Смекни!
smekni.com

Культура как предмет исследования (стр. 1 из 2)

КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ


- 2 -

В широком смысле культура - это совокупность проявлений жиз-

ни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего чело-

вечества. Однако такое определение не много могло бы дать, напри-

мер, инопланетянину для понимания смысла этого слова. Ну и Бог с

ними, с инопланетянами - наша задача другая. Куда лучше другое оп-

ределение, данное французским культурологом де Бенуа:"Культура -

это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует

человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появ-

ление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как

культурный феномен".

Рассматривая какую-либо культуру, нельзя вырвать ее из того

контекста времени и пространства, в котором она существует. В

прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об

одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого ду-

ховного процесса, так сказать, "культурную лествицу". С этой точки

зрения все патриархальные (а тем более матриархальные) культуры

классифицировались в рамках единого первобытно-общинного строя и

однозначно оценивались как примитивные, то есть подлежащие (по

известному изящному термину) прогрессорской деятельности.

Однако в том же столетии возникла противоположная мысль - что

эти культуры на самом деле имеют принципиальные различия, они пре-

дельно самобытны, и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то

и родилась культурология как наука об уникальности и несхожести

культур.


- 3 -

Культурология рассматривает свой предмет внутри пространс-

твенно-временного континуума, обладающего культурно-историческим

единством. Такой смысл культурологи вкладывают в слово "эон". Ин-

тересно первоначальное значение этого слова: греки именовали им

очень длительный период в развитии мира. В течение этого периода

точка равнодействия проходит через весь зодиак - это ровно двад-

цать шесть тысяч лет! Гностики называли этим словом божественные

силы, исходящие от Абсолюта. Мистический шлейф смыслов окутывает

это культурологическое понятие.

Возьмем, к примеру, понятие "Западная Европа". Один из самых

интересных культурологов А.Дж.Тойнби присваивает Западной Европе

статус цивилизации, что для него означает не просто целостность

географическую, историческую, общий генезис и историю, но конечно

же все это в нераздельной слитности - единый мир, в котором люди

способны понять друг друга. Общая культура как раз и означает воз-

можность взаимопонимания, когда в слова и поступки вкладывается

понятный и общий для носителей этой культуры смысл, то есть при-

сутствие культурной идентичности. Западная Европа, родившаяся из

разрозненных колоний Римской империи первых веков нашей эры, утра-

тившей свое былое могущество и доставшейся готтским завоевателям,

ставшая единой благодаря Карлу Великому и Святой Матери Римской

Церкви, впитала в себя наследие эллинской культуры и порожденную

Востоком, но не привившуюся там христианскую религию. Родились со-

вершенно новые нации и языки, а главное - люди с абсолютно новым


- 4 -

самосознанием.

По мнению Фридриха Ницше, которое поддерживает и Ясперс,

Христианство явилось кризисом античной культуры. "Христианство по-

губило жатву античной культуры", - говорит Ницше. Он полагает, что

христианство разрушило всякую истину, которой человек жил ранее, и

прежде всего трагическое мироощущение досократических греков. Вы-

теснение дионисийского начала аполлоническим, которое завершилось

после Сократа и подготовило почву для насаждения нового христианс-

кого миропорядка, в основе которого лежат, по мнению Ницше, чистые

фикции: моральный миропорядок, бессмертие, грех, милость, искупле-

ние... Мрак и скука, озаряемые кострами инквизиции, воцарились

вплоть до эпохи Возрождения, когда была предпринята попытка эман-

сипации античного духа и его слияния с христианством. Результатом

Ренессанса явился весьма значительный культурный подъем, который

характеризуют хотя бы такие имена, как Леонардо Да Винчи, Каравад-

жо, Рафаэль Санти, Микеланджело... Люди не просто возвращались к

культуре античных предков, они смогли по-новому взглянуть на мир и

на себя самих. В картинах эпохи Возрождения не просто античные ал-

легории, в них есть и свобода, и трагедия, и миф. И конечно же,

большим завоеванием эпохи Ренессанса оказалось оттеснение с пози-

ций абсолютного владычества умами и душами Римской Католической

Церкви.

Большую роль в развитии европейского самосознания сыграла,

конечно же, Реформация. Хотя протестантизм не был воспринят повсе-


- 5 -

местно во всей Европе, и бушевавшие в связи с этим войны поставили

ее на грань раскола, оказалось, тем не менее, что глубина внутрен-

него единства европейцев гораздо больше, чем религиозные противо-

речия между ними. Религиозный раскол Европе удалось пережить и ос-

таться единой. Установилась новая иерархия ценностей, католицизм

больше не являлся последней инстанцией среди прибежищ европейской

души.

Благодаря Локку, Юму и Декарту познание мира вышло на новый

уровень - родилась наука. Несмотря на сопротивление Паскаля и не-

которых других, развитие светской мысли и вообще светского образа

жизни было уже не остановить. Усилия просветителей по эмансипации

общественного сознания привели к окончательному отстранению церкви

от управления общественным сознанием. В результате промышленного

переворота, который вкупе со всеми вышеупомянутыми событиями XVII

- XVIII веков оказался одним из аспектов революции в сознании ев-

ропейца на первое место в иерархии его ценностей выходят экономи-

ческий успех, идеи прогресса, и равенства возможностей для всех.

Конечно же, эти ценности для человека Востока или хотя бы ан-

тичности просто смешны, и появление гения Ницше, обличающего при-

земленность и мертвенную скуку буржуазного самосознания европейцев

- явилось первой сколь великолепной, столь же и неудачной попыткой

изменить пути развития европейской культуры. В полной мере нищету

современного европейского духа демонстрирует XX век, когда, в ре-

зультате двух мировых войн и последующей Холодной Европа покорно


- 6 -

следует в русле той концепции жизни, которая навязана ей из-за

океана. Удивительно, но, к примеру, философия экзистенциализма,

как и ницшеанство, не находит отклика в сердцах европейцев и явля-

ется лишь объектом культурологических и философских диссертаций.

Эпохальной для культурологии как науки явилась работа

О.Шпенглера "Закат Европы". Она интересна как идеологически, так и

методологически. На примере западноевропейской цивилизации Шпенг-

лер рассматривает феномен кризиса в культуре. Гибель Запада стано-

вится для него темой, которая заключает в себе все философские

вопросы бытия. Кризис культуры представляет, по мнению Шпенглера,

принципиальную проблему цивилизации. "Цивилизация есть завершение.

Она следует за культурой, как ставшее за становлением, как смерть

за жизнью, как окоченение за развитием, как духовная старость и

каменный и окаменяющий мировой город за господством земли и детс-

твом души, получившими выражение, например, в дорическом и готи-

ческом стилях. Она неотвратимый конец: к ней приходят с необходи-

мостью все культуры". В таком случае кризис культуры - это простое

вхождение ее процветания в заключительную стадию. Пример - римское

завершение культуры античного мира. "Бездушные, без всякой способ-

ности к философии или искусству, с животными инстинктами, с исклю-

чительной погоней за материальным успехом, римляне стоят на грани-

це между эллинской культурой и ничем". Простой заменой в этом

высказывании слов "римляне" и "эллинской" на "американцы" и "ев-

ропейской" мы получаем описание сегодняшней ситуации.


- 7 -

В таком положении дел нет ничего трагического, так как каждая

культура достигает своего завершения и эпоха процветания сменяется

закостенением. Сила культуры надламывается и она становится циви-

лизацией, причем в таком состоянии может прибывать очень очень

долго. Помешать этому нельзя, ибо это спонтанный и естественный

процесс, однако, как полагал Шпенглер, впервые в истории этот про-

цесс может быть осознан. Осознание феномена культурного кризиса и

критическое к нему отношение позволило бы, как предполагал Шпенг-

лер, предвидеть, какой путь на этот раз изберет судьба для культу-

ры.

Иначе рассматривает культуру и цивилизацию А.Дж.Тойнби, для

которого цивилизация - это не мертвая, но вполне развитая культу-

ра. Наиболее интересными аспектами его концепции развития цивили-

заций является понятие "вызов-и-ответ" как основная движущая сила

этого развития, а также то, как он сравнивает совершенно, казалось

бы, различные и не имеющие исторического общего цивилизации, нап-

ример Спарту и турок-мамлюков. Оказывается, развитие любой цивили-

зации происходит в условиях внешнего по отношению к культуре дав-

ления. Судьба же цивилизации зависит от того, будет ли найден

адекватный ответ на такой вызов. Найденный ответ обеспечивает

подъем, но если за ним не следует нового вызова или цивилизация

оказывается к нему не готовой, то следует надлом и гибель.

Так произошло в судьбе Спарты, которая, найдя ответ на воен-

ный вызов всей Греции и Персии, оказалась бессильной перед вызовом


- 8 -

мирной жизни и была проглочена земледельческой и торговой культу-

рой Афин. Аналогический случай он наблюдает и в военизированной