Смекни!
smekni.com

Сущность и структура культуры (стр. 5 из 9)

тость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном сче-

те воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для

культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

3.4.4 ФИЛОСОФИЯ

Рассуждая о духовных составляющих культуры, нельзя не упомя-

нуть философию. Философия стремиться выразить мудрость в формах

мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как

"любовь к мудрости"). Философия возникла как духовное преодоле-

ние мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее

критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве

мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бы-

тия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обра-

щается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мир в их

человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, фи-

лософия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает че-

ловеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку

мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры, то филосо-

фия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоре-

тическая душа культуры. Многообразие культур и возможность раз-

ных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многооб-

разию спорящих между собой философских учений.

3.4.5 НАУКА

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на

основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрыв-

но связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей

методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место

и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Одна-

ко значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает

глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через

миф, религию и философию привела человечество к науке, где досто-

верность и истинность получаемых знаний проверяется специально

разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, су-

ществует как особый способ производства объективных знаний.

Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту

познания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного

значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, воору-

жает его, дает ему силы. "Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон.

Но для каких целей и с каким умыслом употребяется эта сила? На

этот вопрос должна отвечать культура.

Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неодноз-

начны. Если ценность науки измерять практическими последствиями,

то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное

оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время как выс-

шая ценность для культуры - человек. Наука, будучи мощным сред-

ством рационализации человеческого труда, может с успехом "робо-

тизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука ограни-

чивает возможности духовного развития. Стремясь контролировать

содержание образования, наука косвенно контролирует систему чело-

веческих ориентиров, что ведет в дальнейшем к созданию условий

для формирования одномерного человека, то есть узкого и глубоко-

го специалиста.

Познание, будучи жизненно важной потребностью человека,

приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно

стало развиваться в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жаж-

да познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты,

оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная со-

циальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедея-

тельности человека, то есть задача повышения эффективности, пос-

тольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное

стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, мате-

риалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прог-

ресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и

установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому

поводу: это идея прогресса превращает каждое поколение, каждого

человека, каждую эпоху в истории человечества в средство и ору-

дие достижения некой "окончательной цели".

Самый важный результат научного прогресса - возникновение ци-

вилизации, как системы рационализированных и технициализирован-

ных форм бытия человека. В определенном смысле, цивилизация и

культура несовместимы. Технифицированные формы бытия человека

противостоят внутренним началам духовной сущности человека. Эти

начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура - это

скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время как

науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только ра-

зума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в на-

растающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальны-

ми результатами прогресса.

Современная история человечества без науки не представима.

Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и,

таким образом, связывает их в целостное образование. Наука пре-

вратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она

экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности,

реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это

она изменяет и самого человека. Творческие возможности науки ог-

ромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно

утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью,

она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы

объективности и рациональности в такой культуре приобретают все

более важную роль. Но это ведет к тому, что вытесняются ценности

субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные компонен-

ты культуры, без них нет реального человека. Культура всегда

нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущнос-

ти человека, а наука более отчуждена, она более условна. Цен-

ность научного знания пропорциональна его полезности, но это по

существу, технократическая характеристика. Наука расширяет прос-

транство для технократических атрибутов, обогащает сознание чело-

века технократическими смыслами и значениями, но это все элемен-

ты цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества нау-

ка действует как цивилизирующая сила, а культура - как одухотво-

ряющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноос-

феру - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не

всегда укладывается в требования нравственности. В культуре XX

века борьба здесь идет с нарастанием, и неясно как разрешится эта

ситуация. По этой причине современная культура не является гармо-

ничной и сбалансированной. Скорее всего противоречие между рацио-

нальностью и нравственностью не разрешится до тех пор в истории

человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познай самого

себя!"

Наукоемкость культуры возрастает и это показатель прогресса

человеческой истории. Но "гуманность" тоже должна расти, ибо это

показатель человечности исторического прогресса. Только синтез

того и другого дает надежду, что будет построена гуманистичес-

кая цивилизация.

3.4.6 ИДЕОЛОГИЯ

До недавнего времени особое внимание уделялось еще одному

компоненту духовной культуры - идеологии. Впервые наиболее раз-

вернуто проблему идеологии поставили и разрешили немецкие филосо-

фы К. Маркс и Ф. Энгельс. В "Немецкой идеологии" и других произ-

ведениях они используют категорию "идеология" в соответствии с

той традицией, которая сложилась в конце XVIII-XIX веках, когда

этот термин употреблялся в негативном значении, характеризуя

"чуждые действительности мечтания" и "ложное сознание". Но К.

Маркс и Ф. Энгельс привносят в анализ идеологии социальные харак-

теристики. Они рассматривают идеологию как сложное социальное об-

разование, которое формируется и функционирует в рамках над-

строечных систем. Идеология определяется как функциональная ха-

рактеристика общественного сознания, отражающая общественное бы-

тие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов,

общностей и обслуживающая эти интересы.

Следовательно, идеология представляет собой самосознание со-

циального субьекта: социальных групп, национальных и иных общнос-

тей, класса. Только в идеологии специфические интересы со-

циальных групп, классов и общностей находят свое осознание,

обоснование и систематизированное выражение. Следует также иметь

в виду, что те или иные формы общественного сознания принимают

идеологический характер только в рамках определенных социальных

институтов и представляющих их социальных организаций: государ-

ства, политических партий, церкви, корпоративных объединений и

т.д. Следует отметить, что противоположную тенденцию выражает гу-

манизм. В качестве примера идеологического напраления - можно

привести метод социалистического реализма - это определенный ху-

дожественный канон. Но этот канон носит ярко выраженный идеологи-

ческий характер. В характеристике этого метода содержатся сформу-

лированные идеологические установки на процесс художественного

творчества, а также предъявляемые к этому творчеству определен-

ные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализ-

ма выступал как догматический и потому, что трактовался как един-

ственно верный, закрывающий возможности проявления всех ос-

тальных творческих методов.

Таким образом, нельзя расматривать идеологию только как от-

дельную составляющую культуры - это скорее всего больше своеоб-