Смекни!
smekni.com

Замки Луары: Блуа (стр. 1 из 2)

Люди обратили внимание на это заповедное место очень давно, много тысячелетий тому назад. Высокий скалистый утес, омываемый водами Луары и впадающей в нее небольшой реки, обеспечивал надежное укрытие и защиту; без сомнения это место было обитаемым еще в эпоху неолита. Однако упоминание замка встречается только в текстах IX века.

С середины Х века Блуа и его окрестности становятся владением могущественных феодалов - графов де Блуа, вассалов короля Франции, они же - графы Тура и Шартра, затем Шампани, которые много раз переделывали укрепленный замок. От мощной крепости, воздвигнутой в XIII веке, сохранились лишь угловая башня, часть крепостной стены, отдельные башни, включенные в позднейшие постройки, а также большой зал графов де Блуа, предназначавшийся для собраний и празднеств.

В конце XIV века графство Блуа было продано принцу Людовику Орлеанскому, сыну французского короля Карла V. Это событие предопределит блестящее будущее города Сын Людовика, поэт Шарль Орлеанский, после возвращения из многолетнего английского плена прожил в замке 25 лет, собрав вокруг себя небольшое изысканное общество литераторов и поэтов.

Однако история Блуа связана преимущественно с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII. Уроженец Блуа, Людовик XII, решил обосновать здесь свою резиденцию. Небольшой город Блуа стал таким образом королевским городом и был столицей королевства в течение определенного отрезка XVI века. Такой выбор был прекрасно оправдан, так как и город, и его окрестности находились тогда в пышном расцвете, а население их было целиком и полностью предано герцогам Орлеанским, которые способствовали развитию этого района.

Во времена Шарля Орлеанского, и особенно Людовика XII и Франциска 1, город Блуа переживает блестящий взлет, но после смерти королевы Клод де Франс (1524 г.) и жестокого поражения при Павии (1525 г.) Франциск I больше никогда не возвращался в Блуа; его преемники останавливались здесь только на короткое время.

В XVII веке в городе наступило некоторое оживление благодаря длительному пребыванию в замке (1634-1660) Гастона Орлеанского, младшего брата Людовика XIII.

В XVIII веке замок Блуа был покинут королями. В нем нашли себе приют старые верные вассалы короля; он был разделен на небольшие жилые помещения и содержался в плачевном состоянии; сады также были раздроблены... В 1788 году Людовик XVI приказал продать замок или, за отсутствием покупателя, разрушить его. Спасло замок только его переоборудование в казарму.

Во время и после Революции некоторые памятники Блуа были повреждены и частично разрушены. Замок также пострадал от вандализма: все эмблемы и изображения, напоминавшие о королевской семье, были уничтожены. Печальная участь замка длилась всю первую половину XIX века. Он претерпел множество переделок во время военной оккупации, и лишь начиная с 1845 года архитектором Дюбаном была предпринята обширная реставрация, осужденная в настоящее время как чрезмерная.

Крыло Людовика XII. В 1498 году Людовик, герцог Орлеанский и граф де Блуа, становится королем Франции под именем Людовика XII. Новый король тотчас же начинает реконструкцию замка своих предков. Корпуса Людовика XII, вытянувшиеся первоначально по трем сторонам двора, были возведены очень быстро, в течение трех лет. Радостная нота прозвучала в этом новом изящном здании из камня и кирпича, без угрожающих башен и ощетинившихся бойниц, еще очень распространенных в ту эпоху; широкие окна, балконы, лоджии, люкарны, прогулочные галереи давали доступ воздуху и свету... Крыло Людовика XII очаровывает зрителя своим мирным, радостным, приветливым обликом, как и облик самого короля, известного своими простыми и приятными манерами. Это был уже не замок-крепость, так как у Людовика ХП не было необходимости защищать себя. Его власть была неоспорима. Король Франции нуждался отныне в замке, который мог бы служить ему парадной резиденцией. Итак, король открывает новую эру в управлении государством, "открытую" дипломатию, провозглашенную итальянцами, что и было подтверждено революционной дипломатической акцией - роскошным приемом, оказанным в 1501 году в замке Блуа эрцгерцогу Австрии, с которой Франция была практически в состоянии войны.

Постройки Людовика XII, современные по своему духу, по сути своей оставались глубоко готическими со многих точек зрения: отсутствие равновесия и симметрии в планировке и в распределении оконных проемов, тонкая, очень глубокая и изощренная лепнина, обильный скульптурный декор, включающий, как в соборах, фризы с акантом, пинакли, розетки и , явно средневекового происхождения, подвесные потолочные украшения, декорированные живописными персонажами.

По традиции, типично французской и готической, инициалы и эмблемы владельцев замка выгравированы в камне: цветки лилий - символы короля, горностаи - королевы Анны Бретанской, украшают колонны галереи; парадную лестницу украшают дикобразы - эмблема герцогов Орлеанских: "De pres comme de loin, je suis redoutable!" ("Вблизи, как и вдали, я опасен!"); конная статуя короля возвышается над главным входом в замок.

Галерея, примыкающая к капелле, южная половина которой была разрушена в XIX веке, ошибочно приписывалась Шарлю Орденскому, тогда как она несомненно относится к постройкам времен Людовика XII.

В сдержанной простоте этого корпуса нет ничего удивительного, так как он служил своего рода коридором, связывающим два строения, а не жилым помещением.

Современная капелла - это всего лишь хоры прежней капеллы, построенной Людовиком XII и посвященной в 1508 году Св. Кале. Неф капеллы был разрушен в XVII веке. Это была частная молельня королевской четы. В непосредственной близости от замка находилась большая капитулярная церковь Св. Спасителя, в которой проходили торжественные богослужения (после Революции она была разрушена).

Фасад капеллы, украшенный инициалами Людовика XII и Анны Бретанской, был переделан в XIX веке. Интерьер этого здания с его стрельчатыми сводами, замками свода и геральдическими эмблемами на плитках пола пронизан духом готики.

Крыло Франциска I. В длинном списке строительных работ, предпринятых Франциском I, принцем, "беззаветно преданным зданиям", замок Блуа был хронологически первым: крыло Франциска I было начато в 1515 году, то есть с начала его правления, а закончились работы в 1524 году после смерти королевы Клод де Франс, инициалы и эмблемы которой всюду неразрывно связаны с эмблемами короля. Построенное спустя всего лишь 15 лет после крыла Людовика XII, крыло Франциска I, однако, значительно от него отличается. За эти 15 лет французское искусство испытало на себе сильное воздействие итальянского искусства. Крыло Франциска 1 - один из самых первых шедевров Ренессанса.

Фасад со стороны двора выполнен в духе готики, что выразилось в отсутствии симметрии и традиционном для французской архитектуры оживлении верхних частей здания: пирамидальная аспидная кровля украшена высокими каминными трубами и большими люкарнами и подчеркнута ажурной балюстрадой. Однако декоративное убранство фасада - совершенно новое: окна обрамлены пилястрами, переходящими с этажа на этаж. Из их перекрестий с горизонтальными профилированными межэтажными тягами образуется квадратная сетка, которая, став образцом для подражания, превратилась в отличительный элемент многих замков Луары. Выступающий широкий карниз состоит из нескольких рядов великолепной каменной резьбы, заимствованной из итальянской архитектуры. Итальянское влияние проявилось также и во фронтонах люкарн с их нишами в античном стиле и фигурками амуров... Уступка французской традиции - эмблема короля, саламандра (девиз которой "J'encourage le bien et j'e'touffe le mal!" - "Я поощряю добро, но я душу зло!") выполнена одиннадцать раз глубоким рельефом на фасаде крыла Франциска I.

Главный акцент фасада - парадная лестница, обозначавшая его центр до разрушений, предпринятых Гастоном Орлеанским. Винтовая лестница, построенная в восьмигранной выступающей башне, была типичной для Франции эпохи готики, хотя в то время в Долине Луары уже начинают появляться лестницы с прямыми маршами в итальянском стиле. Особую привлекательность придают лестнице открытые марши между угловыми контрфорсами. Эта ажурная лестница со своими тремя балконами, откуда открывается прекрасный вид на Парадный двор, служила своего рода декорацией для проведения великолепных королевских церемоний.

Крыло Гастона Орлеанского. Корпус, расположенный в глубине двора, был возведен в 1635-1638 гг. Гастоном Орлеанским, братом Людовика XIII, сосланным в Блуа из-за его бесконечных интриг против короля.

Строгий классический стиль этого здания плохо согласуется с обильным фантазийным декором ренессансных корпусов, которые предполагалось снести в случае осуществления проекта полностью. Архитектор Франсуа Мансар задумал возвести грандиозный дворец вокруг четырехугольного двора, и благоустроить прилегающую территорию с садами, ступенями спускающимися к Луаре, и с монументальным передним двором, окруженным портиками... Этот честолюбивый замысел был похоронен в 1638 году. Было построено только крыло в глубине двора, и то не окончательно. Остаток своей жизни Гастон Орлеанский провел в корпусе Франциска 1, напротив своего незавершенного шедевра.

В корпусе Гастона Орлеанского сегодня размещается Муниципальная библиотека и два больших зала, используемых для концертов, конференций, выставок.

Крыло Франциска I (интерьер). Поднимаясь по знаменитой лестнице, чтобы попасть в интерьеры корпуса Франциска I, можно отметить повторяющийся ритм диагональных линий в форме маршей, поручней, карнизов, нервюр свода... В медальонах этого свода помещены инициалы и эмблемы Франциска I и его жены Клод де Франс (буква "С" и горностай), а также его матери Луизы Савойской (лебедь со скрещенными крыльями, пронзенньй стрелой). Первый зал на втором этаже состоит из двух залов, соединенных вместе во время больших реставрационных работ середины XIX века. В это же время архитектором Дюбаном была предпринята коренная реставрация апартаментов Франциска I: было обновлено плиточное мощение пола, заново декорированы стены и расписаны балки потолков. Все камины были переделаны за исключением тех, которые украшали большой зал; осталось нетронутым также одно из дверных обрамлений. Эти сохранившиеся элементы очень характерны для художественного оформления интерьеров начала эпохи Ренессанса: обильная декорировка в духе "пламенеющей готики", неглубокий рельеф с вязью, раковинами, рогами изобилия, эмблемами...