регистрация / вход

Мотивация учения средствами музыки в условиях учебно-образовательного комплекса “Культура моего народа и народов мира”

В настоящее время практиков школьного образования особенно волнуют проблемы мотивации учения. Это связано со многими факторами, но прежде всего с тем, что в государстве активно проводятся процессы демократизации.

В.В.Ищук, А.А.Савельев

В настоящее время практиков школьного образования особенно волнуют проблемы мотивации учения. Это связано со многими факторами, но прежде всего с тем, что в государстве активно проводятся процессы демократизации, реформирования различных сфер жизнедеятельности, в том числе и в образовании.

В связи с этим педагоги стали всё больше уделять внимание индивидуально каждому человеку, конкретному ребёнку, отдельно взятой личности. Поэтому основная учительская задача сегодня заключается в том, чтобы создать такие условия в школе, в которых бы ребёнок чувствовал себя комфортно, был индивидуально-ориентированнным на собственные возможности и желания: чтобы ему нравилось учиться в школе, хотелось бы в неё постоянно ходить, чтобы он ощущал радость от учения и сотрудничества со взрослым.

Можно ли всего этого достичь и какие средства воздействия и педагогические условия необходимы для формирования целостной мотивации учения?

Попытаемся ответить на эти вопросы, используя примеры из собственной практики, а также попробуем теоретически обосновать отдельные подходы формирования мотивации учения, активно используя музыкальную деятельность школьников. На наш взгляд, особенно эффективно и доступно это делать на уроках синтезирующего учебного комплекса “Культура моего народа и народов мира”, включающего в себя такие учебные дисциплины, как история, литература, изобразительное искусство и музыка с элементами пластики и театрализации.

Этот учебный комплекс был разработан доцентом кафедры филологии Ярославского педагогического университета Н.Н. Пайковым в 1991 году и внедрен в практику средней школы № 17, а с 1992 года — школ N 39, 71, 8 г. Ярославля, Гаврилов-Ямской школы, учебных заведений Тулы, Ульяновска, Белгородской и Ивановской областей, а также школ Карелии.

Были созданы концепция и программа этого комплекса, которые предусматривают создание гуманитарно-ориентированной средней общеобразовательной школы всех ступеней (начальной, неполной, средней). В настоящее время базовая школа № 17 г. Ярославля работает в режиме инновационной экспериментальной деятельности на уровне первой и второй ступеней, то есть с 2-го по 9-й классы.

Что же представляет собой концепция четырехпредметного учебно- образовательного комплекса (далее именуемая ЧПУОК), как эта программа влияет на формирование мотивов учения, что в ней нового?

Особенность и достоинство этой программы, на наш взгляд, состоят в обновлении содержания учебного материала, расширении познавательной деятельности учащихся на предметах художественно-эстетического цикла. При этом особое внимание уделяется изучению взаимоотношений между основными видами деятельности учащихся — познавательной, от которой непосредственно зависит результат учения, и гуманитарно-эстетической, имеющей ярко выраженную художественную направленность.

Для педагогического изучения взаимосвязи познавательной и художественной деятельности в учебном процессе важным основанием, по мнению видного отечественного ученого Г.И. Щукиной, является их общий принцип: научное и художественное освоение мира не сводятся одно к другому и не вытекают друг из друга, а взаимодополняются. Общим для них являются сущностные свойства одной и другой деятельности, среди которых выделяются их преобразующий характер, целеполагание, а также — общее построение с взаимообусловленностью основных компонентов (цель — мотивы — способы — результат).

Из чего же состоит потенциал авторской программы? Несомненно, что прежде всего из творческого и игрового аспектов, а также взаимоотношений между различными преподаваемыми дисциплинами.

Одним из активнейших стимуляторов учения является детское музыкальное творчество. О важности этого вида деятельности для детей говорили ещё в 20-е годы выдающиеся музыканты Б. Л. Яворский и В. В. Асафьев. Детскому музыкальному творчеству уделяли и уделяют большое внимание создатели прогрессивных музыкально-педагогических систем в нашей стране и за рубежом (З. Кодаи, К. Орф, Л. А. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, А. А. Никитин и др.). “Музыка — воображение — фантазия — сказка — творчество — такова дорожка, по которой идёт ребенок, развивая свои духовные силы”, — писал В.А.Сухомлинский, как бы подтверждая сказанное нами выше.

В нашей работе вопросы творчества детей, творческие подходы имеют наиглавнейшее значение, так как именно они определяют значительную часть содержания экспериментальной методики. Часто это делается в любимой для детей форме — игровой.

Игра является самым доступным для детей видом музыкального и художественного творчества, деятельности вообще. Детская игра — союзник учителя музыки. Ведь именно в игре полнозвучно заявляет о себе детская активность и эмоциональность. Направить эту активность в нужное русло — долг и весьма нелёгкое для педагога-музыканта дело, которые бы помогали создавать образно-игровые ситуации, требующие от школьников перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения. Развивая определенные личностные качества ученика, мы тем самым вселяем в него веру в свои силы и возможности, что в конечном итоге положительно влияет на его учебную деятельность, формирует положительные учебные мотивы, развивает познавательный интерес.

Не случайно в нашей программе на всех ступенях обучения (на всех предметах) методу игровой деятельности в учебном процессе уделяется особое внимание: от ролевых и художественных игр в младшем и среднем школьном возрасте до деловых игр в старшем звене.

Однако всё это невозможно реализовать в учебном процессе без учёта взаимосвязей между предметами.

Как известно из дидактики, реализация межпредметных связей является важным дидактическим условием активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирования их интересов и оценочных умений. Поэтому в предлагаемой методике этот аспект педагогики наиболее сильно представлен и является весьма значимым для понимания содержательной стороны.

Остановимся на ней подробнее. Проведённые нами исследования показали, что в массовой школьной практике данная проблема успешно решается лишь незначительной частью учителей, да и эти педагоги оказываются сильно ограниченными рамками программы и озабочены в основном тем, чтобы вовремя ее “пройти”. При этом, естественно, затруднён индивидуальный подход к учащимся, часто формально оцениваются их знания. Стандартизация обучения, жесткая его регламентация, по нашему мнению, обедняют процесс учения, тормозят активную деятельностную позицию обучаемого в учебном процессе, что в конечном счёте не позволяет реализовать главную функцию и назначение обучения — формировать саморазвивающуюся личность, необходимую обществу.

Предложенные 7 лет назад экспериментальная программа и методика обучения, апробированные на базе многих школ города Ярославля и других регионов, показали правильность выбранного пути и дали хорошие результаты по формированию положительной мотивации учения. Мы определили, что результат обучения зависит от многих факторов, однако первоочередными выделили следующие: развитие интереса школьника к учению, формирование желания совместного общения в коллективе и с учителем и пр. ЧПУОК как раз и ставит своей задачей предложить принципиально новое решение вставших перед обществом и педагогическими коллективами задач.

В отличие от многих других современных программ ЧПУОК не имеет своей целью заявить очередной вариант школьной программы по литературе, изобразительному искусству, истории или музыке. Его цель состоит в попытке изменить способ построения школьного образования: на смену мозаичному типу так называемого “политехнического” образования, когда каждый специалист вне всякой связи с другими коллегами преподаёт учащимся основы своей области знаний (иногда просто декоративно обозначая “межпредметные связи”), предложить тип синтезирующего, комплексного, общекультурного образования.

Последнее основывается, во-первых, на единой научно-педагогической концепции, охватывающей гуманитарный цикл школьных дисциплин, а в перспективе своего развития, в своей завершенной форме — все учебные дисциплины в целом; во-вторых, — на единых научно-методических принципах изучения и преподавания материала ряда учебных предметов (в известном смысле — даже всех) и этапов их изучения; в-третьих, — на объединении (частичном или полном) дисциплин в один учебно-организационный комплекс, а учителей-предметников — в единый организационно-творческий коллектив.

Научная новизна данной комплексной программы заключается в идее, на наш взгляд, вполне оправданной и перспективной, создания школы “гуманитарно-ориентированной”, а не конкретно специализированной (например, физико-математической, с углубленным преподаванием языков, естествознания, искусствоведения и прочих).

Что это значит? Общегуманитарная ориентация, на деле решающая задачу гуманитаризации среднего базового образования, должна, по нашему убеждению, состоять не в увеличении количества уроков по литературе, истории, искусству, танцам и т.д., а в оптимизации способов преподавания как гуманитарных, так и негуманитарных учебных предметов, выделении методических принципов организации их изучения, распространении этих принципов на всю воспитательную и образовательную сеть — от школьных учреждений до вуза.

С учетом означенных установок настоящий программный комплекс базируется:

а) на особом учебном материале, прежде, к сожалению, в школьной практике практически отсутствовавшем — истории материальной и духовной культуры в ее закономерном, типологическом аспекте и, с другой стороны, в последовательном, системном и качественном его представлении для изучения;

б) на универсально используемом историко-хронологическом и генетико-функциональном содержании учебного материала, предполагающего формирование у учащихся представлений о фундаментальных основах определённой области знаний не только традиционным путем накопления “фактов” науки, но также следуя логике исторического сложения данной предметной сферы (например, в связи с историческим становлением культуры и цивилизации человечества и т. п.);

в) на показавшем высокую эффективность в педагогических экспериментах последних лет методе комплексного погружения в единую общекультурную и конкретную научную реальность, в нашем случае, — определенную историко-культурную эпоху (хронологически, типологически, функционально, проблемно увязывающую изучаемые предметы, синхронизирующую усилия педагогов и восприятие учащихся);

г) на типе учебной деятельности, предполагающей помимо традиционных форм обучения активное освоение изучаемой проблематики “изнутри” предмета нетрадиционными способами — через имитационно-игровую и творческо-созидательную деятельность самих учащихся.

Практическая ценность предлагаемого учебного комплекса заключается в том, что при явной радикальности лежащих в ее основе идей он не предполагает жесткой перестройки работы конкретного педагогического коллектива, но наоборот, допускает достаточно “мягкий” путь трансформации обычной школы в школу “гуманитарно ориентированную”.

В последнем случае педагогический коллектив учебного заведения сам определяет, ограничится ли он вначале переменами в преподавании гуманитарно-эстетических дисциплин в старших классах или начнет работать по новой программе с 5-го или 1-го класса, коснутся ли изменения основного объема преподавания предмета в учебной сетке часов или будут задействованы имеющиеся у школы временные резервы, когда именно (и будет ли вообще) к гуманитарному учебному комплексу будет подключено преподавание остальных дисциплин в соответствии с настоящей концепцией.

Пример ЯСШ №17 показывает, что вовлечение в систему ЧПУОК возможно одновременно на нескольких уровнях: внедрение четырехпредметного комплекса в 5 классе, новых программ по чтению во 2 классе, природоведению и истории отечества в 4 классе, программ по национальной культуре в 3 классе.

Исходя из имеющихся педагогических кадров и уровня их подготовленности, характера контингента учащихся, учителя и администрация могут избрать сокращенный или развернутый способ интерпретации учебного материала при сохранении, естественно, программной концепции и методических принципов авторов.

Учебные материалы, предлагаемые для внедрения в рамках ЧПУОК, рассчитаны на принципиальную тиражируемость. Обучение может осуществляться как в очной (обзорные методические лекции, индивидуальные консультации), так и заочной (пакет материалов) форме.

В качестве социокультурных результатов внедрения ЧПУОК в учебный процесс ожидается сформирование реальных условий в учебных заведениях для принципиального подъема общего уровня духовной культуры учащихся, с одной стороны, и возникновения практической базы для полноценного воспитания нового духовно-интеллигентного слоя, нравственно-эстетического, философского и др. костяка современного общества, с другой.

В профессионально-педагогическом отношении работа в комплексе должна побудить создание таких условий профессиональной деятельности учителя, которые существенно стимулировали бы привлечение в школу наиболее одаренных и культурно богатых личностей из числа педагогов, открывали бы простор для их самостоятельного и совместного с детьми творческого педагогического поиска, побуждали бы к расширению собственного культурного кругозора, а также активным контактам со специалистами высшей школы и личному профессиональному совершенствованию.

Годы экспериментальной работы 17-й школы г. Ярославля показал, что решительно стали изменяться профессиональные установки учителей и учащихся, являвшихся участниками совместного эксперимента. На смену первоначальным опасениям и сомнениям о перегрузках, отвлеченности и непривычности нового материала у них возник активный интерес к все более глубокому овладению новым материалом, оригинальным принципам его преподавания, нестандартным формам организации учебной деятельности, а также осознанная тяга к самостоятельному творческому поиску. Заметно выросла увлечённость учащихся предметами, вошедшими в экспериментальный учебный комплекс. Дети стали с удовольствием играть на уроках обобщения, с нетерпением ждали этих игр, готовились к ним заранее, стали осмысленно рассуждать, опираясь на новый круг специальных понятий, указывали на закономерные связи фактов в каждой из изучаемых областей. Соревновательный характер разделения учащихся в классе по командам стал все более вовлекать в орбиту учебного интереса и менее подготовленных учеников.

Ознакомимся с содержанием экспериментального четырёхпредметного учебно-образовательного комплекса. Предметная структура ЧПУОК 1. Основной четырехпредметный учебно-образовательный комплекс средней школы (гуманитарно-эстетический цикл) “Культура моего народа и народов мира” (5 — 11 классы) История:

— история этноантропологического становления человечества;

— история хозяйственно-производственного развития мировой цивилизации;

— общественно-политическая история;

— история культурно-духовных движений и учений;

— основы исторических знаний (фактографический ряд и система исторических закономерностей);

— навыки исторического анализа и мышления.

Литература:

— процесс развития и основные формы отечественной и мировой литературы и театра;

— знакомство с отечественной и зарубежной классикой возрастного чтения для каждого класса;

— основы литературных и театроведческих знаний (основные понятия и литературные закономерности);

— основные навыки восприятия разных видов литературно-художественного анализа и филологического мышления;

— практика литературного и сценического творчества.

Изобразительное искусство:

— история развития и основные формы отечественной и мировой архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

— основы архитектурного, изобразительного и декоративно-прикладного творчества (основные понятия и закономерности);

— основные навыки восприятия и анализа архитектурного, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и искусствоведческого мышления;

— практика изобразительной и художественно-прикладной творческой деятельности.

Музыка:

— история развития и основные формы отечественной и мировой музыки и танца;

— основы музыкального и пластического творчества (основные понятия и закономерности);

— основные навыки восприятия и анализа музыкального и пластического искусства, музыкального и пластического мышления;

— практика музыкальной и пластической творческой деятельности.

2. Учебный комплекс начальной школы (культурно-пропедевтический цикл) (1-4 классы) 1 класс:

— Ознакомление с окружающим миром (программа 1-2 классов).

— Обучение чтению (программа 1 класса).

— Изобразительное искусство (скорректированная программа В. М. Неменского для 2 класса)

— Музыка (программа Н. А. Ветлугиной).

2 класс:

— Ознакомление с окружающим миром (скорректированная программа 3 класса).

— Чтение (экспериментальная программа).

— Изобразительное искусство (авторская экспериментальная программа).

— Музыка (авторская экспериментальная программа).

3 класс:

— Природоведение (скорректированная программа 4 класса).

— Чтение (экспериментальная программа).

— Изобразительное искусство (экспериментальная программа).

— Музыка (авторская экспериментальная программа).

4 класс:

— Природоведение (экспериментальная программа).

— История Отечества.

— Чтение (экспериментальная программа).

— Изобразительное искусство (экспериментальная программа).

— Музыка (авторская экспериментальная программа).

3. Расширенный учебный комплекс дисциплин (цикл гуманитарных,физико-математических, естественно-научных, спортивных и профессионально ориентирующих дисциплин, программы которых перестроены в соответствии с требованием преподавания основ знаний исторического становления культуры и цивилизации). Тематическое построение учебного материала (1 — 9 класс) Начальная школа

1 класс. Овладение исходными навыками и понятиями в области письма и чтения, художественного творчества, непосредственной социокультурной ориентации в условиях комплекса.

2 класс. Овладение дифференцированными представлениями о мире и человеке с естественнонаучной, социокультурной и духовно-эстетической точек зрения.

3 класс. Овладение национально-культурным образом мира с естественнонаучной, социокультурной и духовно-эстетической точек зрения.

4 класс. Знакомство со способом исторического изучения социокультурного, духовно-эстетического и естественнонаучного материала. Средняя школа

5 класс. Изучение эпохи первобытности и древнейших цивилизаций как исторической стадии выработки начальных основ во всех областях знаний.

6 класс. Изучение эпохи классических цивилизаций древности как исторической стадии формирования предмета и фундаментальных понятий во всех областях знания. Знакомство с эпохой средневековья как исторической стадией нормативно-рационалистического оформления всех областей знания.

7 класс. Изучение эпохи интеллектуально-технической революции Нового времени как исторической стадии формирования естественно-механической картины мира во всех областях знания.

8 класс. Изучение эпохи индустриального развития как исторической стадии формирования “классической” картины мира во всех областях знания. Знакомство с эпохой научно-технической революции как исторической стадией формирования “неклассической” картины мира во всех областях знания.

9 класс. Изучение эпохи постиндустриальной цивилизации как исторической стадии формирования новейших интегративных тенденций во всех областях знания.

Как видим, представленная авторская программа предусматривает ненасильственное объединение ряда предметов, их естественный синтез. Межпредметные связи в данном случае не надуманы, а естественны и выполняют свою основную роль:

— повышают научность уровня обучения;

— обеспечивают тематичность и последовательность в изучении;

— формируют самостоятельность мышления;

— представляют широкое поле для развития активности и мотивации учения.

Через этот курс естественно и ненавязчиво реализуются идеи педагогики сотрудничества, осуществляется высокое духовное общение участников педагогического процесса между собой и новые структуры взаимодействия.

В профессионально-педагогическом общении создаются такие условия деятельности учителя, которые существенно стимулируют самостоятельный поиск, побуждают к расширению культурного кругозора, активным контактам со специалистами высшей школы, личному профессиональному совершенствованию через углубленную работу с различными источниками информации. В свою очередь, это благотворно действует на взаимную работу в системе “учитель — ученик”.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что музыка как один из видов учебной деятельности интересует большинство школьников, формирует у них устойчивый интерес как к музыке, так и другим предметам: со временем интерес к ним имеет тенденцию повышаться. Другими словами можно сказать, что музыка является средством активизации учебной деятельности учащихся, воспитывает и формирует мотивы учения.

Статистический материал анкет и обследований убедительно показывает, что:

— активизируется мотивационное воздействие на обучаемых через новое содержание учебного материала;

— расширяется и формируется мотивационная сфера деятельности учащихся (особенно через игровую деятельность);

— повышается воспитательный эффект обучения;

— наблюдаются позитивные изменения в сознательном, нравственно-волевом компоненте мотивов.

В нашем исследовании мы пришли к заключению, что процесс формирования мотивации учения будет педагогически обеспечен, если: во-первых, разработать и обосновать систему научных характеристик, включающих:

а) понятия, раскрывающие в совокупности исследуемое явление;

б) знание о целостных свойствах процесса обучения, являющегося основой формирования мотивации;

в) принцип мотивационного обеспечения учебного процесса;

во-вторых, разработать и экспериментально проверить:

а) комплекс диагностических методик;

б) примерную программу (прогноз) формирования мотивации;

в) систему педагогических средств и условий, способствующих формированию мотивации;

г) методы анализа и результатов формирования мотивации учения.

Из результатов, полученных нами в процессе экспериментальной деятельности, включая в себя анкетирование учащихся, психологические тестирования, медико-психологические мониторинги по системе ДИАКОМС (японская методика), мы сделали следующие выводы по использованию педагогических средств, помогающих педагогу достичь целей воспитания мотивации. К ним относятся:

1. обновление содержания учебного материала;

2. методы и формы теоретического обучения;

3. наглядные и технические средства;

4. личностные и профессиональные качества учителя;

5. общественное мнение коллектива.

Учитель всегда должен поддерживать побуждающую функцию активности учащихся. Такими приемами и методами, по нашему мнению, являются:

— опосредованная оценка, замечание, согласие, одобрение, поощрение, создание ситуации успеха, уверенности;

— оказание помощи (учитель-фасилитатор);

— прием апперцепции (связь с жизненным опытом, их интересами, склонностями);

— эмоциональный настрой урока.

Итак, изложим в сжатом виде суть проблемы формирования мотивации учения средствами музыки на конкретном примере.

При изучении в 5 классе культуры древнего Китая (на всех четырех предметах) на уроке музыки был поставлен особый акцент на древней китайской интонации в стихах эпохи Тань (3-4 тыс. до н. э.). Особенностью этой интонации была её исключительная музыкальность и песенность. Учащимся была предложена сочиненная учителем (в китайском стиле) песня данной эпохи, слова которой дошли до наших дней. При детальном анализе этой песни и ее исполнении учитель вызвал неподдельный интерес у учащихся к китайской поэзии вообще, что побудило учащихся на уроках литературы более подробно и детально изучить особенности стихов, на уроках истории более подробно узнать об этой эпохе, а на уроках изобразительного искусства попытаться изобразить китайскую живопись, используя древний прием описания содержания картины средствами иероглифического письма. Так музыка помогла воздействию на эмоциональную и умственную сферы деятельности учащихся. И таких примеров в нашей практике имеется достаточно много.

В заключение хочется привести замечательные слова В. А. Сухомлинского, которые как бы подтверждают вышесказанное: “Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. … Слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который побуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души... Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке”.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: характер отношений между учителем и учащимися в процессе музыкальной деятельности является важнейшим фактором, вызывающим проявление и укрепление не только музыкального интереса, но и учебно-познавательного как к своему, так и другим предметам четырехпредметного учебно-образовательного комплекса, о котором шла речь выше.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий