Смекни!
smekni.com

Культурологический принцип в изучении географии Ярославской области (стр. 1 из 2)

.

В.А.Щенев, кандидат педагогических наук, профессор, зав.кафедрой экономической географии ЯГПУ им.К.Д.Ушинского

Культурология и культурологический подход как педагогическое явление стали особенно актуальны в 90-е годы нашего столетия в связи с переосмыслением целей общеобразовательной школы и переходом к личностно-ориентированному обучению. Образование - важнейшее средство развития учащихся. Реализация идеи личностно-ориентированного обучения привела к включению в учебные планы школ ряда новых учебных предметов, в том числе культурологии. Однако по мнению ряда специалистов ее выделение в учебных планах как средства формирования культуры личности не решает этой проблемы. Более эффективно, как считает И.Бестужев-Лада, изучение прикладной культурологии и надо говорить “о более органичном включении культурологических сюжетов во все существующие школьные предметы” [2]. И действительно, культурологический потенциал ряда учебных предметов, в том числе школьной географии, довольно значителен, но он еще не осмыслен и образовательные и развивающие возможности “географической культурологии” используются пока еще явно недостаточно и бессистемно.

Возрастающий интерес к изучению географии культуры можно объяснить несколькими факторами:

а) традиционное образование, главной целью которого было усвоение знаний, умений и навыков, постепенно переориентируется на развитие личности учащихся, ее творческих сторон. Знания, умения и навыки становятся средством их формирования. Ориентация на учет интересов и потребностей личности предполагает создание необходимых условий для овладения культурными ценностями;

б) в настоящее время признается недостаточной ориентация только на умственное развитие учащихся. Подвергаются критике психологические теории, ограничивающиеся односторонним вниманием к умственному развитию детей, преувеличением его роли в учебном процессе и недооценкой развития эмоционально-образного мышления. Вполне очевидно, что в учебном процессе знание должно идти рука об руку с переживанием. В.С.Преображенский [8] подчеркивает уникальные возможности географии - в этом предмете с особой силой развиваются совместно и образное восприятие, и логическое мышление. Геокультурное содержание отличается повышенной эмоциональностью и привлекательностью для учащихся как за счет новизны изучаемого, так и доступности объектов изучения для непосредственного восприятия и возможности организовать практическую деятельность школьников;

в) начавшимся процессом гуманитаризации образования, усилением внимания к человеку, миру людей. В школьной географии намечается отход от изучения населения как некой совокупности людей, живущих на той или иной территории. Так, в учебнике “География материков и океанов” (В.А.Коринская и др.), как правило, рассматриваются народы, населяющие материки, а не население, что позволяет раскрыть многие стороны географии культуры отдельных народов, особенности их быта, религиозные установки, отношение к природе и др. В настоящее время усиливается гуманитарное крыло географии;

г) в школьной географии и особенно в изучении истории заметнее цивилизационное направление в познании прошлого и настоящего. Цивилизационный подход связан с изучением культуры, ее достижений. Возрастает интерес к познанию процессов и явлений исторической географии.

Формирование культуры личности предполагает усвоение молодежью и культурно-географических особенностей своего края. Особенно значительны возможности в этом отношении, если географию своей области рассматривать как региональный курс.

В современной литературе предложены десятки и даже сотни определений понятия “культура”. Наиболее распространено определение культуры как совокупности результатов человеческой деятельности. При этом наиболее подробно анализируется либо материальная составляющая культуры, либо ее духовные компоненты. Часто культуру определяют и как совокупность материальных памятников и духовных ценностей. Достаточно полное определение культуры содержится в Философском энциклопедическом словаре [10]. Это определение имеет довольно сложный полиструктурный характер. Оно включает три элемента, каждый из которых может быть представлен более развернуто. Согласно словарю, культуру образуют а) продукты материального и духовного труда; б) система социальных норм и учреждений, духовных ценностей; в) совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В таком понимании культурологический материал относится к основным сферам изучения географии в школе - к природе, населению, его хозяйственной деятельности, а теперь и к экологическим ситуациям. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, что география - это наука о жизни человека на Земле [цит. по 3]. Есть все основания рассматривать изучение географических элементов культуры как важнейший методический принцип в обучении географии.

Сущностную модель культурологического принципа в школьной географии можно представить в следующем виде:

С педагогической точки зрения важно, что предлагаемая модель отражает процесс созидания знаний, а не их получения в готовом виде, общую логику принципа: от прошлого к настоящему, от фактов к обобщениям, от материального к духовному. Она соответствует и принципу историзма как научному, так и в учебном познании. Вместе с тем схема подчеркивает и общую логику культурологического принципа изучения - от разума к чувству, от рационального к эмоционально-образному. Важна и завершающая ступень - оценка, понимание места и значения элементов культуры в системе географического знания.

Основные элементы культурологического принципа - цели, содержание изучаемого и способы достижения целей.

К основным целям изучения географии культуры своей области можно отнести:

а) создание целостного географического образа своего края, познания его своеобразия и неповторимости. Культура как составной элемент этого образа - важнейшее основание формирования патриотизма;

б) углубленное изучение путей развития географической культуры как в прошлом, так и в настоящее время. При этом возникает избирательно-оценочное отношение к различным сторонам жизни;

в) ознакомление учащихся с вкладом населения нашего края в культуру России, с основными этапами освоения и развития географического пространства области, трудовыми навыками ее населения;

г) развитие патриотических качеств личности, формирование любви к родному краю, своей малой Родине;

д) формирование бережного отношения к памятникам культуры своего края, местным природным и историческим памятникам;

е) ознакомление с происхождением основных географических названий на карте области. Местные названия - часть социокультурного содержания характеристики области.

Изучение геокультурного материала имеет целью формирование личности учащихся. Оно удовлетворяет многие их потребности, и прежде всего потребности в духовных ценностях. Геокультурный материал позволяет, хотя бы отчасти, отойти от привычной “триады” - природа, население, хозяйство. По Н.Н.Баранскому “душа географии” в сочетании и взаимодействии разнородных явлений в пространстве.

В культурно-географическом отношении наша область представляет собой территорию, выделяющуюся многими характерными чертами. Это ареал культуры и место формирования (наряду с соседними территориями) северной ветви русского народа. Это край древнего заселения с большим количеством памятников материальной и духовной культуры. Характерно, что на территории нашей области в ХХ не возникло ни одного нового городского поселения (Гаврилов-Ям объявлен городом в 1938 году, но образован он из существовавших издавна городских слобод). Наши города насчитывают сотни лет своего существования, а самые старые - Ростов и Углич имеют тысячелетнюю историю, к этому возрасту приближается и Ярославль. Выбор местоположения древних городов, связанный с учетом природных, экономических условий, часть географической культуры края. Длительность хозяйственного освоения края объясняет развитие многих трудовых навыков населения. Это главным образом навыки выращивания домашних животных, известны и навыки возделывания некоторых культурных растений - овощей, льна.

Ярославская природа отличается своей выразительностью и красотой [11]. Она является материальной основой и фактором формирования духовной сферы жизни населения. Понятие красоты в жизни людей во многом связано с красотой природы.

Одна из сложнейших, “вечных” проблем методики учебного предмета - отбор учебного материала для изучения. При этом мы учитываем содержание базового понятия “культура”, ее роль в формировании личности учащихся, специфику культурологического знания, возможность изучения на определенной возрастной ступени, учебное время.

Своеобразие культурологических знаний состоит в том, что:

а) они имеют междисциплинарный характер. Одни и те же объекты материальной и духовной культуры рассматриваются в нескольких учебных предметах, в истории, например, и в географии (роль Волги в прошлом и настоящем, выдающиеся деятели в различных областях культуры), в литературе, истории и географии (находка “Слова о полку Игореве” в Ярославле) и др. Отсюда вытекает необходимость в широких межпредметных связях;

б) география как наука находится на стыке естественных и общественных подходов, что обеспечивает связь культурологических знаний. Объекты культурологического характера связаны не только между собой, но и с природными, экономическими и социальными процессами и окружением. Это создает основу для формирования у школьников определенных отношений, оценочных суждений, выбора критериев оценки и т.п.;

в) культурологические знания отличаются некоторой фактологичностью и, следовательно, требуют определенных принципов отбора для использования в учебном процессе и на отдельных уроках. Главное, что делает отобранные объекты предметом географического анализа - их связь с природной основой жизни населения, факторами жизнеобеспечения людей. Учитываются соответствующие географические факторы как в прошлом, так и в настоящее время.