Смекни!
smekni.com

Архитектурное наследие народов Забайкалья (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра государственного и муниципального управления и политики

Реферат

Тема: Архитектурное наследие народов Забайкалья

по дисциплине: Культурология

Выполнил ст. гр. ГУП-06:

Нижегородцев А.Г.

Проверила: Воробьева Е.А.

Чита 2008


Содержание

Введение

Архитектурное наследие народов Забайкалья

Заключение

Список использованных источников

Введение

Историко-культурное наследие Читинской области представлено различными категориями и видами памятников. Это памятники истории, искусства, этнографии и археологии, архитектуры и градостроительства пяти исторических городов (Чита, Нерчинск, Сретенск, Петровск-Забайкальский и Шилка), природно-культовые комплексы, особо охраняемые территории, земли историко-культурного назначения. Это все вместе составляет комплекс наследия: движимого, представленного архивными, библиотечными, музейными фондами, частными коллекциями, и недвижимого.

Особое место в системе недвижимого наследия занимают исторические города. Историческим городом, исторической частью поселения, или города, принято считать территория, сохранившую систему или элементы древней планировки, кварталы, площади, улицы, с памятниками истории и культуры, характерной рядовой застройкой прошлых лет, археологически ценный культурный слой, участки природного и историко-культурного ландшафта, которые представляет собой в целом ценную историческую среду и признаны таковыми в перечне охраняемого государством наследия. Историческим городам Читинской области этот статус был присвоен в 1990г.

Архитектурное наследие народов Забайкалья

Архитектурно-строительная культура народов, населявших Забайкалье, типична для всех народов Сибири, Дальнего Востока и Центральной Азии. Первые русские казаки, пришедшие в Забайкалье, отмечали, что буряты – земледельцы имеют «юрты рубленые», а братские – «скотные» – войлочные жилища. Взаимосвязь хозяйственно-культурного уклада и архитектурно-конструктивных особенностей стационарных и сборно-разборных жилищ отмечается у всех древних народов. Чум, юрта, деревянная юрта (прямоугольная или восьмиугольная) издревле существовали в Забайкалье. «Острожки» и «городки» коренных жителей и бытовые постройки возводились из бревенчатых, срубных конструкций и выполняли роль укреплений-ставок удельных князей. В степных районах Южного Забайкалья, где было распространено кочевничество и использовались подвижные жилища, функции княжеских ставок выполняли несколько богато украшенных войлочных юрт. Нередко юрты представляли собой комплекс «сблокированных» в замкнутую линию жилищ с общим внутренним сообщением и единственным входом. Особенностью юрты является рациональная и целесообразная организация внутреннего пространства. Она разделена на четкие функциональные зоны, которые определяют и организую внутреннюю ритмику жизни. Учитывая природно-климатические особенности края, бытовой уклад кочевников, юрту можно считать наиболее приспособленным типом жилища.

Поселения бурят характеризуются понятием «населенное место кочевников», где существует связь земельных территорий с определенными кочевыми общинами, состоящими из нескольких кочевых семей (аил), кочевых общин (хотон). В зависимости от климатических условий и количества кочевых миграций «населенным местом кочевников» являлись территории зимников (убэлжон) или территории зимников и летников (зусалан).

В средние века в юго-восточной части Забайкалья возникли укрепленные города-крепости, города-дворцы, ставки монгольских феодалов, центры ремесел и торговли (Кондуйский Городок, Хирхиринское городище и др.).

Первыми русскими опорными пунктами на территории Забайкалья стали небольшие зимовья, острожки, остроги и крепости, которые размещались на основных водных путях – волоках. Зимовья представляли собой избу с боевой надстройкой. Другим видом зимовья были укрепления, состоящие из нескольких таких изб, соединенных стенами и образующих между собой небольшой закрытый двор (Еравнинское зимовье). Более совершенный тип оборонных сооружений – остроги. В отличие от зимовий гражданские постройки в острогах – избы и амбары - не имели оборонных приспособлений, все защитные функции в них исполняли тыновые стены, угловые и проездные башни. Созданные как военные укрепленные пункты, они одновременно играли роль административных центров. Кроме того, они служили перевалочными базами для дальнейшего проникновения русских на восток. К ним можно отнести остроги: Иргенский (1653), Нерчинский (1653), Шилкинский (1654), Аргунский (1681), Ильинский (1688). В плане они представляли четырехугольник, размер которого определялся значением острога и перечнем построек. По плану Нерчинска, выполненному кондуктором Степаном Немцовым (1728), в остроге находились канцелярия, каменный пороховой погреб, цейтхауз, воеводский двор, сарай, где стояли артиллерийские орудия, караульные помещения, баня, пожарня. Со временем некоторые остроги утрачивают свое значение и разрушаются, другие (Нерчинский) становятся основой для строительства городов и селений. В исторических документах и литературных источниках слово «острог» включает в себя различные понятия. Так, Читинская слобода в 20 – 30-х гг. XVIII в. называлась Читинским острогом, хотя никаких острожных крепостных укреплений там не было.

Установление государственной границы, открытие серебросвинцовых руд, развитие земледелия на вновь присоединенных землях, защита от набегов инородцев, расширение торговых связей с Китаем активизировали строительство городов, крепостей (Акшинская), станиц, слобод, сел и деревень. Появляются Петропавловская крепость (ориентир. 1713), Читинская слобода (1701), Сретенск (1704 – 1714), Цурухайтовская слобода (ок. 1735), с. Доронинск (1720 – 1763). В силу названных причин русские поселения располагались, главным образом, по долинам больших рек: Чикою, Хилку, Ингоде, Онону, Аргуни, Шилке, Газимуру; вдоль государственной границы и трактов, в местах добычи открытых руд.

Рядом с острогами, крепостями и заводами появляются поселки или так называемые «посады», или «города», которые также обносятся укреплениями для защиты от возможного нападения извне. Подобное формирование города отмечено на «Плане и проспекте города Нерчинска» работы М. Татаринова (XVIII в.).

На несколько иных градообразующих основах происходит развитие г. Сретенска (XVIII в.) – как административного центра транспортно-перевалочного пункта; Петровского Завода (1789) (ныне Петровск – Забайкальский), г. Шилка (1769), с Нерчинский Завод (1704), с. Газимуровский Завод (1778), с. Александровский Завод (1792) – как поселений, основным ядром которых являются комплексы заводов. Их планировочной структуре в этот период свойственны как относительная регулярность, так и свободное начертание улиц. Планировочная канва послужила основой для дальнейшего формирования планов городов и поселений. «Инструментально снятый план Читинского острога» (план П. Фаленберга) зафиксировал пространственно-планировочную организацию Читы 1830 г.

В конце XVIII – первой половине XIX в. в русском градостроительстве укрепилась практика разработки регулярных планов для различных городов России, которые предусматривали определенную типизацию и стилевую регламентацию застройка. В разработке планов принимали участие столичные, губернские и уездные архитекторы, декабрист Д.И. Завалишин. В составлении плана селения Нерчинскому Заводу принимал участие ученик знаменитого архитектора К.И. Росси – Л.И. Иванов. Он же вел строительство разных сооружений на Акатуйском руднике (тюрьма) и в Нерчинском Заводе. В 1837 г. выполняется «План Нерчинского Завода», на котором «собственною, Его Императорского Величества рукою написано: Быть посему. Николай I». В 1842 г. составлен «Проект на устройство Иркутской губернии Окружного города Нерчинска», также утвержденный императором Николаем I. В связи с образованием Забайкальской обл. и «возведением селения Читы в степень областного города» в 1862 г. разработан и утвержден императором Александром II «Проект на устройство областного города Читы Забайкальской области». На планах, помимо существующих зданий и сооружений, показывались предполагаемые постройки, «вновь назначенные места поселений», выделялись специальные зоны для промышленных зданий и складов, предусматривалась организация системы площадей и улиц. Нерчинские заводы в конце XVIII в. были деревянными. После включения в кабинетское хозяйство в 1787 г. их реконструировали. В 1797 г. Кабинет потребовал от начальника Нерчинских заводов и рудников планы и чертежи, а также перечень видов всех поселков и строений для разработки подробного проекта их преобразования. Составление планов Забайкальских городов XIX в. сопровождается повышением строительной культуры и архитектурно-художественных качеств застройки. Значительную роль в преобразовании архитектуры сыграли «образцовые» проекты для массовой застройки, в соответствии с которыми губернские и местные архитекторы составляли чертежи и атласы «казенных, общественных и жилых зданий»: «чертеж госпиталя при Газимуровском Заводе» (1821), «атлас казенных зданий, возведенных в Шилкинском округе» (1830), «планы и фасады частных домов при Нерчинском Заводе» (1846), «атлас казенных и общественных зданий в деревнях Сретенской волости по р. Шилке» (1851).

Культовая архитектура представлена сооружениями различной конфессиональной принадлежности: буддийской – субурганы, сумэ, дуганы, дацаны; православной – часовни, церкви, соборы, монастыри, семинарии; католической – костел; мусульманской – мечеть; иудейской – синагога.