регистрация / вход

Сентиментализм на западе

Термин «С.» образован от прилагательного «сентиментальный» (чувствительный), которое встречается уже у Ричардсона, но особую популярность приобрело после книги Л. Стерна «A sentimental journey through France und Italy».

А. Белецкий

Термин «С.» образован от прилагательного «сентиментальный» (чувствительный), которое встречается уже у Ричардсона, но особую популярность приобрело после книги Л. Стерна «A sentimental journey through France und Italy» (Сентиментальное путешествие по Франции и Италии, 1768). Независимо от Стерна, в ином смысле, им пользовался и Шиллер «über naive und sentimentalische Dichtung» (О наивной и сентиментальной поэзии, 1795). В буржуазном литературоведении Запада термин «С.» не в ходу. Немцы, следуя Лессингу (письмо Л. к переводчику Стерна И. Боде, 1768), предпочитают термин empfindsam (чувствительный), объединяя под рубрикой «чувствительная поэзия» (empfindsame Dichtung) такие факты литературы, как духовные песни пиэтистов, роман в письмах, слезную комедию и т. п., но не стремясь истолковать как продукты единой стилистической системы; французы и англичане рассматривают аналогичные факты, как «изживание классицизма», его деформацию, как «преромантизм» . Несомненна однако наличность в европейских литературах XVIII — нач. XIX вв. определенного комплекса идей и чувств, возникшего и развивавшегося в среде мелкой и средней буржуазии и получившего философское обоснование напр. у И. Г. Гаманна (1730—1788), немецкого противника просветительского рационализма и кантовской «критики чистого разума» — во имя философии «чувства и веры», или у голландца Фр. Хемстерхейса (F. Hemsterhuis, 1721—1790), сочетавшего в своих теориях своеобразный эмпиризм с платоновским идеализмом, или наиболее влиятельного из всех Ж. Ж. Руссо. В общем — это реакция «чувства» против «разума», признание «сердца» самым надежным вождем человека, проповедь филантропии и прав человеческой личности независимо от ее социального положения, культ природы, простоты и естественности. Однако на разных этапах классовой борьбы буржуазии XVIII в. и у разных прослоек буржуазного класса все эти черты получают неодинаковое выражение в художественной практике. С. средней буржуазии в Англии и отчасти во Франции средины XVIII в. есть, по существу, дидактический реализм, в формах семейного романа и драмы (слезной комедии, мещанской трагедии, «серьезного» драматического жанра), пропагандирующий семейные добродетели, буржуазный «демократизм», простоту и естественность, новое, противоположное феодальному, отношение к любви и дружбе. Таков напр. сентиментализм Ричардсона или Мариво-романиста. Таков С. — большинства буржуазных драм — от английских и французских (Лилло, Мур, Нивель де Лашоссе, Дидро и др.) до немецких, зародившихся с первыми выступлениями немецких просветителей (Лессинг). Более революционный характер имеет С. мелкой буржуазии, провозглашающей борьбу за радикальное переустройство общества и решительный разрыв со старыми литературными традициями. Таков во Франции сентиментализм Руссо и его последователей. В «Новой Элоизе» Руссо прославлена любовь, непреодолимая и неподчиняющаяся никаким законам; в открытой форме поставлены вопросы о коренном изменении общественных и семейных отношений, о реформе воспитания, литературы и т. д. Поставив «естественность» и «чувствительность» превыше всего в человеке, Руссо вместе с тем открыл для своих читателей новое чувство, незнакомое классической поэзии, «чувство природы». Таков в Германии С. немецких «бурных гениев» (эпохи Sturm und Drang’а), особенно остро поставивших вопрос о разрыве с классической поэтикой во имя самобытности, национальности и свободы личного творчества (Якоб Ленц, Anmerkungen übers Theater (Заметки о театре), 1774; первые произведения Гёте, особенно его «Вертер», Шиллера — «Разбойники», «Коварство и любовь» и др.). В С. этой группы сказалось уже ощущение двойственности буржуазного прогресса, критическое отношение к буржуазному просвещению и рационалистической философии. Рядом с патетическим протестом мы найдем у отдельных представителей этой группы и стремление преодолеть действительность юмором — «смехом сквозь слезы», например у Жан-Поля Рихтера , а отчасти у Стерна , крайний индивидуализм которого является уже формой отхода от задач общественной борьбы. То же ощущение ломки старого быта отсталых слоев мелкой буржуазии вызвало желание бежать от борьбы, отграничиться «стенками собственного сердца», укрыться в деревенскую идиллию. Это — «мирные энтузиасты чувствительности», создающие поэзию томных воздыханий, раздумий при лунном свете, на кладбищах, поэзию слез и меланхолии — в формах элегической лирики, лирико-повествовательной и описательной прозы и т. п. Таково напр. творчество Т. Грея, Э. Юнга (E. Joung, (Thecomplaint, orNightthoughtsonlife, deathandimmortality), 1742—1745, переведенный на все европейские языки), В. Коупера и др. Гипертрофированная эмоциональность — характерная черта большинства произведений этих поэтов. Близок к С. этой группы С. упадочного дворянства, в предреволюционную эпоху перенимающего у буржуазии ее индивидуализм, культ природы и нервную возбужденность. Мотивы тоски и разочарования в отдельных случаях сближают дворянский С. с дворянским романтизмом (Шатобриан). В «С.» так. обр. имеются и черты реализма и некоторые предвестия романтизма: это переходное течение, не закрепленное никаким единым литературным «манифестом» или теоретической программой, подобной классическому кодексу Буало. В области эпической поэзии — семейный роман и роман личности («Вертер» Гёте), а рядом с ними жанр бессюжетной прозы — «путешествия» (Стерн, Мориц и др.); в области драмы — «слезная комедия» или просто «драма»; в области лири-ки — меланхолическая «элегия» — таковы типичные жанры С.

Список литературы

Schmidt E., Richardson, Rousseau und Goëthe, Jena, 1875

Waldberg M. N., Der empfindsame Roman in Frankreich, Strassburg, 1906

Mornet D., Le sentiment de la nature en France de J. J. Rousseau à Bernardin de Saint-Pierre, P., 1907

Appell J. W., Werther und seine Zeit, Neue Ausg. Lpz., 1865

Кожевников В. А., Философия чувства и веры в ее отношении к литературе и рационализму XVIII в. и к критической философии, ч. 1, М., 1897

Розанов М. Н., Поэт периода «бурных стремлений» Якоб Ленц, М., 1901

Его же, Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX века, т. I, М., 1910

Де-Ла-Барт Ф. Т., Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции, Киев, 1905

Его же, Литературное движение на Западе в первой трети XIX ст., М., 1914

работы В. Сиповского, А. Н. Веселовского (см. ниже)

Фриче В. М., Очерк развития западных литератур, М., 1931 (гл. IV).

Список литературы

Schmidt E., Richardson, Rousseau und Goëthe, Jena, 1875

Waldberg M. N., Der empfindsame Roman in Frankreich, Strassburg, 1906

Mornet D., Le sentiment de la nature en France de J. J. Rousseau à Bernardin de Saint-Pierre, P., 1907

Appell J. W., Werther und seine Zeit, Neue Ausg. Lpz., 1865

Кожевников В. А., Философия чувства и веры в ее отношении к литературе и рационализму XVIII в. и к критической философии, ч. 1, М., 1897

Розанов М. Н., Поэт периода «бурных стремлений» Якоб Ленц, М., 1901

Его же, Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX века, т. I, М., 1910

Де-Ла-Барт Ф. Т., Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции, Киев, 1905

Его же, Литературное движение на Западе в первой трети XIX ст., М., 1914

работы В. Сиповского, А. Н. Веселовского (см. ниже)

Фриче В. М., Очерк развития западных литератур, М., 1931 (гл. IV).

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий