Смекни!
smekni.com

Анализ книги В. Мириманова "Малая история искусств" (стр. 1 из 3)

Введение

Данная работа представляет собой обзор книги В.Мириманова “Малая история искусств”, посвященной описанию и анализу развития первобытного и традиционного искусства. Главы книги рассмотрены последовательно; основное внимание уделено выделению основных и общих закономерностей в развитии искусства, выявленных автором; большое количество материала иллюстративного содержания в данном обзоре не отражено ввиду малого заданного объема. Глава “Наскальное искусство Африки и Австралии” не рассматривается, так как она, по сути, представляет собой достаточно яркую иллюстрацию к общим и закономерным положениям исследования В.Мириманова, отражающим тенденции развития первобытного и традиционного искусства.

1. Первобытное и традиционное искусство

1.1. Понятие и история первобытного и традиционного искусства

Область распространения первобытного и традиционного (называемого еще примитивным) искусства территориально охватывает все континенты, хронологически – весь период существования человека как вида.

История первобытного искусства включает в себя проблему происхождения искусства и рассматривает этапы его развития на протяжении тысячелетий, от самых древних художественных произведений эпохи палеолита до памятников искусства некоторых современных народов, до недавнего времени находившихся на первобытно-общинном уровне развития.

Первобытное искусство не представляет самостоятельной области в сфере культуры, поскольку в первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетена с мифологией и религией, образуя то, что называется первобытным синкретическим культурным комплексом

Характерными особенностями первобытного искусства являются, во-первых, то, что в первобытном обществе едва ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство, тем самым наполняя его собой, а, во-вторых, в первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире, способствующие закреплению и передаче навыков и знаний [1].

1.2. Искусство и человек

Одним из центральных вопросов, рассматриваемых в главе “Искусство и homo sapiens”, является вопрос о понятии искусства. Оставляя в стороне чисто метафизи­ческие не поддающиеся анализу тол­кования искусства, В. Мириманов обращается к тем определениям, которые основы­ваются на анализе исторического материала и рассматривают его в связи с проблемой генезиса. Например, так называемая “имитативная теория” определяет искус­ство как проявление инстинкта под­ражания. Элемент подражания действительно имеет место в искусстве и особенно ярко выражается в первобытном искус­стве. Как уже говорилось, различ­ные формы танцев: охотничьи, воен­ные и др. - основаны на подражании повадкам животных и действиям, связанным с войной, охотой и т. д. В известном смысле с этой точки зрения можно рассматривать и пер­вобытное искусство, особенно его самую раннюю натуралистическую фазу.

Другая теория рассматривает искус­ство как выражение “инстинкта украшения”, как средство полового привлечения. Нательные укра­шения - раскраска, татуировка и т.п. - бытуют у подавляющего большинства народов, находящихся на первобытнообщинном уровне развития. Есть все основания счи­тать, что они имеют очень древнее происхождение. Что же касается надеваемых украшений: бус, ожере­лий, колец, подвесок и т. п., - то они, как известно, широко распростра­нены не только у так называемых “примитивных” народов, но в полной мере сохраняются и в развитом со­временном обществе. В отличие от традиции раскраски тела (о степени древности которой можно лишь догадываться) древность ношения украшений непосредственно дока­зывается многочисленными архео­логическими материалами (бусы, браслеты), относящимися к эпохе верхнего палеолита. Столь же древ­нюю традицию имеет орнаменталь­ное и фигуративное украшение ору­дий и бытовых предметов. Материалы и этнографические ис­следования, связанные с проблемой происхождения искусства, показы­вают, что то, что называется ин­стинктами “игры”, “подражания”, “украшения”, безусловно имеет определенную связь с биопсихологическими корнями художественной деятельности [2].

Основополагающей идеей при рассмотрении вопроса о появлении homo sapiens, с точки зрения В.Мириманова, является взаимосвязь между появлением искусства как такового и формированием человека как социального существа в полном смысле этого слова.

Пожалуй, единственным качественно новым археологическим материалом, появившимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.

Момент обращения к этому новому виду деятельности, который В.Мириманов условно называет художественным творчеством, рассматривается как величайшее открытие, возможно, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены, хотя следует заметить, что сами по себе данные возможности не предполагают их непременной реализации, по крайней мере в определенные исторические сроки. В качестве наглядного примера В.Мириманов выбрал историю развития письма [3].

Заслуживает внимания проводимый автором тщательный анализ самого процесса “открытия”, вылившегося в появление изобразительного искусства.

Вопрос о происхождении искусства, с проблемой его сущности, смысла и назначения, лишь во второй поло­вине XIX века благодаря успехам археологии был поставлен на науч­ную основу. В то же время в связи с открытиями археологов, давшими бесценный материал, возникли но­вые проблемы: закономерно или случайно то, что первые несомнен­ные произведения искусства най­дены только в тех слоях, которые относятся ко времени существова­ния homo sapiens. Существует ли прямая связь между появлением че­ловека разумного и началом худо­жественной деятельности?

Прежде чем ответить на этот вопрос, временные антропологи характе­ризуют черты, отличающие homo sapiens от его предшественников. Так называемый “hоmо-неандертальский” человек имел, казалось бы, все необходимые для интенсивной трудовой деятель­ности органы - большой мозг, под­вижную руку, не говоря уже об устойчивой походке в выпрямлен­ном положении. Тем не менее, морфоло­гические особенности неандерталь­ского человека, в частности, строе­ние его мозга, говорят о том, что он был существом, недостаточно при­способленным к условиям общест­венной жизни коллектива ввиду своей агрессивности и малого разви­тия мозговых центров, управля­ющих торможением. Возбуждение в деятельности коры головного мозга неандертальца заметно преобладало над торможением, что вызывало вспышки дикой злобы в неандер­тальском стаде и часто приводило к столкновениям. Поэтому коллек­тив неандертальцев имел малые по­тенциальные возможности для раз­вития общественных форм жизни. Наиболее убедительная теория поя­вления человека современного вида, разработанная советским антропо­логом Я. Я. Рогинским, исходит именно из преимуществ современ­ного человека над неандертальским как существа социального. Согласно этой теории, интенсив­ное развитие передних отделов головного мозга у современного человека, в сравнении с неандертальцем, про­истекает вследствие того, что соци­альные качества приобрели огром­ную роль в эпоху резкого подъема производительных сил и сложения начальных форм родовой органи­зации (т. е. в эпоху позднего палео­лита)[4].

Весьма существенными факторами, способствовавшими появлению и развитию художественной деятельности, по мнению В.Мириманова, стали появление у человеческих существ досуга и появление оседлого образа жизни, которые могли появиться лишь тогда, когда было достигнуто известное равновесие сил в борьбе за существование. Действительно, лишь свободное время, не занятое борьбой за выживание, дало возможность занятий искусством; свободное же время у человека, в свою очередь, могло появиться лишь при достаточно высоком уровне технической оснащенности человека (в результате которой сделалось возможным относительно постоянное существование хозяйственных коллективов, при которых новые методы охоты стали давать больше пищи) [5].

В результате своих исследований В.Мириманов аргументировано приходит к убеждению в необходимости признать наличие прямой связи между появлением homo sapiens и началом художественной деятельности.

1.3.Непрофессиональное искусство и эстетические концепции

Глава “Непрофессиональное искусство и эстетические концепции посвящена В.Миримановым, главным образом, попыткам определить функции искусства как такового с целью выяснить, есть ли взаимосвязь между формальной и функциональной структурой первобытного и современного искусства. Однако, в результате рассуждений и анализа известных данных автор приходит к выводу о том, что исчерпывающе определить функции искусства не представляется возможным не только в силу их множественности, но также и потому, что функцио­нальная структура искусства не является постоянной и неизменной. Под действием экономических, со­циальных и политических факторов она развивается, перестраивается, меняет акценты, в то же время со­храняя изначальные элементы.

Поскольку первобытное искусство дает лишь фрагментарный художественный материал вне живо исторического и этнографически контекста, В.Мириманов обращается главным об­разом к примеру традиционного искусства, которое ближе всего к ранней стадии художественного развития, и посвящает этой теме главу “Функции первобытного и традиционного искусства”, полагая, что ясно выраженный целенаправлен­ный характер традиционного искусства - одно из тех качеств, на которое прежде всего обращают внимание исследователи, - позволяет сравнительно четко определить его важнейшие функции [6].

1.4.Функции первобытного и традиционного искусства