Смекни!
smekni.com

Выдающиеся люди башкирской культуры (стр. 1 из 6)

Мажит Гафури

(1880-1934)

В творчестве основоположника татарской и башкирской литератур, народного поэта Башкирии Мажита Гафури нашли своё яркое выражение основные узловые проблемы литературного движения в Башкирии и Татарии в первой трети XX века.

Сын сельского учителя, Мажит Гафури родился 20 июля 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район Башкортостана), с раннего детства его преследовали невзгоды жизни. Ученик медресе, тринадцатилетний Мажит почти одновременно лишается отца и матери, начинает скитаться в поисках заработка по Уралу. Будущий поэт пытается устроиться в медресе в Уфе и в больших селениях, обучает детей в родной деревне, работает чернорабочим на небольшом чугунном заводе. Новый, XX век Мажит встречает шакирдом (учеником) медресе Зайнуллы-ишана в Троицке. Здесь знакомится с произведениями татарской литературы. В это же время летом работает на золотых приисках татарских миллионеров Рамиевых, выезжает в казахские степи для обучения детей грамоте. Глубокое впечатление у Гафури оставляют казахские песни, творчество акынов, сказки и легенды казахского и родного народов. Здесь же в медресе зимой 1901 — 1902 года Гафури сочиняет свое первое стихотворение «Шакирдам ишана» — злую сатиру на затхлую атмосферу в медресе за что шакирды-фанатики жестоко избивают Мажита.

Первый сборник стихов Гафури «Сибирская железная дорога или Положение нации» выходит в 1904 году в Оренбурге. В том же году в Казани отдельной книгой издается первый рассказ писателя «Жизнь, прошедшая в нищете». Писатель одновременно выступает и как поэт, и как прозаик, продолжая работать в различных жанрах до конца своего творческого пути.

На литературную арену Гафури вступил как певец новой эпохи созидания, сближения разных народов. Уже в первом сборнике о Сибирской железной дороге основные две темы, пронизывают стихи поэта. Это, во-первых, воспевание нового времени, века прогресса и техники, обобщенного Хне Транссибирской магистрали, первая встреча с которой оставила у юного Гафури сильное впечатление. Вторая сквозная тема книги стихов - отсталость востока от европейского прогресса, забитость и невежество татар и башкир по сравнению с русским народом.

Гафури в стихах о Сибирской железной дороге поднимается до серьезных обобщений, воспевая созидательную силу могучей Родины - великой России:

Честь и слава России — могучей стране,

Чьё дыханье слышу я в ночной тишине,

Где слова разыскать, чтоб о ней рассказать,

Чтоб достойною песней воспеть её мне?

(Перевод А. Ойслендера).

То, что воспитанный в религиозном медресе шакирд смог увидеть прогрессивные тенденции в жизни, сумел сказать похвальное слово своей многонациональной Родине — России, было новым явлением в национальной литературе того периода.

Первое прозаическое произведение М. Гафури - рассказ «Жизнь, прошедшая в нищете» — по своей теме и жизненному материалу явилось новым словом в татарской и башкирской литературе начала XX века. В литературу, до сих пор имевшую дело с героями из среды мулл, баев, торговцев и шакирдов, Гафури ввёл совершенно новых героев — деревенских бедняков, ужасающей нищетой низведённых до самого дна жизни.

Несчастье героев рассказа — деревенского батрака Нигматуллы в его жены Сарви - рисуется в трагикомических ситуациях, но смех этот - смех сквозь слёзы. Страшное социальное неравенство и беспросветная бедность в изображении Гафури выступают не только простым фоном повествования, но и как обобщённая типичная картина тогдашней действительности.

Уже то, что весь день гнувшие спину люди не могут съесть кашу из заработанной горсти зерна и остаются голодными, - само по себе маленькая трагедия. Рассказ Гафури заставляет поверить в бессмысленность и идиотизм изображаемой жизни, приводящей героев к грустной развязке: зимой, во время бурана, погибает пьяный Нигматулла, нёсший домой еду; Сарви выходит замуж за другого — такого же бедняка Ахматгали, но и здесь её подстерегают несчастья, и она остаётся одинокой.

Первая русская революция 1905 — 1907 годов стала новым этапом в творческой эволюции Гафури, встретившего эти исторические дни шакирдом в Казани. От всей души поэт приветствует долгожданную революцию, посвящает ей восторженный «Стих радости» (1905). Гафури как бы интуитивно понимает величие революционных перемен, называя эту пору временам «восхода солнца свободы», когда «подняты чаши весов» и встал вопрос о том, «которая из них под конец перетянет».

В стихах января 1906 года «Уныние» поэт уже обнаруживает новые представления о судьбе и задачах революции, выделяет «нашедших в себе силу» трудящихся, рабочий класс, которых он противопоставляет «пустозвонам», «сплошь безумным» буржуазным националистам. «Капля за каплей — большой переполнен сосуд, время настало — должен пролиться он», — пишет поэт.

Повесть М. Гафури «Бедняки» (1907), потрясла читателей реалистическим изображением беспросветной жизни бедноты буржуазного города. В этой повести читатель с неумолимой последовательностью прослеживает трагические судьбы бедняков-подёнщиков, изо дня в день, несмотря на жесточайшие морозы, простаивающих на городской базарной площади в ожидании работы, которая дала бы хоть несколько грошей, необходимых для поддержания жизни их несчастных детей.

Перед глазами читателей шаг за шагом проходит безрадостная судьба бедняка Шарифа. Жизнь, полная унижений, изнурительного труда, голода и постоянного страха за детей, обрывается страшной смертью.

Трагичны судьбы жены Шарифа Бадри и её соседки Джамили. В этих образах Гафури продолжает тему тяжелой Доли татарских и башкирских женщин.

Особенно трагична судьба молодой женщины Джамили. Долгие дни проводит она в безуспешных поисках работы и уходит из жизни вместе со своим мертворождённым ребенком, который, по выражению Гафури, «словно не желал являться в этот мир, полный страданий...».

В произведениях «Голодный год, или Проданная девушка» (1906), «Дети — сироты» (1907), писатель бросает вызов миру социального неравенства и несправедливости, воспевает высокую нравственность, и чистоту души простого труженика, его истинную человечность.

Однако общее поветрие реакции, взятие поэта под надзор полиции, конфискация его сборников стихов «Моя молодая жизнь» и «Любовь к нации» не могли не повлиять на Гафури подавляюще. Поэт мучительно ищет новые ценности, обращается к природе и интимной лирике.

Но и в годы реакции поэт много думал о народе, о простом труженике. В стихах 1908 — 1909 годов «Богач и работник», «У богачей», «Нищий», «Жалею» поэт выступает обличителем социального неравенства. Лирический герой этих произведений как бы вобрал в своё сердце все страдания угнетенных. Всё более точно и резко определяет поэт свои симпатии, гордо заявляя: «Я там, где стонут бедняки» (1912). Идеал настоящего человека для Гафури среди тех, у которых «хотя и пятна в одежде, но нет пятен в душе». Вера в творческие силы народа привела Гафури к формированию своей идейно-эстетической программы, которую он изложил в стихотворении «Я и мой народ» (1912):

Лишь сделаю я шаг вперед,

Как тотчас оглянусь назад;

Желая знать, куда шагнул,

К народу обращаю взгляд.

(Перевод П. Панченко)

Отдельные стихи поэта становились народными песнями, его поэзия завоевывала любовь все большего круга читателей.

В поисках героя-современника, борца за народное счастье, писатель обращается к народной поэзии, к героическому эпосу. Прикосновение это было плодотворным: в рассказы Гафури проникла романтическая струя, уходящая своими корнями в стихию народного устно-поэтического творчества. Побывав в 1909 году среди башкир, живущих в окрестностях большого озера Аслыкуль, Гафури записал и издал эпос «Заятуляк и Хыухылу». В варианте эпоса, записанном писателем, герои изображаются в возвышенно-романтическом плане. История любви земного джигита Заятуляка к подводной царевне Хыухылу привлекает высокой романтикой, герои эпоса разговаривают друг с другом возвышенно, стихами. Заятуляк — герой справедливый, смелый. В целом, это сказание — гимн любви, верности, отваге, преданности. Небольшие рассказы М. Гафури этой поры «На берегу Белой», «В лунную летнюю ночь», «Девушка-булгарка Айсылу» привлекают также поисками романтического героя, идеалом искренней любви и светлой мечты.

В повести-исповеди «Жизнь Хамита, или Лейла и моя жизнь» (1910) писатель делится своими раздумьями об окружающем мире, о времени, проблемах морали и бытия, семьи и любви. В этом произведении автор выдвигает свои педагогические и этические взгляды, выступает защитником равноправия женщин, ставит вопрос о традициях и взаимоотношении наций.

Мажит Гафури, уже имевший большой опыт творческой работы, писатель-борец, первую мировую войну воспринял как ненужное для народа кровопролитие, огромное бедствие. Первое стихотворение о войне он назвал «Безвременье», изобразив это бедствие как проклятье, фатальную неизбежность, посланную богом.

В стихотворении «Судьба» (1915), сравнивая тяжкую судьбу с необузданной стихией-морем, Гафури выражает веру в грядущие перемены в мире. «Всё ближе час решения судьбы народа», — пишет он.

Братоубийственную сущность империалистической войны поэт раскрыл в стихотворении «Кто он?» (1915). Автор откровенно разговаривает с солдатом, которого заставили убивать такого же, как он сам. Для того чтобы избежать братоубийства автор призывает солдата «стать хозяином своей судьбы».

Осмысление действительности, осознание того, что человек должен надеяться только на свои силы, поэт выразил в знаменитом стихотворении «Видно, нет тебя, аллах!» (1915).

Уже одно сомнение в существовании аллаха было большой смелостью в условиях мусульманского фанатизма. Гафури идёт дальше, упрекая всевышнего в «недостойных его величия» делах, как передача «всего своего могущества золоту и серебру на земле», допущение «насилия сильных над слабыми», и, наконец, как бы бросает вызов аллаху, требуя вместо обещанных им наслаждений на том свете земных радостей сегодня.