Смекни!
smekni.com

Сущность и структура культуры (стр. 2 из 9)

представителями структурно-функциональной школы в немарксистской

социологии (американские социологи Т. Парсонс, Р.Мертон, Э. Шилс

и другие), стремившимся обобщить представления о культуре, сло-

жившиеся в культурной и социальной антропологии, и решить пробле-

му отношений культуры и общества. В структурно-функциональной

теории понятие культуры используется для обозначения системы цен-

ностей, обусловливающей выработку форм человеческого поведения, и

рассматривается как органическая часть социальной системы, опре-

деляющая степень ее упорядочности и управляемости. В немарксис-

тском культуроведении получают развитие и другие подходы к изуче-

нию культуры. Так, на основе возникшей в рамках культурной антро-

пологии тенденции рассматривать роль культуры при передаче со-

циального наследия от поколения к поколению было развито пред-

ставление о коммуникативных свойствах культуры. При этом язык

стал считаться образцом при изучении строения культуры, что спо-

собствовало внедрению в культуроведение методов семиотики, струк-

турной лингвистики, математики и кибернетики (так называемая

структурная антропология - американский этнограф и лингвист Э.

Сепир, французский этнолог К. Леви-Строс и другие). Однако струк-

турная антропология неправомерно рассматривает культуру как чрез-

вычайно стабильную конструкцию, не учитывая динамики историческо-

го развития культуры; в ней слабо прослеживаются связи культуры с

актуальным состоянием общества, отсутствует анализ роли человека

как творца культуры. С попыткой решить проблему "культура-лич-

ность" связано возникновение особого направления психологии

культуры (Р.Бенедикт, М.Мид, М.Херсковец (США) и другие). Опи-

раясь на концепцию З.Фрейда, истолковавшего культуру как меха-

низм социального подавления и сублимации детских психологических

импульсов, а также на концепции неофрейдистов Г. Рохейма, К. Хор-

ни, Х. Салливана (США) о составе культуры как запечатленном в

знаках содержании непосредствнных психологических переживаний,

представители этого направления интерпретировали культуру как вы-

ражение социальной общезначимости свойственных человеку основных

психических состояний. "Культурные образцы" стали понимать как

реальные механизмы или приспособления, помогающие индивидам ре-

шать конкретные задачи социального существования. В связи с этим

была выделена способность культуры быть моделью обучения, в про-

цессе которого общие образцы переходят в индивидуальные навыки

(М. Мид, Дж. Мердок (США) и другие).

Идеаллистические учения неокантианца Э. Кассиера и швейцар-

ского психолога и философа культуры К. Юнга легли в основу пред-

ставлений о символических свойствах культуры. Ряд представителей

психологии культуры, опирающихся на концепцию "локальных цивили-

заций", стремились отыскать набор "культурных инвариантов", не

сводимых друг к другу и не имеющих под собой реального общего

субстракта. Такой взгляд нашел отражение в теории языкового реля-

тивизма Э. Сепиера - Б. Уорфа, в исследованиях конкретных культур

Р. Бенедикт как обособленных "культурных конфигураций" и в общей

позиции культурного релятивизма М. Херсковица. Напротив, сторон-

ники феноменологического подхода к культуре, а также некоторые

представители экзистенциалистской философии культуры выдвигают

предположение об универсальном содержании, скрытом в любой час-

тной культуре, исходя либо из утверждения об универсальности

структур сознания (Э. Гуссерель, Германия), либо из постулата о

психобиологическом единстве человечества (К. Юнг), либо из уве-

ренности в наличии некоего "фундаментального основания, осевой

изначальности" культуры, по отношению к которым все ее разновид-

ности - лишь "частности" или "шифры" (немецкие философы М. Хай-

деггер и К. Ясперс).

В современных условиях ускоренного научно-технического прог-

ресса и обострения ряда социальных противоречий некоторые культу-

рологи и социологи приходят к выводу о невозможности последова-

тельного проведения идеи единой культуры. Это находит отражение в

теориях поли-центризма, исконной противоположности Запада и Вос-

тока - теории не разделяющие концепций общих закономерностей об-

щественного развития. Имеются также вульгарно-технологические

теории, рассматривающие развитые в экономическом отношении стра-

ны, преимущественно Запада, как страны достигшие высшей ступени

культуры.

Разрыв гуманитарного и технического значения получил отраже-

ние в теории "двух культур" английского писателя Ч. Сноу. С рос-

том отчуждения личности в капиталистическом обществе оживились

разные формы культурного нигилизма, представители которого отри-

цают понятие культуры, как фиктивное и абсурдное измышление. По-

добного рода теории "контркультуры" имели распространие и в на-

шей стране после октября 1917 года.

1.2 МАРКИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Длительное время в нашей стране господствовала единая мар-

ксистско-ленинская теория культуры, рассматривающая культуру с

материалистических и классовых позиций. "Класс, - писал К. Маркс

- имеющий в своем распряжении средства материального производ-

ства, располагает вместе с тем и средствами духовного производ-

ства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного

производства, оказываются в общем подчиненными господствующему

классу" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т.3, с.46). При

этом материальным основаниям в марксистско-ленинской теории

культуры в конечном итоге отводится решающая роль в развитии

культуры. Как существенный недостаток можно отметить незначи-

тельную роль, отводимую субьективной роли человека, духовной сос-

тавляющей культуры. Однако, нельзя не согласиться, например, со

следующим заявлением В.И. Ленина: - " Для того, чтобы быть

культурным нужно известное развитие материальных средств произ-

водства, нужна известная материальная база" (Полн. собр.соч., 5

изд., т. 45, с. 377).

2. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный

образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культуроло-

гия же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность

человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно

культура отличает человека от всех остальных существ.

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как

неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознанную

социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не мо-

жет появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поз-

дних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то

имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но

творчество как универсальное отношение человека к миру.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека

к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая

культура - это неповторимая вселенная, созданная определенным от-

ношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучая

различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или архео-

логические находки, - мы открываем для себя иные человеческие ми-

ры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая

культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому

постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но

и новым творческим опытом.

Однако, возможно, это только первый шаг к правильному понима-

нию и определению культуры. Как реализуется универсальное отноше-

ние человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и

передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и

означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотно-

сит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено

смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое

смысл для культурологии? Смысл - это содержание человеческого бы-

тия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть

посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Имен-

но смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и в са-

мих себе.

Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженно-

го образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или

понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным.

Например, один из самых важных смыслов - жажда любви - вовсе не

предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый

из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресо-

ван не только разуму, но и неконтролируем глубинами души непос-

редственно (помимо нашего сознания) затрагивает наши чувства и

волю. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий

смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится

в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие

смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и высту-

пая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют

культуру.

Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для

него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир

человеку просто не нужен и неинтересен. Н.А. Мещерякова справед-

ливо выделяет два исходных (базисных) типа ценностного отношения -

мир может выступать для человека как "свое" и как "чужое" (Меще-

рякова Н.А. Наука в ценностном измерении// Свободная мысль. 1992.

N 12 с.34-44). Культура есть универсальный способ, каким человек