Смекни!
smekni.com

Готическая субкультура (стр. 1 из 8)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

Кафедра культурологии

Курсовая работа на тему:

«Готическая субкультура»

Выполнила:

ст. гр. КЛ-104 гуманитарного факультета Сонина М. М.

Научный руководитель: Чеснокова Н. В.

Владимир 2006


Содержание

Введение

Глава 1.История готической субкультуры

1.1 Зарождение. Наследие панковской культуры

1.2 Готика – самостоятельная субкультура

1.3 Готическая субкультура в современном мире

Глава 2. Кто такой гот?

2.1 Готическое мировоззрение – жизнь в стиле смерти

2.2 «Темный» имидж человека-гота

2.3 Классификация видов готов

2.4 Готические «тусовки»

2.5 Готы и окружающий мир

Заключение

Библиографический список


Введение

Готика. В Словаре русского языка этим понятием обозначается художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII веке во Франции и распространившийся по всей западной Европе[1].

Сейчас термин «готика» можно отнести не только к архитектуре Средневековья. В середине ХХ века этим понятием стали обозначать еще и особую субкультуру.

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно удалось их собрать в одно целое. Кстати, рыцарство и соответствующие ему атрибуты конкретно к культуре не относятся, и потому не стоит путать людей, занимающихся реконструкцией, и готов. Разница между ними огромна: хотя не всегда в полной мере, их взгляды на жизнь. А найти двух одинаковых готов практически невозможно - настолько велик разброс взглядов, мировоззрений. Многие изучают историю, знают множество языков и пишут поразительной красоты творения. Иные же просто наслаждаются духом старины (этим во многом можно объяснить любовь готов к старым кладбищам). Некоторые вообще не увлекаются ничем подобным, их среда - иные субкультуры, например, киберпанк и даже Дикий Запад (есть группа, музыка которой основана именно на данной тематике - Fields of The Nephilim[2]). Но все же есть нечто, объединяющее их, - это тот самый «готический» дух - особое восприятие окружающей действительности через призму собственного сознания, общее душевное состояние.

Нельзя дать точное определение данному явлению - это можно только почувствовать. Невозможно стать готом за пару дней, купив длинный плащ и сделав пару мистических татуировок сомнительного вида. В отличие от многих других течений в это сложно войти, став таким, как все, это удастся только, если останешься самим собой.

Индивидуализм - один из краеугольных камней в основании данной общности. Поэтому вдвойне интересно творчество людей, к ней относящихся. Это вещи, разные по форме и содержанию, времени и назначению. Литература, скульптура, живопись, музыка. Почти в любой области искусства есть «готичные» произведения. В литературе - это иногда философские трактаты, эссе, исторические романы, в музыке - инструментальный по большей части folk, кельтская музыка, альтернативные переработки языческих песнопений, порой даже рок и металл, а уж сколько появилось за последнее время различных альтернативных проектов, связанных с электронной музыкой, industrial, fantasy… Все перечислить невозможно. Конечно, есть и «классика жанра» - команды с мировым именем, вроде Sol Invictus, Hagalaz Runedance, Current 93, Dead Can Dance[3].

Настоящие ценители годами собирают диски любимых исполнителей, при этом различая сотни композиций с различных альбомов.

В России субкультура готов развиваться начала не так давно, но уже сложились устойчивые общности, компании, музыкальные группы. В этом нет ничего удивительного - можно сказать, что готика - это явление, на которое не действуют национальные, территориальные и языковые рамки. Настоящие готы - люди с очень обширными интересами, тонким восприятием мира и собственным мировоззрением. Их интересует не только своя культура, но и традиции других стран, эпох. Для человека с по-настоящему серьезным взглядом на такие вещи готика - не шоу, не игра и даже не хобби, а слово, способное описать саму его жизнь, стремления, мировоззрение. Неоязычество, скандинавская мифология - очень распространенные темы готических сайтов. Многие из них содержат исчерпывающую информацию по практическому применению шаманских техник, природных средств. Можно найти в Сети кельтский календарь, скандинавские саги, информацию о действующих общинах и организациях подобного толка. Конечно, в основном все вышесказанное относиться к Западу - в России пока не так много настолько откровенной и прямой информации. Причина этого в том, субкультура готов России еще не достигла такого высокого уровня развития, как на Западе. Конечно, сейчас уже не стоит проблема, где достать диск с готической музыкой, но сами готы для большинства из нас остаются тайной. Подобная ситуация естественно порождает множество недоразумений и недопонимание значения готической субкультуры в мире. Именно поэтому тему данной курсовой работы можно считать актуальной. Неспособность и нежелание окружающего общества вникать в суть этой культуры влекут за собой необоснованные обвинения готов в вандализме, проведении кровопролитных ритуалов, сексуальных извращениях и т. д. Кроме того, очень часто готов отождествляют с сатанистами, что является, по меньшей мере, глупостью.

Объектом изучения в данной курсовой работе выступает готическая субкультура в целом, ее генезис, особенности, направления. Предмет изучения – это образ человека-гота во всех его проявлениях (внешность, мировоззрение, внутренний мир, взаимоотношения с окружающим миром).

Цель курсовой работы – изучить образ человека-гота, характеризуя его как полноправного члена нашего современного общества. Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить генезис готической субкультуры, а также ее современное состояние.

2. Рассмотреть специфику готического мировоззрения и внутреннего мира готов.

3. Охарактеризовать особенности внешнего вида человека-гота.

4. Проследить место готической субкультуры в современном обществе.

При написании курсовой работы были использованы различные источники и литература, что нашло отражение в библиографическом списке. Основными источниками выступали статьи из журналов, посвященные различным аспектам готической субкультуры. В качестве источников были использованы статьи из журналов для молодежи и тех, кто интересуется компьютерными технологиями («Круто», «Домашний компьютер», «Паттерн»). Эти публикации посвящены различным аспектам готической субкультуры. Кроме того, мы обращались к специальным периодическим, изданиям по готической субкультуре («GOTTER», «RIP», «GOTHLAND»). В них содержится как фактический и исторический материал по субкультуре готов, так и личные наблюдения авторов используемых публикаций.

В разделе библиографического списка «Литература» были использованы словари (Современный словарь иностранных слов, Словарь русского языка) для определения основной терминологии, используемой в курсовой работе. Кроме того, здесь указаны Интернет-сайты, из которых была почерпнута дополнительная информация об истории готической субкультуры и особенностях готического имиджа и мировоззрения.


Глава 1. История готической субкультуры

1.1 Зарождение. Наследие панковской культуры

Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х годов. На Западе данная субкультура имеет большое количество последователей и множество ответвлений. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная философия. Однако при переносе на российскую почву прямого заимствования субкультуры не произошло.

В настоящее время в России сформировалось сообщество готов, в которое также входит уже сформировавшееся фанское движение «химозников»[4], относящих себя к готам. В самом конце 70-х панк-волна в Англии стала затихать, панк, как стиль, стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское (т. е. относящееся к декадансу, кризисному, упадочному явлению в искусстве конца XIX-начала ХХ века, отмеченному индивидуалистическим пессимизмом, нерпиятием жизни, эстетизацией небытия[5]*) музыкальное течение не ставило перед собой никаких задач и целей, просто часть панк-групп сменила свое звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский.

Прото-готы тех времен достаточно сильно отличались по имиджу от современных готов, хотя и сейчас существуют готы, для которых времена поздних 70-х-начала 80-х являются идеалом. Очень часто ранних готов называли Dark Punks. Далее в курсовой работе я также буду называть их Dark Punks. Dark Punks были близки по идеологии со своими прямыми предшественниками - панками, только тотальный нигилизм панков был несколько смягчен и приобрел более декадентские черты. От панков достался готам и девиз. Панковский «Punks Not Dead» постепенно трансформировался в «Goth’s Undead»[6]. Имидж был тоже трансформирован из панковского - на головах остались ирокезы (выбритые виски - до сих пор отличительный признак готов). Только ирокезы приобрели насыщенный черный цвет, хотя иногда уже не ставились торчком, а зачесывались назад, собираясь в хвост, или же зачесывались на одну из сторон (вот причина существующей до сих пор основной прически готов), хотя широко распространена была и прическа типа «взрыв на макаронной фабрике», на данный момент достаточно мало используемая, одежда тоже радикально сместилась в сторону черного цвета, хотя и с некоторыми достаточно сильными изменениями - наибольшие изменения коснулись лиц мужского пола, следует отметить немалое количество андрогинных (андрогиния – наличие у особи одного пола признаков другого пола[7]) на ранней готической сцене - часто и участники групп и фаны носили рваные колготки, кофты-сетки (готы используют и до сих пор), и так далее. Однозначного объяснения причин большого количества андрогинных готов не существует, но это однозначно наложило отпечаток на все дальнейшее развитие субкультуры и до сих пор нормой считается «женственность» облика гота мужского пола.