.1. Специфика структуры уроков по МХК ………………………...33

2.2. Организация процессов восприятия учениками

5 – 6-х классов творчества М.В. Нестерова ………………….39

2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы ……………...46

2.4. Методические рекомендации учителям ………………………..53

Заключение ……………………………………………………………..

Список литературы ……………………………………………………


ВВЕДЕНИЕ

Тема данной дипломной работы «Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК общеобразовательной школы».

Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского художника М.В. Нестерова – это поиск духовно-религиозного и этического идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой.

Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.

М.В. Нестеров создавал не только картины – сказки, картины – легенды, картины – иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был талантливым мастером портрета. Многие исследователи посвятили свои работы изучению портретной живописи М.В. Нестерова.

Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в своем труде «Мастера портрета», упоминают о том, что М.В. Нестеров обратился к портретной живописи в завершающий период своего творчества, но и за это недолгое время он успел прославиться как талантливый портретист.

Художник создал целую галерею изображений видных деятелей науки и искусства. Чаще всего мастер показывал свои модели в процессе труда. С течением времени портретные образы М.В. Нестерова становились все более выразительными и глубокими. Исследователь С. Дурылин замечает, что для портретного мастерства М.В. Нестерова, становятся характерными черты, найденные в предшествующие годы, - отражение душевного строя человека в единении со средой, интерьером и пейзажем.

Внимание к образной символике сближало многие произведения М.В. Нестерова.

Он был тонким мастером лирического пейзажа.

Во-вторых, меня заинтересовала проблема такой темы в общеобразовательной школе. Уроки МХК строятся по интегративному принципу, а это делает их содержание не похожим на традиционные учебные дисциплины. Специфика предмета обучения – сложнейший мир художественной культуры и художественной деятельности людей в мировом историческом контексте – для этого нужны особые формы и методы обучения.

Цель данной дипломной работы: определить историко-культурологический подход к изучению творчества русского художника второй половины XIX - начала XX в. М.В. Нестерова учащимися 5 – 6-х классов общеобразовательной школы.

Цель определяет задачи:

1. Показать место и роль русского искусства второй половины XIX – первой половины XX в. в мировой культуре.

2. Раскрыть значимость творчества М.В. Нестерова.

3. Проанализировать педагогические и психологические особенности преподавания творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы.

Поставленные задачи помогают последовательно выстроить текст дипломной работы, т.е. определить ее структуру.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

В первой главе «Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте русского искусства второй половины XIX – первой половины XX в. рассматривается общая характеристика эпохи, и краткая характеристика творчества М.В. Нестерова.

Во второй главе, «Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы» - методика преподавания творчества М.В. Нестерова.

Представлено изучение психологических особенностей учащихся 5 – 6-х классов, даны эстетические принципы преподавания творчества М.В. Нестерова в курсе МХК.

В заключение сделаны выводы по теме.

Объект исследования – изучение творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы. Предмет исследования – особенности развития познавательных процессов учащихся 5 – 6-х классов при ознакомлении с творчеством М.В. Нестерова.

Исследование осуществлялось в 3 этапа:

1. Историко-теоретический.

На данном этапе изучается творческое наследие М.В. Нестерова в контексте русского искусства второй половины XIX - начала XX в.

2. Опытно-экспериментальный.

Урок в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы .

3. Заключительно-обобщающий.

Представление методических рекомендаций по изучению творчества М.В. Нестерова.

Практическая значимость данного исследования заключается в его направленности на усвоение знаний о творчестве М.В. Нестерова, формирование навыков художественного анализа и эстетического вкуса, нравственного идеала подростков.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в раскрытии такого аспекта психолого-педагогической деятельности, как развитие нравственных черт в личности и формирование художественного вкуса, идеалов у учеников 5 – 6-х классов.


ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. НЕСТЕРОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ИСКУССТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1.1. Общая характеристика российского искусства эпохи

Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ Александра II, а после его гибели в 1881 г. преддверия революционных событий первых двух десятилетий XX в. Исходя из общественного бытия этого большого периода, можно сказать, что искусство играло тогда огромную роль в формировании национального сознания.

В культуре России, во всех ее направлениях преобладал критический реализм, стремившийся раскрыть обществу глаза на углублявшиеся социальные проблемы, углублявшийся раскол между различными слоями и группами в российском обществе.

Именно художники 60-х гг. XIX в. Показали свое критическое отношение к действительности, проявив в этом свою гражданскую и нравственную позицию. Их искусство было остросоциальным, соответствовавшим новой системе видения задач творчества, которые давали подробную оценку новым работам художников.

Искусство критического реализма носило характер проповеди, размышления. Живопись была тесно связана с литературой (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов). Произведения художников являлись не только иллюстрацией к этой литературе, но и к самой жизни.

70-е годы XIX века - это пора расцвета русского демократического реализма. Прогрессивная демократическая живопись завоевала тогда общественное признание. Появились критики - Стасов, И.Н. Крамской, в это же время П. Третьяков начал коллекционировать самые значительные произведения.

Петербургская Академия художеств продолжала давать академическое образование с требованием тем дипломных работ на мифологические темы.

В 1863 году борьба за отражение реальной действительности вылилась в так называемый Бунт 14 ти, которые отказались писать картины на предложенную руководством Академии тему, т.к. они считали, что есть темы намного важнее, чем религиозная тематика. Они ушли из Академии художеств и организовали свою «Петербургскую артель художников». Одним из организаторов этого бунта и артели был И.Н. Крамской.

Артель просуществовала недолго, но вскоре московские и петербургские художники объединились в Товарищество передвижников (передвижные выставки с 1870 г.). Тематика произведений была социально-направленной, что будоражило общество, вызывало неоднозначную реакцию со стороны разных слоев. Наибольший расцвет передвижники достигли в 80-е годы XIX века. У них была своя четкая идейная программа - отображать жизнь со всеми ее социальными проблемами.

Бытовой жанр был лишен анекдотичности, основная направленность - гражданственность. Товарищество было создано по инициативе И.Н. Крамского и Г.Г. Мясоедова, их поддерживали В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, В.Е. Маковский и др.

Членами учредителями был составлен и 1-й устав Товарищества.

В 70 - 80-е годы к ним присоединились такие художники, как И.Е. Репин, В.Н. Суриков, В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, Н.А. Касаткин и др. А с середины 80-х гг. в передвижных выставках приняли участие В.А. Серов, И.И. Левитан, В.Д. Поленов.

Основной задачей передвижников было многостороннее отражение современной им жизни, их творчество будило общественную мысль, привлекало зрителя к наболевшим вопросам современности.

Особенно ими развивался бытовой жанр, а также историческая, портретная и пейзажная живопись. В этих жанрах прослеживались тенденции к созданию монументальной картины - эпопеи на современную и историческую тему, серий батальной живописи, портреты - картины, лирического и эпического жанров.

Переходным направлением в российской живописи рубежа XIX - XX вв. стал модернизм, яркими представителями которого во всей его многоликой ипостаси стали М. Врубель, К.Ф. Юон, М. Шагал, К. Малевич и др.

Свое видение жизни они показывали в произведениях, далеких от реализма и классицизма, при этом считая, что их искусство стало преддверием революции 1905-1917 гг.

Революции 1917 г. внесли свою лепту в развитие изобразительного искусства России: появилось множество течений, групп, ассоциаций, которые до 1925 г. существовали автономно и только дискутировали между собой, доказывая истинность своего видения искусства для народа.