Смекни!
smekni.com

Музыкальные рукописи эпохи Ивана III в собрании Кирилло-Белозерского монастыря (стр. 1 из 3)

Гусейнова З. М.

В пятнадцатом столетии древнерусские музыкальные рукописи (богослужебные певческие книги) подверглись реформированию, в значительной степени связанному со сменой богослужебного устава. В течение 15 века русская Церковь постепенно перешла со Студийского устава на Иерусалимский. Хотя данный переход осуществлялся достаточно плавно, без очевидных противопоставлений, благодаря сходству обоих Уставов, имевших общую основу, он, несомненно, определил те изменения, которые нашли отражение в богослужебных певческих книгах, тем более созданных в одном из крупнейших монастырей Московской Руси – Кирилло-Белозерском.

К этому времени история русского нотного книгописания насчитывала уже более трех столетий. Первые памятники, зафиксировавшие корпус богослужебных песнопений, сохранились от конца 11 века. Пергаменные певческие книги были представлены древнейшими Стихирарями минейными, Триодями, Ирмологиями, Кондакарями, записанными знаменной и кондакарной нотациями. Заимствованные из Византии в рамках всей системы богослужения, книги содержали переводы гимнографических текстов, сопровождавшихся адаптированной палеовизантийской (коаленовской) нотацией, получившей название знаменной нотации. Базирующаяся на византийских невмах, знаменная нотация сформировала свой знаковый словарь, который, с одной стороны, сохранил очевидные связи с византийским словарем, с другой – выработал собственные начертания и способы соединения, обусловленные особенностями древнерусских гимнографических текстов. Этот процесс в основном уже завершился в 12 веке, и в течение 13-14 столетий знаковый словарь в целом оставался стабильным – вплоть до 15 века.

В этот же период в русских певческих книгах употреблялась и другая нотация – кондакарная, единственная в своем роде, нигде более в таком виде не встречавшаяся, вводившаяся для изложения особо сложных, возможно даже неодноголосных распевов. Знаменная нотация использовалась в большинстве древнерусских нотных рукописей и впоследствии сохранила свое приоритетное значение вплоть до конца 17 века, когда произошел переход на пятилинейную нотацию. Кондакарной же нотацией записаны почти целиком только пять сохранившихся певческих книг (Кондакарей) и несколько фрагментов в разных книгах, и период ее использования ограничивается 11-14 столетиями.

Тексты всех нотированных рукописей 11-14 вв. в целом истинноречные, где Ь и Ъ сопровождаются нотными знаками, следовательно, обладают собственным музыкальным звучанием.

События 15 века, особенно второй его половины, отразились на характере нотного книгописания на Руси, что в полной мере становится очевидным при рассмотрении рукописей, созданных в этот период в Кирилло-Белозерском монастыре. Значение монастыря в истории России широко известно1. Крупнейшая обитель, основанная в 1397 году и к середине 15 века ставшая одним из культурных центров Руси, Кирилло-Белозерский монастырь известен своими книгописными традициями. Напомню также, что именно в его стенах был создан первый в истории России каталог библиотеки монастыря, составленный неизвестным монахом в конце XV в., опубликованный в 1897 г. Н.К. Никольским под названием "Описание рукописей Кирилло-Белозерского монастыря"2. Выделю здесь и важное уточнение, сделанное Никольским, который писал: "уже не раз в науке была отмечена разность в составе наших рукописей 14 и 15 веков, возникшая благодаря усиленному притоку новых переводов и изводов из южно-славянских земель3. Но этот приток не видоизменил бы так отчетливо физиономии нашей письменности в XV веке, если бы не ощущалась необходимость переписывать новые книги одновременно с заменою Устава по редакции патриарха Алексия на типик Иерусалимский. Эта замена сильно ускорила работы монастырей по обзаведению новыми списками"4.

Данная тенденция в полной мере проявила себя в Кирилло-Белозерском монастыре при создании нотированных книг. Более того, именно мастеропевцы монастыря во многом определили те направления, по которым в дальнейшем шло развитие русского церковного пения и его теоретическое осмысление.

В настоящее время в собрании Кирилло-Белозерского монастыря, хранящемся в Российской национальной библиотеке, сохранилось восемь написанных на бумаге, полностью нотированных и одна частично нотированная рукопись 15 века. Они охватывают период с 1430-х гг. до самого начала 16 века и отражают репертуар богослужебных нотированных книг своего времени. Это полностью нотированные рукописи 573/830, 596/853, 597/854, 607/864, 629/886, 637/894, 653/910, 654/911 и знаменитая рукопись инока Ефросина 9/1086, где представлено несколько нотированных фрагментов, к сожалению, написанных не рукой инока Ефросина. Все эти рукописи в разное время уже становились предметом анализа ученых, преимущественно музыковедов, и многие аспекты представлены в научной литературе в виде публикации отдельных памятников или их исследования. Рассредоточенность рукописей по времени в рамках столетия напрямую отразилась на их составе, структуре певческих книг, особенностях текста и нотации. Помимо особенностей, свойственных вообще каждому списку памятника, рукописи Кирилло-Белозерского монастыря отражают те изменения, которые произошли в 15 веке в целом в связи со сменой Устава, формированием новых певческих книг, переходом от истинноречия к раздельноречию, нововведениями в области знаменной нотации.

Каждая из кирилло-белозерских рукописей 15 века написаны одним-двумя почерками. Традиционные для нотированных рукописей исправления слов и знамен, введение новых песнопений в них осуществляется, как правило, теми же почерками. На этом фоне выделяется рукопись 596/853, которая содержит записи более чем 20-ю почерками. Они касаются фиксации основного корпуса певческих книг, введения дополнительных песнопений на полях, исправлений в тексте. Отметим, что бумага в этой рукописи всего четырех видов, следовательно, рукопись не только "составлялась" из разных разделов, но и редактировалась уже в рамках составленной рукописи.

В кирилло-белозерских рукописях представлены все певческие книги, кроме Кондакаря, история бытования которого, как уже было отмечено, оканчивается в 14 столетии. С одной стороны, это книги, существовавшие и в предшествующий период (11-14 вв.) - Триодь, Ирмологий, Стихирарь минейный, содержащий двунадесятые Праздники, с другой – книги, только формирующиеся в указанное время – Обиход и нотированный Октоих. Обиход как самостоятельная книга появится в нотированных рукописях преимущественно в 16 веке. В кирилло-белозерских же рукописях 15 века содержатся только отдельные песнопения или небольшие подборки песнопений, позднее вошедшие в состав Обихода: это стихира "Да молчит всяка плоть" с ремаркой "В субботу великую вместо иже херувимской" как в рукописи 629/886 5 или стихиры с очень сложным распевом "О тебе радуется" и "Да молчит всяка плоть", завершающаяся троекратной Аллилуйей, в рукописи 607/964 6. Неустойчивость традиции распевания песнопения Обихода проявляется в том, что в некоторых списках это же песнопение существует в ненотированном виде, как в рукописи 596/853, где также есть троекратная Аллилуйя.

В будущем Обиходе стабильно будет представлена подборка подобнов. Подобны сыграли весьма важную роль в истории музыкальной интерпретации текстов. Им отводилась роль музыкальных образцов, на "подобен" (то есть по подобию) которых исполнялись очень многие песнопения всех восьми гласов. Подборки подобнов встречались и в рукописях 11-14 веков, в частности, они были представлены в одном из сохранившихся Кондакарей – Типографском уставе с Кондакарем (рукопись Государственной Третьяковской галереи К-5349) в записи знаменной нотацией. В рассматриваемых рукописях Кирилло-Белозерского монастыря 15 века подборки подобнов, но с другим, отличным от древнего, распевом встречаются в нескольких списках. Особенно обращают на себя внимание две подборки, представленные разными почерками в рукописи книгописца Ефросина 9/1086 7. В этой же рукописи есть и несколько разрозненных нотированных стихир, в числе которых – славник Благовещению второго гласа "Благовествует Гавриил"8, с очень сложным распевом, слоговыми вставками, протянутыми гласными в тех случаях, когда на один слог приходится несколько нотных знаков, аненайками – вставными мелодическими оборотами, возникающими вне основного текста. Нотация песнопения содержит знаки, характерные для древнего периода, и одновременно специфический знак в виде большой буквы "Э", который позднее станет указателем еще одного вида древнерусского пения – путевого распева. Этот же распев славника вообще отличает кирилло-белозерские рукописи: он встретился также в 653/910 9, 597/894 10.

Формирование нотированного Октоиха (в это время заголовки в рукописях определяют его как "Стихиры воскресны") относится ко второй половине 15 века, и кирилловские рукописи отражают данный процесс. Он осуществлялся как "собирание" певческой книги из отдельных циклов осмогласных песнопений одного жанра, и, представленный в пяти рукописях из восьми, в результате Октоих во всех списках выглядит по-разному. В 607/864 каждый из восьми гласов Октоиха содержит только один Богородичен Малой Вечерни и несколько песнопений Великой Вечерни11. В 596/853 песнопения Октоиха показаны последовательно как отдельно выписанный цикл Степенных антифонов12, потом как Стихиры воскресны краткого состава13, а далее – как Богородичны Седмицы14, также в кратком составе. В этих циклах отдельные песнопения остались без нотации, выписаны только тексты. Это свидетельствует о том, что напевы данных стихир еще не были созданы, или они были неизвестны автору рукописи. Октоих рукописи 629/886 15 расширен за счет небольшой группы седмичных песнопений. И среди всех рукописей Октоих в 653/910 16, датируемой концом 15-го века, представлен уже полным своим составом: в нем есть стихиры Восточны и Ины восточны, стихиры по "азведи" и большая Седмица. Некоторые песнопения здесь также приведены без нотации, что свидетельствует в данном и во многих других случаях, как правило, о том, что в рукописи, с которой переписывалась данная копия, этих песнопений в распетом виде не было, и автор рукописи включил тексты из ненотированной книги, предполагая, вероятно, в последующем ввести нотацию. Отметим, что в подобных случаях напевы часто вводились в рукописи позднее, о чем свидетельствуют другие почерк и чернила, но в данной рукописи они так и остались ненотированными.