Смекни!
smekni.com

Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия» (стр. 1 из 7)

"Путеводительница"

Божукова О. А.

Константинопольская икона Божией Матери "Одигитрия" была главной богородичной иконой византийского мира. Н. П. Кондаков писал: "Икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но и вообще христианской иконописи…"1

Благочестивые предания возносили её появление ещё к раннехристианскому времени, связывая это событие с именем евангелиста Луки. Возможно, что причиной тому были некоторые признаки портрета, характерные для этого образа. Лики Матери, стоящей во весь рост, и Младенца, которого Она держит на руках, обращены прямо на зрителя. Эта черта была свойственна также святому Убрусу.

Портретный характер этой иконы может указывать на Египет, как на место её происхождения, а по некоторым сказаниям, при Александрийском патриархе Марке был епископ Фиваиды Лука, оставивший записку о написании им иконы Богоматери.2

Византийские историки относили появление образа к 450-м годам, когда императрица Евдокия, жена Феодосия Младшего, будучи на Святой земле между 442 и 460 г.г., прислала "Одигитрию" в Константинополь из Иерусалима. А паломничества царственных особ Византии на Святую землю являются несомненным историческим фактом. Древнейшим свидетельством об иконе Божией Матери "Одигитрия" является отрывок из 1 книги "Истории" Феодора Анагноста или Чтеца, составившего ее около 530 года; и под датой около 450 года он упоминает о паломничестве Евдокии.

Следующее указание об иконе "Одигитрии" письма евангелиста Луки содержится в тексте, приписываемом Андрею Критскому, и относится он к эпохе иконоборчества. В нём говорится, что Рим славится иконами письма евангелиста Луки, и что между них есть икона Божией Матери, называемая "Римской". Иконографически она являлась типом иконы "Одигитрия". У него нет указаний, что такая икона хранится в Константинополе. Весьма возможно, что древняя восточная икона, находившаяся в Константинополе, погибла во времена иконоборчества, а после заменена образом из храма Одигон, откуда в дальнейшем и пошло её название.

Первое упоминание об этом храме относится к X веку. Продолжатель Феофана, рассказывая о походе императора Михаила III на критян в 866 году, отмечает, что полководец Варда вошел помолиться "в храм пресвятой госпожи нашей Богородицы, именуемой Одиги".3

Название храма Н. П. Кондаков объясняет как "храм вождей", а более позднее сказание о явлении двум слепцам Богоматери, приведшей их к храму (икону называют также "Путеводительница"), считает традиционной легендой.4

Вероятно, во времена императора Михаила III (842-867 г.г.) и началось почитание иконы. В более позднем сочинении XII века рассказывается, что Михаил III построил храм Одигон на месте часовни у святого источника, в котором слепые омывали глаза и получали исцеление.

Важнейшее свидетельство о константинопольской "Одигитрии" сохранилось в латинской рукописи XII века, представляющей собой перевод с греческого первоисточника 1063-1081 г.г., описывающего святыни Константинополя: "В части дворца рядом со Святой Софией, на морском берегу около Большого дворца находится монастырь Святой Марии Богородицы. А в том монастыре – святая икона Святой Богородицы, называемая "Одигитрией", что переводится "Путеводительница", потому что некогда было двое слепых, которым явились Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет. Эту икону Святой Марии Богородицы написал Святой Лука Евангелист, (изобразив) Спасителя на руке Её. С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами".5

В компилятивном сочинении 1438-1439 гг. "Повесть о всечестном и божественном храме, именуемом Одигон" также сообщается о чудесном источнике, от воды которого некогда получили исцеление двое слепых; с тех пор это место прозвали "именем Проводников".6

По свидетельству историка Михаила Дуки, царьградская святыня, в период осады Константинополя в 1453 году находившаяся в монастыре Хора, была уничтожена турками, делившими её драгоценный оклад.7

Представление о погибшем чудотворном образе дают описания испанских (Руи Гонсалес де Клавихо) и русских (Стефан Новгородец, иеродиакон Зосима) паломников XIV-XV веков, отдельные изображения процессий с "Одигитрией" (фреска XIII века во Влахернском монастыре близ Арты, клеймо Кремлёвской иконы "Похвала Богоматери с Акафистом"), а также иконы-списки.

Икона "Одигитрии" представляла Божию Матерь в рост, стоящей и держащей на левой руке Младенца, что подтверждает ряд древнейших памятников: изображения на именных печатях и монетах, фрески церквей Санта-Мария Маджоре и Санта-Мария Антиква в Риме. Но уже в очень раннее время появились поколенные и погрудные списки иконы. Вероятно, образы поклоняющихся архангелов являлись характерной особенностью константинопольской "Одигитрии".

В северо-восточной Руси культ царьградской святыни получил отражение в почитании трех икон: "Богоматери Владимирской", "Одигитрии" из Вознесенского монастыря и "Одигитрии Смоленской".

На Руси изображения Одигитрии известны с домонгольских времен ("Одигитрия" с поясным Георгием на обороте начала XII века в Успенском соборе Московского Кремля и другие). Точные копии-списки именно константинопольской иконы появились на Руси в конце XIV века. В 1381 году архиепископ Суздальский Дионисий прислал из Константинополя две иконы Богоматери Одигитрии, поставленные в два главных города новой архиепископии: в Суздале и Нижнем Новгороде.8

Культ "Одигитрии" распространился во многом благодаря суздальской княжне Евдокии, ставшей супругой великого князя Дмитрия Ивановича в 1367 году. В 1386 году она основала в Московском Кремле женский Вознесенский монастырь. Скорее всего, по желанию княгини Евдокии, после смерти архиепископа Дионисия в 1401 году, в Москву была перевезена икона-список царьградской "Одигитрии".9

Об "Одигитрии" Вознесенского монастыря имеется важная летописная запись, гласящая "В лето 6990 (1482) сгоре икона Одигитрие на Москве…" Судя по этой записи, обгоревшую греческую икону поновил иконописец Дионисий, сохранив ее прежний рисунок,- написал "в той же образ".10

Почитание иконы нашло отражение в традиционном создании списков. В шитье этот образ был не менее популярен, чем в иконописи. Изображение его встречается как в шитых иконах и подвесных пеленах, так и в многофигурных композициях.

Вероятно, чтимому образу Вознесенского монастыря посвящена знаменитая шитая пелена конца XV века, исполненная, как считают исследователи, по заказу княгини Елены Волошанки, дочери молдавского князя Стефана Великого, выданной замуж за старшего сына Ивана III Ивана Ивановича Молодого в 1482 году. По мнению М. В. Щепкиной, Н. А. Маясовой, пелена вышита по случаю торжественной коронации Димитрия, сына княгини Елены, состоявшейся 4 февраля 1498 года. На пелене представлен крестный ход в Вербное воскресенье 8 апреля 1498 года, в котором принимал участие великий князь Иван III и его коронованный внук.11

А. Н. Грабар подверг сомнению утверждение М. В. Щепкиной относительно конкретного события, убедительно показав, что сюжет пелены восходит к сцене Акафиста Богоматери, изображающей вынос главной царьградской святыни – иконы "Одигитрии", совершавшийся по вторникам.12 Установленная исследователем зависимость композиции пелены от иллюстрации соответствующего стиха Акафиста очевидна (иллюстрация кондака 13 на иконе "Похвала Богоматери, с Акафистом" из Успенского собора). И вместе с тем несомненно, что здесь представлен великий князь со своей семьей и митрополит с церковным клиром. Совершаемое ими действо мало похоже на традиционный крестный ход, в который брали несколько чтимых икон. На пелене представлен вынос только одной "Одигитрии".

С точки зрения Л. А. Щенниковой, пелена изображает торжественный молебен, совершаемый в Московском Кремле на площади перед той чтимой иконой "Одигитрии", которая считалась тогда точным списком царьградской святыни.13 Такой иконой была именно "Одигитрия" из Вознесенского монастыря. Её изображение на пелене полностью совпадает с поновленным Дионисием образом "Одигитрии". При этом главная иконографическая особенность кремлевской иконы-списка и её константинопольского протооригинала – полуфигуры архангелов – выделены крупным размером и репрезентативными позами.

Особое почитание в Москве конца XV века "Одигитрии" из Вознесенского монастыря связано с исторической ситуацией. В 1473 году великий князь Иван III женился вторым браком на племяннице последнего византийского императора Константина греческой царевне Софии (Зое) Палеолог. Не исключено, что благодаря Софии началось новое почитание древней греческой иконы великими княгинями в воспоминание о прославленной константинопольской "Одигитрии". Вероятно, именно она поручила поновление пострадавшей в пожаре иконы Дионисию, работавшему тогда в Кремле.

Другая православная чужестранка, Елена Стефановна, невестка великого князя Ивана III, также внесла свой вклад в прославление греческой иконы, увековечив торжественный молебен к кремлевской святыне на пелене конца XV века. Эта пелена, представляющая собой икону – картину, возможно, предназначалась непосредственно для того монастыря, где хранилась чтимая "Одигитрия", - для Кремлевского женского монастыря, усыпальницы княгинь, основанной великой княгиней Евдокией, строившейся и позже, обновлявшейся и украшавшейся заботами других великих княгинь, не оставлявших вниманием и главную монастырскую святыню.

Из Покровского монастыря в Суздале происходит пелена "Богоматерь Одигитрия", которая в древности, по данным Описи монастыря 1597 года, висела у местного образа, являвшегося, вероятно, списком с царьградской иконы, увезённой в Москву суздальской княжной Евдокией.14