Смекни!
smekni.com

Культура Белоруссии и России 19-20 века (стр. 1 из 11)

Содержание

1. Введение

2. Материальная и духовная культура

3. Школьная реформа

4. Профессиональное обучение

5. Научные исследования истории Белоруссии, быта и культуры ее населения

6. Книжная и периодическая печать

7. Искусство и архитектура

· Развитие белоруской литературы

· Становление национального профессионального театра, музыкальная жизнь

· Изобразительное искусство

· Архитектура

8. Заключение

9. Литература

10.Рисунки

Введение

При изучении Белоруссии нового и новейшего времени особенно большое значение имеют статистические источники, к которым относятся земельные исследования, военно-коньские переписи, списки фабрик и заводов, адрес-календари и т.д. Среди них наиболее наиболее известными являются: “Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года”, “Ведомости фабрик и заводов”, материалы переписи промышленных предприятий начала 20в., всесоюзные переписи населения 1923, 1926, 1937, 1939 и др.

Одним из наиболее важных исторических источников по истории древней Белоруссии являются русские летописи, в основе которых лежит “Повесть прошедших времен”(12в.). Частично дополняют “Повесть прошедших времен” Лаврентьевский, Ипатовский, а также Радзивиловский летописи, в которых имеются данные о городах, скульптуре, княжеских династиях и т.д.

Мемуаристика новейшего времени представлена многочисленными воспоминаниями участников Октябрьской революции, гражданской войны, коллективизации, второй мировой войны и т.д.

Многочисленную группу исторических источников складывают литературные произведения. Развиваясь в тесной связи с гражданской жизнью, чувствовав влияние времени, они являются специфической формой выявления духовной жизни народа.

В 20в. начался переход к белорусской литературе нового времени, который нашел отпечаток в творчестве В.Дунина-Мартинкевича, Ф.Багушевича, М.Лучина и др. Произведения Я.Купалы, Я.Колоса, М.Багдановича, Тетки и др. белорусских писателей начался в 20в. – свидетельство бурного революционного времени, который и возвысил широкие колеса белорусской народности к активной политической деятельности.

Белорусская культура 20-80г.20в. ярко отобразила всю сложную, временем трагическую историю советской действительности. В период нового и новейшего времени белорусской истории важная значение имела периодическая печать, которая стала сильным средством информации и организации народного сознания. Согласно политическим позициям она делится на несколько групп: Правительственная (“Губернские ведомости”); Консервативная (“Епархиальные ведомости”); Демократическая (“Минский листок”, “Наша нива”) и т.д. С 1863г. на Белоруссии началась история нелегальной печати. Она связана с именем К.Калиновского, который в ходе восстания 1863-1864г. выдавал первую белорусскую нецензурную газету “Мужицкая правда””.

Периодическая печать Белоруссии новейшего времени отличается большим разнообразным политическим спектром и распространением правдивой и альтернативной информацией о событиях и фактах в жизни нашей республики и за границей.

Материальная и духовная культура

В связи со слабым развитием профессионального искусства главную среду духовной культуры белорусской нации периода формирования капитализма и складывали народные формы искусства, традические обряды и обычаи. Продолжали существовать такие виды фольклора, как обрядовая поэзия календарно-рабочего и семейно-обрядового циклов, повествовательный жанр, лирическая поэзия. Постепенно утрачивали свое значение былины, баллады разного вида заговоров и магических действий. Фольклор отображал и положение в обществе, дающую социальную остроту частушкам, песням, сказкам и повестям. Возник так называемый рабочий революционный фольклор. Развивалось народное театральное искусство, сохраняя традиции вертепа -–народного кукольного театра. Рабочая деятельность народа нашла свое отражение в танцах “Лянок”, “Бульба”, “Бычок”, “Крыжачок” и др. В театральных представлениях и на обрядовых праздниках народной музыки на дудках, свирелях, скрипках, цымбалах, бубнах исполняются многие песни и частушки.

Отличие белорусского этноса отражается в своеобразном народном изобразительном и декоративно прикладном искусстве. Искусстно украшенные вещи из глубокого прошлого широко вросли в быт народа. Имели распространение узорчатое ткачество, вышивка, вязание, плетение из лозы, соломки и корней. Отличительной чертой белорусских тканей было употребление в орнаменте преимущественно геометрических форм – четырехугольника, ромба, квадрата и других частей. Великолепные узоры белорусского художественного ткачества преимущественно представляли пояса. В оформлении помещений также использовались искусные украшения: приобрели распространение резьбовые и разрисованные планки, фризы, конки.

Школьная реформа

Требования капиталистического развития, усиление общественно политического движения вынудили царизм провести школьную реформу, которая способствовала расширению сетки начальных школ и отменяла основные границы для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Положение о начальных народных училищах 1864г. было разрешено государственным заведениям и частным особам открывать начальные школы “для усиления среди народа религиозных и моральных понятий и распространении первоначальных полезных знаний”. В этих школах детей учили письму и четырем действиям арифметики, большое внимание уделялось божьему закону и церковным пениям. Для усиления административного контроля в 1869г. вводилась должность инспектора народных училищ, а в 1874г. – директора народных училищ.

Устав гимназий и прогимназий (неполная гимназия в составе 4,5,6-х классов) 1864г. вводится всесоюзный принцип, однако высокая плата за учение фактически закрывала доступ к среднему образованию представителей широких слоев населения. Мужитские гимназии делились на классические и реальные. Выпускники классических гимназий могли поступить в университет без экзаменов, а выпускники реальных гимназий – по конкурсу в технические учебные заведения. В 1871г. был подтвержден новый устав гимназий, который предусматривал открытие только классических гимназий. Период учения в них увеличивался с 7 до 8 лет. Реальные были переделаны в реальные училища, где термин учения укорачивался с 7 до 6 лет. Право поступить в технические высшие учебные заведения могли только те, кто окончил седьмой (дополнительный) класс училища. По-прежнему существовали средние учебные заведения церковного ведомства – духовные семинарии.

В ходе реформы учебные заведения разных ведомств перешли в подчинение Министерства народного просвещения. В деревнях были ликвидированы школы Министерства государственных имуществ, участвующих контор, школы помещиков, православного и католического духовенства. Были закрыты дворянские частные училища, которые существовали в западных губерниях. Начальными школами в деревнях стали народные училища. По положению 1872г. создавались городские училища, выпускники которых не могли поступать в средние учебные заведения. При церковных приходах существовали частные приходские одно и двухклассные школы дореформенного типа, а также двух, трех, четырехклассные мужские и женские училища церковного ведомства.

Вместе с тем осуществление школьной реформы на Белоруссии совпала с проведением жесткого курса в политике царизма после подавления восстания 1863-1864г. За участие преподавателей, студентов и учащихся в востании были закрыты Горе-Горетский земледельческий институт, Новогрудская гимназия, Свислочская и Молодеченская прогимназии. Были ликвидированы польские школы и почти все частные училища как “рассадники полонизации”. В школах запрещалось преподавание польского языка. Всем преподавателям и учителям было приказано заботится о том, чтобы в стенах учебных заведений разговорным языком был русский.

Несмотря на жестокий курс политики российского правительства в области образования, а так же материальные трудности (одна школа приходилась на 8-10 деревень, большая часть размещалась в непригодных для занятий крестьянских домах, парт на всех учеников не хватало, учебных пособий было мало, тетрадей ученики сельских школ не имели и т.д.), выносливость белорусского населения к учению детей была большая.

В 1881-1889г. количество народных училищ в Белоруссии сократилось с 1198 до 999, одновременно было открыто 5814 церковно-приходских школ и школ грамоты.1


1. “История Белоруссии”, часть1, Новика Я.К. и Марцуля Г.С., Мн. 1998г., стр.392

Были приняты меры для ограничения доступа в среднюю школу выходцам из нижних слоев. Летом 1887г. выпущен циркуляр, который в среде прогрессивной общественности получил название циркуляра “о кухарских детях”.

Средние учебные заведения находились в больших городах Белоруссии, в них учились дети в основном представителей привилегированных слоев. В 1868г. на территории Белоруссии работали 6 мужских и 4 женских гимназии, 2 прогимназии, 4 духовных семинарии и Полотский кадетский корпус1. В них насчитывалось 3265 учасщихся2 . Из всех средних учебных заведений только мужские классические и реальные гимназии давали право поступления в высшие учебные заведения. Остальные учебные заведения таких прав не имели, их выпускники занимали служебные должности.

В 70-е г. были открыты реальные училища в Пинске и Минске, в 1885г. – в Могилеве. В 1898г. количество средних учебных заведений в Белоруссии увеличилось до 20, в них училось 5000 человек3.

В начале 20в. в системе школьного образования Белоруссии произошли новые изменения. Уменьшилось количество школ церковного ведомства и вместо церковно-приходских школ открывались народные училища. В начальных школах в 1911г. училось только 18,4% детей школьного возраста4. Городские училища были переделаны в высшие начальные училища – 4-х классные образовательные школы повышенного типа. Увеличилось количество средних учебных заведений (полных и не полных): в 1914г. их насчитывалось 88133 государственных и 55 частных из 31,5 тысяч учащихся5.