Смекни!
smekni.com

Античная культура (стр. 4 из 7)

В Древней Греции развивались и описательные знания, биологические и географические. Поначалу в описаниях было много фантазии, но со временем возрастал спрос на более точные, объективные знания. Ко времени Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) были описаны уже сотни различных растений и животных. Собрав и систематизировав эти описания, Аристотель поставил вопросы, что такое живое, что такое организм. В области географии описывались страны, города, моря, составлялись карты, планы.

Завершая разговор о развитии древнегреческой науки, отметим ее важнейшие особенности. В отличие от древних культур Востока (Египет, Месопотамия, Индия), где накопленные запасы астрономического, математического и другого знания носили прикладной, рецептурный характер (как измерять земельные участки, предсказывать затмения, разливы рек, вести календарь), древнегреческие мыслители перешли к построению логически связанных и согласованных систем знания - теорий. Эти теории не носили узко практического характера. Основным мотивом первых ученых было далекое от практических нужд стремление понять исходные начала и принципы мироздания. Теоретическое знание в Древней Греции разрабатывали и хранили не жрецы (как на Востоке), а светские люди, поэтому они не придавали ему сакрального (священного) характера, но обучали ему всех желающих и способных к науке людей. Благодаря этому за короткий по историческим меркам период древние греки создали замечательные математические теории, заложили основы целого ряда наук - физики, биологии, социологии, психологии и т.п.

В искусстве древней Эллады наиболее полно выразились все основные черты и принципы греческой культуры. Славу искусства Древней Греции составляют ее архитектура, скульптура, вазопись, театр. Особенности греческого искусства, отличающие все его виды и жанры, - это чувство меры, естественность, живая чувственная непосредственность, стремление к наглядности, образности, пластической выразительности и вместе с тем рациональная конструктивность, умение сопрягать идеальное содержание с его воплощением в конкретном образе.

Греческая архитектура была в первую очередь храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совершенно особое назначение. В них не собирались молящиеся, поскольку культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. Греческий храм служил исключительно помещением для статуи божества. Статуя помещалась в святилище (целле), в котором всегда царил полумрак, создававший особо торжественное настроение. Греческие архитекторы выработали особую систему - ордер - строго установленное, математически точное соотношение несущих (опор - колонн) и несомых (перекрытий) частей здания. Главные ордера в Греции - дорический, ионический, коринфский. На их основе был создан тип греческого храма- периптер - помещение прямоугольной формы, окруженное со всех сторон колоннадой.

Греческое зодчество неразрывно связано с ваянием, скульптурой. Храмы украшались статуями и рельефами. Свободный эллин, вдохновленный верой в свое могущество, его облик, возведенный к прекрасной норме, стал темой греческой скульптуры. Изображения окружающей среды, условий быта, отношения человека к окружающей природе не имели существенного значения в глазах художников греческой античности. В художественной культуре Древней Греции наивысшего расцвета достигла именно скульптура, то есть тот вид искусства, который всю совокупность представлений о жизни, о месте человека в жизни своего времени выражает в пластически завершенном статуарном образе человека.

Первые образцы греческой скульптуры появляются в эпоху архаики. Это обнаженные юноши (куросы) - атлеты, победители в соревнованиях и девушки (коры) в традиционных одеждах. Эти каменные изваяния (чаще всего из мрамора) еще явно отражают влияние египетских канонов: фронтальность фигур, скованность движений. Черты лиц куросов и кор не создают впечатления подлинно живого человеческого лица, хотя они и озарены загадочной “архаической улыбкой”. Мраморная скульптура, (так же как и архитектурные детали храмов) была ярко раскрашена, но время не сохранило этой многокрасочности греческого искусства.

В эпоху классики греческая скульптура становится более совершенной по форме. Излюбленным материалом ваятелей становится бронза - металл покорнее камня, в нем легче придать фигуре любую форму, положение. Основной принцип греческого классического искусства - это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное человеком. Высшие достижения греческой скульптуры (V век до н.э.) связаны с именами Фидия, Мирона, Поликлета. Фидий, оказавший влияние на все последующее развитие античного искусства, известен как создатель огромных изваяний - тридцатиметровой статуи Зевса (для храма в Олимпии) и восьмиметровой статуи Афины в афинском Акрополе. Под руководством Фидия и при его участии выполнены великолепные скульптуры фронтонов Парфенона (главного храма Акрополя) и его рельефный фриз.

Работы другого великого скульптора – Мирона - отличались композиционной продуманностью и законченностью движения, выражающего суть замысла. В своей знаменитой статуе “Дискобол” он сумел запечатлеть момент движения. Поликлет пытался обосновать и практически воплотить закон идеальных пропорций, стремился к максимально ясной соразмерности частей гармонично развитого прекрасного человеческого тела. В этом плане в качестве канона выступает его статуя “Дорифор” (юноша - копьеносец).

Греческая скульптура не знает всепроникающего анализа характеров. Лица греческих статуй мало индивидуальны. Не случайно портрет в Греции был развит сравнительно слабо. Но скульпторы передавали богатую гамму душевных движений, чувств, переживаний через движения тела. Тело и психика осознавались в их нераздельности. Тела греческих статуй необычайно одухотворены (даже тех, которые сохранились лишь частично). Ведь согласно идеалу калокагатии, красота человека неразрывно связана с положительными нравственными качествами, добродетелями. Прекрасное тело предполагало и гармонию души, а безобразное - означало недостаток разума, благородства, отрицание позитивных нравственных качеств.

На рубеже IV века до н.э. греческий полис переживает кризис, особенно тяжело этот процесс происходит в Афинах вследствие неудачной войны со Спартой. В этих условиях был поколеблен классический идеал человека как доблестного и прекрасного гражданина города-государства. Возникают раздумья, рождающие беспокойство либо склонность к безмятежному наслаждению жизнью. Возрастает интерес к индивидуальному миру человека. Грандиозность мироощущения, спокойствие и величавость уступают место выявлению в искусстве сложных переживаний, страстей и порывов. Ваятелей IV века до н.э. впервые привлекают прелесть детства, мудрость старости, вечное обаяние женственности. Наиболее ярко эти тенденции отразились в творчестве великих скульптуров IV в. до н.э. - Скопаса, Праксителя, Лиссипа.

Аналогичные изменения происходят и в греческом театре. Трагедии Эсхила (526 - 456 гг. до н.э.) славят идеи человеческого подвига, патриотического долга. Софокл (90-е годы V в. - 406 г. до н.э.) славит человека, причем сам говорит, что изображает людей такими, какими они должны быть. Еврипид (446 - ок. 385 гг. до н.э.) стремится изображать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В последней трети IV века до н.э. наступает конец классической культуры Древней Греции, рождается эпоха эллинизма. Начало ей положили походы Александра Македонского и массовый колонизационный поток жителей Древней Эллады во вновь завоеванные земли. Александром была создана громадная империя, простиравшаяся до Инда. Империя просуществовала недолго; после тринадцати лет правления Александр умер, его военоначальники поделили между собой территорию империи. Образовалось несколько монархий.

Со смертью Александра и начинается эпоха эллинизма. В этот период складываются новые формы экономических, социальных отношений, новые политические структуры, новые явления в культуре. Влияние их распространилось необычайно широко - на Западную и Восточную Европу, Переднюю и Центральную Азию, Северную Африку. Новые формы жизни общества явились своеобразным синтезом греческих и восточных элементов. В социально-экономической сфере изменения заключались в сочетании полисной и царской форм собственности, резком расслоении общества. В эпоху эллинизма появился целый класс таких богачей, по сравнению с которыми зажиточные граждане прошлых веков казались бедняками. В политической жизни новым явлением становится эллинистическая монархия, сочетающая в себе элементы восточной деспотии и полисного устройства.

На место гражданина свободного полиса приходит подданный всевластного монарха. Непосредственное участие гражданина в жизни общества заменяется исполнением приказов властителя. Вместе с тем в результате военных походов, торговых и научных экспедиций происходит расширение кругозора эллинов. Формируется незнакомое ранее сознание “гражданина мира”, деятельность которого протекает во вселенной (“ойкумене”). Новый необъятный мир был лишен гармонии. Происходит постепенное угасание системы полисных ценностей и основных принципов классической культуры. Резкое имущественное расслоение приводит к расслоению в образовании. Изменяется характер праздников - народ из участника превращается в зрителя.