регистрация / вход

Готика - "симфония в камне"

Начало эпохи готического стиля в XII веке, предпосылки его формирования. Происхождение термина "готика" и особенности готической архитектуры. Религиозные сюжеты и реалистические тенденции. Характеристика региональных стилей во Франции, Англии, Германии.

Введение

В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры (VI-XII вв.). Готика - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла. Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием ландшафта и сложностью природных условий, миграцией народов. Но затем те же факторы стали причиной эффективного обмена идей, откровений и художественных открытий. Искусство Византии, напротив, стесненное догмами и канонами, оказывалось архаичным, и его значение отступало перед достижениями Запада.

Для данной работы была выбрана именно эта тема, потому что период становления готического стиля характеризуется не только созданием выдающихся художественных произведений, но и отражает переломные моменты в в социальной, религиозной и политической жизни того времени. В готическое искусстве, сменившем романский стиль, отразились все важнейшие переходные моменты средневековья: формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре.


Религиозное сознание учитывает эти изменения в своих идеологических построениях. Несмотря на то, что готическое искусство остается религиозным по тематике, аскетические идеалы уже не играют такой серьезной роли, как прежде. Происходит смягчение идеалов. Для готики характерен культ Богоматери. В определенной степени это связано с культом прекрасной дамы. Ведущим архитектурным типом в готике стал собор, возвышавшийся над городской застройкой и способный подчас вместить все взрослое население города. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан.

В качестве объекта исследования можно выделить готический стиль в архитектуре. Предметом работы являются предпосылки формирования готического архитектурного стиля, его особенности и региональные отличия.

Хронологические рамки данной работы охватывают период с конца 12 до начала 15 веков. Именно в этот период происходило формирование и расцвет готического стиля в средневековой кльтуре.

В качестве литературы в основном были использованы статьи из сети Интернет, учебники по культурологи и истории мировой художественной культуры.

Основная цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть этапы формирования

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить предпосылки формирования готического стиля;

- рассмотреть особенности готической архитектуры;

- проанализировать региональные особенности готики в ряде стран Западной Европы.

Для реализации этих задач, потребовалось обратиться к некоторым источникам.

Среди них нужно особо отметить материал взятый из справочной литературы, а так же отдельные монографии, посвященные архитектурным стилям.


Глава 1 Предпосылки формирования готического стиля

Термин «Готика» происходит от итальянского gotico - непривычный, варварский (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет)[1] . Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Само изобретение термина приписывается Рафаэлю.

Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья[2] . В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

О том, какие восторги вызвала готическая архитектура, когда после долгого забвения Европа осознала значительность художественного наследия средневековья, мы можем судить по высказываниям знаменитых философов, писателей, поэтов, в том числе и русских. Гоголь, посетив Кельнский собор, писал: «Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим, и им конца нет, - весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека»[3]

В творчестве Мандельштама так же прослеживались архитектурные мотивы. Упоминал он и о готическом стиле:

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть.

(«Notre Dame»)[4]

В. Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери» так же посвятил несколько строк этому великолепному образцу готической архитектуры: «Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора… Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение... подобно «Илиаде» и «Романсеро»... чудесный результат соединения всех сил целой эпохи... это творение рук человеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность»[5] .

Начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де- Франс на севере Франции. В 1136-1140 гг. под руководством аббата Сугерия были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени к северу от Парижа[6] .

Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории именно этого региона. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений[7] . Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полнейшей реализации.

Эпоха, породившая готическое искусство, была временем, когда формировались основы современных европейских государств, складывались новые формы общественного производства, развивались ремесла, ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания. Всё это не могло не выразиться в искусстве и в частности в архитектуре[8] .

Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-келътских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли, что способсвовало развитию градостроительства и гражданской архитектуры.

Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, — это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем - его преодолением.

Эпоха готики ознаменовалась новыми конструктивными и композиционными принципами не только в области культовой архитектуры: появляется ряд новых типов зданий светского назначения – ратуши, торговые ряды и т. д. Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты. Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах.

Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В этот период оформляется готическое письмо с вытянутыми и изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, граверы по дереву и меди. Расцветает и искусство миниатюры, в котором прослеживается усиление светских мотивов. Даже в иллюстрации религиозного содержания художник часто включал бытовые детали, рисовал на полях книг всевозможных химер или вольные сюжеты, например, сценки из городской жизни.

Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.


Глава 2 Особенности готического стиля в архитектуре

В целом для всей готики доминирующим видом искусства являлась архитектура. Собор — главное архитектурное сооружение готики, так как он был центром общественной, культурной и религиозный жизни города. Обычно для собора выбиралась самая высокая точка города. Строительство соборов было вызвано еще и тем, что этого требовало развивающееся знание — при соборах были школы, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор в пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло изменение архитектурного стиля. Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. Самое главное отличие – в системе сводов.

На Востоке, в Византии, где впервые сложился тип христианского храма, более устойчивой формой оказались центрические, крестово-купольные постройки. На Западе со временем преобладающими стали удлиненные базилики с планом в форме латинского креста. Романские базилики оказались удобны для проведения службы, поскольку внимание входящих, их продвижение вдоль нефа - главного продольного помещения храма (показательно значение франц. слова nef от лат. navis - "корабль"), - естественным образом обращалось к алтарю[9] . В романской архитектуре нефы перекрывались двускатной крышей либо тяжелыми каменными сводами. Нагрузку такого перекрытия несли стены, их приходилось делать массивными, с маленькими окнами. Увеличить пространство, расширить такое здание не представлялось возможным.

Строители стали применять крестовые своды, и усиливать каркасные арки, образующиеся на пересечениях крестовых сводов, а заполнение делать более тонким. Каркасные арки называли нервюрами (франц. nervure - жилка, ребро, складка). Нервюры связывали между собой опоры в плане пролетов нефа.. Согласовать высоту арок между собой проще всего было, придав им вместо полукруглой заостренную, стрельчатую форму. Тогда же строители обнаружили, что чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система позволяли перекрывать огромные пространства, бесконечно увеличивать высоту кафедральных соборов, собирать под его сводами множество людей. Усиливающийся боковой распор при увеличении высоты здания удавалось компенсировать системой наружных опорных столбов - контрфорсов (франц. contreforse - "противосила"), связанных с пятами сводов наклонными арками, получившими название аркбутанов (франц. arcboutant - "опорных арок")[10] . Контрфорсы были известны в архитектуре и ранее - в качестве утолщений наружных стен или ступенчатых "подпорных" столбов их можно видеть в византийских и романских постройках. Но в композиции готических соборов контрфорсы отодвигаются от стены, выстраиваются рядами, в том числе и на кровле более низких боковых нефов, а мощно перекинутые аркбутаны, используя разную высоту центрального и боковых нефов, создают оригинальную ажурную, но необычайно прочную конструкцию, напоминающую издали фантастический лес. Для большей надежности столбы-контрфорсы нагружались башенками - пинаклями; казавшиеся изысканными украшениями, они на самом деле своим весом "придавливали" контрфорсы к земле[11] .

Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры – идею устремленности храма ввысь. Стрельчатая арка встречается и в романском стиле. Но там она имела только декоративное значение, а в готике — конструктивное — для свода. Сущность готического зодчества состоит в соединении стрельчатого свода с целой системой подпорок. Свод, по сути, покоится на столбах. Стены не несут тяжести. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника ("зрительная конструкция") не совпадает с действительной. Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Нервюры становились декоративной игрой узоров свода, из камня выкладывались якобы конструктивные элементы, не несущие физической нагрузки, в точках пересечения нервюр наподобие фантастических каменных цветов распускались. крестоцветы, башенки, появляляясь в самых неожиданных местах.

Эти особенности готической архитектуры позволяли создать иллюзию оторванности от земли огромных, высоких соборов. Контраст размера здания и впечатление парения над землей создавали и создают по сей день невероятный эстетический эффект.

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны и с каждой точки собор смотрится по - новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто ассиметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Новые инженерные приемы изменили конструкцию соборов. Нормой становится крестообразный план, трехнефный или пятинефный корпус с малоразвитым трансептом (поперечным нефом) или совсем без трансепта, иногда башня на перекрещивании трансепта и центрального нефа. Фасад собора делится на ярусы[12] :

1. Три портала, соответствующие главным нефам.

2. Галерея, тонкие, изящные колонки и килевидные арки подчеркивают устремленность вверх.

3. Роза — витраж над центральным порталом (особенность французских соборов).

4. Галерея королей, арки.

5. Ажурные башни, обычно четырехугольные, над западным фасадом. Каждая сторона башни сплошь закрыта окном.

В процессе перехода от романского к готическому стилю менялась композиция кафедральных соборов. Главный вход перемещается из клуатра на южной стороне к западному фасаду, который становится наиболее важным. Апсида (алтарная часть) окончательно закрепляется в восточной оконечности нефа (еще две могут находиться на северной и южной оконечностях трансепта - поперечного нефа). Средокрестие (пересечение нефа и трансепта) смещается к востоку, в результате чего план собора начинает напоминать фигуру человека с раскинутыми руками: его голова - алтарь, а шпиль над средокрестием выходит из сердца прямо в небо. Башни, в романских соборах обычно размещавшиеся по две на восточном и западном фасаде, остаются лишь на западном, и вся композиция приобретает большую цельность, направленность и выразительность. Западные башни сливаются с фасадом, центр образующейся симметричной композиции фиксирует большое круглое окно - "роза". По вертикали западный фасад членится на три части, три перспективных портала внизу выявляют трехчастное деление интерьера - центральный неф и два боковых. Каждому порталу присваивается свое название и символический смысл. Над порталами проходит во всю ширину фасада "галерея королей" -ряд статуй в нишах, изображающих ветхозаветные персонажи - иудейских царей и пророков[13] .

В готическом стиле использовались различные строительные материалы, но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень — отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Готические строители работали с камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Средневековые мастера конструируют большие по площади и высоте здания, при этом используются относительно небольшие обработанные камни. Так образуется каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть — ребристый свод.

Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний, но с религиозным оттенком. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский Собор посвящался, богоматери и всему, что с ним связано; Амьенский выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий, были довольно расплывчаты и условны, поэтому зачастую применялись мотивы, далекие от церковной концепции мироздания.

Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами — это стимулировало искусство витража. Средневековым сознанием свет воспринимался как олицетворение божества, а следовательно, сверкающие картины из цветного стекла казались ошеломляющими и неудержимо притягательными иллюстрациями Слова Божьего. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла(излюбленным сюжетом витражей на рубеже 12 - 13 веков стала притча о блудном сыне). Благодаря витражам интерьер храма становился высоким и светлым. Многие витражи были даром ассоциаций ремесленников. Таким образом, ремесленники воздавали благодарность Богу за их благополучие и процветание. К тому же мастерам хотелось прославиться и увековечиться в храмовых памятниках[14] .

Для готического стиля характерна декоративность. По всему периметру собора устанавливаются башенки, декоративные фронтончики – вимперги. Ребра вимпергов украшались мотивом ползучих бутонов или листьев – крабами. Водостоки и водосбросы высекались из камня в виде стилизованных животных, высовывающихся за линию карниза. По углам башен, на балюстрадах ставились скульптурные изображения фантастических существ(«химер») в виде человеческих фигур или животных[15] .

Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура, по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен.

В общем, готический собор представлял собой особый мир, в котором выражалось мировоззрение эпохи Средневековья.

Глава 3 Региональные особенности готического стиля

Из Иль-де-Франс готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу, а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль. В каждой стране готический стиль приобретал национальную окраску. И хотя основные архитектурные особенности были сохранены, каждый регион привнес в готический стиль свои социо – культурные и природные изменения. Переход от романского стиля к готическому проходил в каждом регионе по разному, вырабатывая свои собственные черты и композицию. Отдельные народы вносили в формообразующий процесс свои коррективы применительно к собственным представлениям о монументальном в архитектуре. В каждой стране готический стиль принимал особые черты, но несмотря на это, он явился вторым общеевропейским художественным стилем средневековья

3.1 Готический стиль во Франции

Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть XII и первая четверть XIII века — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII века — зрелая, или высокая, готика; XIV—XV века — поздняя готика, иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение[16] .

Франция является родиной готического стиля в архитектуре, поэтому здесь присутствуют архитектурные сооружения всех периодов. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом (Шартрский собор). На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги,фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанахпорталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы.

Готический стиль во Франции проявился и в светских постройках. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509), возводились королевские и дворянские замки (Амбуаз (1492-1498), Гайон (1501—10)), дома богатых горожан[17] .

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность. В эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен (церковь Сен Маклу в Руане). По-видимому, работавшие там мастера оказались под влиянием характерного для Англии декоративного направления. В пользу этого говорит тот факт, что произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии, которая в эпоху Столетней войны входила в состав английского королевства. В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру, и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.)[18] . Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Среди соборных сооружений во Франции классическими примерами готического стиля являются Собор Нотр-Дам де Пари, который является великолепным образцом раннего готического стиля, Собор в Реймсе и Амьенский Собор (зрелая готика)[19] .

3.2 Готический стиль в Англии

Англия была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она переработала на свой лад. Условия, определившие историческое развитие английского государства, определили и характер английской готики. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырье, предназначенное на вывоз. Не бюргерство. а дворянство играло в английской экономике главную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почему храмовое строительство оставалось там преимущественно монастырским, как и в романское время. Собор воздвигался не в центре города как символ его богатства и славы, а за городом, где помещался монастырь[20] . Во Франции или в Германии собор царил над теснившимися у его подножия низкими жилищами горожан, а в Англии собор гармонически вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому был ниже и протяженнее. Но английские зодчие выразили стремление в верх по своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах , и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестьем (примером такого стиля может служить Собор в Солсбери – классический памятник английской готики[21] ). Растянутость храмового здания, узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера — таковы отличительные черты английского готического зодчества.

В развитии английской готики можно условно выделить три периода. На последние десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство – «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов.[22]

В 14 в. зарождается т.н. украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Изменение притерпевают окна соборов. Их ширина увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент. В 15 в. на смену «украшенной готике» приходит «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. Перпендикулярная готика просуществовала до начала 16 в.

Многие английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый двор, или клуатр. Часто главный вход в собор устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся над сравнительно узкими нефами, и достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании контрфорсов и аркбутанов[23] .

В городском жилищном строительстве большую роль продолжал играть типичный для Англии фахверк. В общем, английское направление готики не слишком отличалось от французского готического стиля, однако привнесло в готику свои национальные особенности.

3.3 Готический стиль в Германии

Переход от романской архитектуры к готике происходил в Германии значительно медленнее чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в силу особых исторических условий политическая раздробленность продолжала усиливаться. «Вормский конкордат» закрепил феодальную раздробленность страны, и германское королевство фактически распалось на отдельные княжества. В связи с этим готический стиль имел свои региональные особенности даже внутри страны[24] .

В Германию готика тоже пришла из Франции примерно в середине 13 века и первое время оставалась практически без изменений (Кельнский собор был прототипом Амьенского)[25] . Однако немецкие зодчие изменили классический архитектурный ансамбль. Французская роза была заменена стрельчатым окном над главным входом, были нарушены боковые горизонтали контрфорсами. В поздний период немецкие мастера сооружали над соборами ажурные каменные шпили. Большинство церквей были с внутренним зальным пространством (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 83), в юго – западных областях сложился тип 1-башенного собора (Фрайбургский Собор[26] ), на севере и северо-востоке,возникла так называемая кирпичная готика, создавшая новые конструктивные и художественные приемы (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке). Для декорирования кирпичной готики применялся глазурованный и фигурный кирпич. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы)[27] .

Все эти особенности германской архитектуры наиболее существенно изменили классическую французскую готику, однако эти изменения ничуть не умаляют искусство немецких зодчих, а даже наоборот. Некоторые искусствоведы утверждают, что только в немецком зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности. В общем можно сказать, что германские архитектурные произведения принадлежат к выдающимся произведение готического искусства.


Заключение

Эпоха готического стиля началась в XII веке, и повсеместно заменила собой господствующий ранее романский стиль. Такой переход был подготовлен социо-культурными, религиозными и политическими изменениями, начинавшими происходить в средневековом обществе. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой - стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени[28] . Средневековые схоласты утверждали, что искусство есть подражание природе. Хотя дидактизм, способность выражать религиозные догматы и ценности, по-прежнему признавался главной задачей искусства, схоласты не отрицали и эмоциональную силу искусства, его способность вызывать восхищение.

В замысле готического собора проявились и новые идеи католической церкви, и возросшее самосознание городских слоев, и новые представления о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Религиозные сюжеты сохраняют свое доминирующее положение в готическом искусстве. Образы готической скульптуры, олицетворяющие догматы и ценности христианства, сам облик собора, все формы готического искусства призваны были способствовать мистическому восприятию Бога и мира. Вместе с тем нарастающий интерес к человеческим чувствам, к красоте реального мира, стремление к индивидуализации образов, возрастание роли светских сюжетов, усиление реалистических тенденций - все это отличает готический стиль от романского как более зрелый стиль искусства, отразивший дух своего времени, его новые веяния - пробуждение разума и чувств, нарастающий интерес к человеку[29] .

Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В этот период оформляется готическое письмо с вытянутыми и изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, граверы по дереву и меди. Расцветает и искусство миниатюры, в котором прослеживается усиление светских мотивов. Даже в иллюстрации религиозного содержания художник часто включал бытовые детали, рисовал на полях книг всевозможных химер или вольные сюжеты, например, сценки из городской жизни.

Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.

Список Источников

1. Всеобщая история архитектуры 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4.

2. Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени. М.; 1952г.

3. Гюго. В. Собор Парижской Богоматери.

4.Мандельштам О. Э. Камень. М.; 1923г.

Список литературы

1. Власов В.Г. Готический стиль. http://www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm

2. Готический стиль http://www.dbfolio.com/gothic.htm/

3. Готика. http://cih.ru/ae/af13.html

4. Готический и романский стили - единство и противоположность. История Архитектуры. http://www.arhitekto.ru/txt/3fgot14.shtml

5. Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html

6. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2005.

7. Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья. М., 2001.

8. Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Эстетика средневековья. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. http://www.countries.ru/library/middle_ages/srveste.htm

9. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. – М.1998.

10. Муратова К. М. Мастера французской готики Х11-Х111 веков. Искусство, М., 1988.

11. Петров М. И. История европейской культуры. РОССПЭН. 2004.


[1] Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2005. Ст. 192.

[2] Власов В.Г. Готический стиль. http://www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm

[3] Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени. М.; 1952г.

[4] Мадельштам О. Э. Камень М.; 1923г.

[5] Гюго В. Собор Парижской Богоматери.

[6] Готический стиль http://www.dbfolio.com/gothic.htm/

[7] Готический и романский стили - единство и противоположность. История Архитектуры. http://www.arhitekto.ru/txt/3fgot14.shtml

[8] Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г.

[9] Готика. http://cih.ru/ae/af13.html

[10] Власов В.Г. Готический стиль. http://www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm

[11] Приложение 1.

[12] Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Эстетика средневековья. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. Ст. 154

[13] Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья. М., 2001. Ст. 98.

[14] Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Эстетика средневековья. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. http://www.countries.ru/library/middle_ages/srveste.htm

[15] Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г.

[16] Муратова К. М. Мастера французской готики Х11-Х111 веков. Искусство, М., 1988. Ст 58.

[17] Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html

[18] Там же.

[19] Приложение 1.

[20] Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г. Ст. 425.

[21] Приложение 2

[22] Там же.

[23] Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html

[24] Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г. Ст. 433.

[25] Приложение 3

[26] Там же

[27] Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html

[28] Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. – М.1998. Ст. 186.

[29] Петров М. И. История европейской культуры. РОССПЭН. 2004. Ст. 112.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий