Смекни!
smekni.com

Сущность и структура культуры (стр. 4 из 9)

ций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения

роста и расширения возможностей реализации способностей человека

как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различ-

ных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-ис-

торических обществееных способах материального производства,

складывались различные условия и создавались различные по уровню

совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов

человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

Гармоничные отношения между материально-техническими возмож-

ностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют

не всегда, но когда это объективно становится возможным, культу-

ра развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гар-

монии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной,

и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопич-

ностью и революционизмом.

3.3 ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ

Человек по-разному может реализовать свое творческое начало,

и полнота его творческого самовыражения достигается через созда-

ние и исплоьзование различных культурных форм. Каждая из этих

форм обладает своей "специализированной" смысловой и символичес-

кой системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь под-

линно всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых

по-своемй выражается суть человеческого бытия.

Развитие культуры сопровождается возникновением и становле-

нием относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они

включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все

более глубокой специализации и, наконец, к относительной их са-

мостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искус-

ством, наукой.

В современной культуре можно уже говорить об относительной их

самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

3.4.1 МИФ

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и

изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда

миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность ми-

фа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смыс-

ловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь

то бытие природы или общества. Если миф выступает как единствен-

ная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что чело-

век не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассо-

циативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и

природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифо-

логических существ - демонов и богов.

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в

целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и

условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культу-

ре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют руди-

ментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесцени-

вает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и цен-

ностей мифа, сущности современной социокультурной действительнос-

ти. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современ-

ной культуре создает средства и способы символического мышления,

он способен ценности современной культуры интерпритировать через

идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях

мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало

доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел

позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержа-

ния, ибо в мифе все условно и символично.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и,

следовательно, используя условность, она может достигать высокой

гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очелове-

чивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к че-

ловеческим представлениям. На этой почве становится возможной

конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых

простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и при-

митивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, нап-

ример, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления

имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализа-

ции того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или

массовом поведении. Мифология часто используется в XX веке как

усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фети-

шизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности,

гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпя-

чивать.

3.4.2 РЕЛИГИЯ

Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении

своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основа-

ния человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги

развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансценден-

тного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а

сверхестественные силы человека, и прежде всего, дух с его сво-

бодой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и

понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия ос-

вобождала человека от мифологической слитности с природой и внут-

ренней зависимости от стихийных сил и страстей.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценнос-

ти светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и

противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в

миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии - это вера

в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо

разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все

ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становле-

ние религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру,

так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влия-

нием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в

основном коллективными представлениями и поэтому - сплочение и

связь главные ее регуляторы. Ценности религии принимаются сооб-

ществом единоверцев, поэтому религия действует прежде всего че-

рез мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей

действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия ус-

танавливает градацию ценностей, придает им святость и безуслов-

ность, что затем ведет к тому, что религия упорядочитвает ценнос-

ти по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных и не-

бесных. Требование постоянного морального совершенства человека в

русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения смыслов

и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в

границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к кон-

сервации ценностей и культурных традиций, что может вести к со-

циальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей.

Светские ценности более условны, они легче подвергаются

преобразованиям и интерпретации в духе времени. Общая тенденция

проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно уси-

ливаются процессы секуляризации, то есть освобождения культуры

из-под влияния религии.

3.4.3 ИСКУССТВО

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существова-

ло и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности

человека в образно-символическом выражении и переживании значи-

мых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую

реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными

образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, само-

выражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших пот-

ребностей человеческой души.

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной

деятельности, художественного освоения действительности. Задача

искусства сводится к познанию эстетического, к художественной ин-

терпретации автором явлений окружающего мира. В художественном

мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и

используются в единстве. Работает такое мышление с помощью систе-

мы образных средств и создает производную (вторичную) реальность

- эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными

ценностями через художественное производство, через создание

субъективных представлений о мире, через систему образов, симво-

лизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной

эпохи.

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлек-

сия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В

соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, ко-

торые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентирова-

ны в прошлое, это реалистические ценности , которые "точно"

ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности,

ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной

роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что

всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как

положительные, так и отрицательные моменты, то есть художествен-

ные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого

"Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные моти-

вы и стимулы к выбору в поведении человека.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно кон-

структивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышен-

ных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъекти-

вации, способно поддерживать открытость системы ценностей, откры-