Смекни!
smekni.com

Сущность и структура культуры (стр. 3 из 9)

делает мир "своим", превращая его в Дом человеческого (смыслово-

го) бытия (Бубер М. Я и Ты.М., 1993.,с. 61,82,94). Таким образом,

весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир

культуры. Пожалуй, даже звездное небо или глубины океана принад-

лежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой души,

поскольку они несут человеческий смысл. Если бы не было этого

смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо, поэты не

писали бы стихов, а ученые не отдавали бы изучению природы все

силы своей души и, следовательно, не совершали бы величайших от-

крытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она поя-

вилась, нужен интерес человека к загадкам мира, нужно удивление

перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание начи-

нается с удивления). Но интереса и удивления нет там, где нет

культурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на

освоение мира и собственной души.

Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура - это

универсальный способ творческой самореализации человека через по-

лагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человечес-

кой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура пред-

стает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет лю-

дей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную

или профессиональную группу и т. д.) Этот смысловой мир передает-

ся из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощу-

щения людей.

В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий

смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культу-

ры - это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру,

которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений.

При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться

по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность

всему, что делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя

людей, культура дает им не только общий способ постижения мира,

но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выраже-

ния тончайших движений души. Наличие смысловой доминанты культу-

ры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сра-

зу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, по-

нять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже

изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и

конкретным формам его воплощения. Система смыслов передается от

одного человека к другому посредством символов.

3.1 СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Принято делить культуру на материальную и духовную соответ-

ственно двум основным видам производства - материального и духов-

ного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной

деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы пов-

седневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и

другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного

производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение,

включая право, философию, этику, этстетику, науку, искусство, ли-

тературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры ес-

тественно предполагает органическое единство материальной и ду-

ховной культур.

Культура включает в себя не только предметные результаты

деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты

познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.),

но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в

деятельности (знания и умения, производственные и профессио-

нальные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нрав-

ственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного об-

щения людей в рамках коллектива и общества)

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в

себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности

человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духов-

ные реальности, созданные творческим трудом человека, называются

артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, ар-

тефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не

естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы че-

ловеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в ка-

честве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и

действует в согласии с законами природы.

В силу того, что человек, по своей природе существо духов-

но-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные

артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он соз-

дает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материа-

лы, здания, сооружения, дороги и т.п. Для удовлетворения духов-

ных потребностей он создает художественные ценности, нравствен-

ные и эстетические идеалы, политические, идеологические и рели-

гиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека

распространяется по всем каналам как материальной, так и духов-

ной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исход-

ный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек соз-

дает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг

него; и его роль - это роль демиурга, роль творца, а место его в

культуре - это место центра мироздания артефактов, то есть цен-

тра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и ис-

пользует ее как средство для собственного развития. Он архитек-

тор, строитель и житель того природного мира, который называется

культурой мира, "второй природой", "искусственно созданным" оби-

талищем человечества. Это тот мир реальностей, который на плане-

те Земля до человека не существовал, реальность, которая возни-

кает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет су-

ществовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

3.2 МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ

Материальная культура более непосредственно и более прямо

обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той раз-

новидностью форм вещества, энергии и информации, которые ис-

поьзуются человеком в качестве исходных маттериалов или сырья при

создании материальных предметов, материальных продуктов и мате-

риальных средств существования человека.

Материальная культура валючает в себя разнообразные по типам

и формам артефакты, где природный объект и его материал трансфор-

мированы так, что объект превращен в вещь, то есть в предмет,

свойства и характеристики которого заданы и продуцированы твор-

ческими способностями человека так, чтобы они более точно или бо-

лее полно удовлетворяли потребности человека как "homo sapiens",

а следовательно , имели культурно целесообразное предназначение и

цивилизационную роль.

Материальная культура, в другом смысле слова - это человечес-

кое "Я", переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная

в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это

материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные

средства материального производства. Это энергетические и сырье-

вые ресурсы неорганического или органического происхождения, гео-

логические, гидрологические или атмосферные составляющие техноло-

гии материального производства. Это орудия труда - от простейших

орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные

средства потребления и продукты материального производства. Это

различные виды материально-предметной, практической деятельности

человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере

технологии производства или в сфере обмена, то есть производ-

ственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что мате-

риальная культура человечества всегда шире существующего мате-

риального производства. В нее входят все виды материальных цен-

ностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства

коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.п.

Кроме того материальная культура хранит в себе материальные

ценности прошлого - памятники, археологические объекты, оборудо-

ванные памятники природы и т.п. Следовательно, объем мате-

риальных ценностей культуры шире объема материального производ-

ства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в

целом и материальным производством в частности. Кроме того, само

по себе материальное производство можно характеризовать в терми-

нах культурологии, то есть говорить о культуре материального

производства, о степени его совершенства, о степени его рацио-

нальности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех

форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и

справедливости тех распределительных отношений, которые в нем

складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии произ-

водства, о культуре управления и организации его, о культуре ус-

ловий труда, о культуре обмена и распределения и т.п.

Следовательно, в культурологическом подходе материальное

производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитар-

ного или гуманистического совершенства, в то время как с экономи-

ческой точки зрения, материальное производство изучается с тех-

нократической точки зрения, то есть его эффективности, величины

КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.

Материальная культура в целом, как и материальное производ-

ство в частности, оценивается культурологией с точки зрения соз-

даваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедея-

тельности человека, для развития его "Я", его творческих потен-