Смекни!
smekni.com

Искусство Древнего Рима, Византии, Италии (стр. 1 из 4)

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА, ВИЗАНТИИ, ИТАЛИИ

Курсовая работа

Содержание

Введение

1. Искусство Древнего Рима.

2. Искусство Византии.

3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.

4. Итальянское искусство периода XVII-XVIII вв.

5. Итальянское искусство периода новой и новейшей истории.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первые зачатки искусства на территории современной Италии восходят к концу палеолита. За тысячелетия до нашей эры люди, жившие охотой и сбором диких плодов, были уже знакомы с выразительной силой наскального рисунка. Но все же, говорить об искусстве как о социальном феномене в его широком смысле и современном понимании, можно лишь применительно к обществу, организованному в государственную форму. Таким государством на средиземноморье был Древний Рим.

Будучи законодателем традиций во многих областях жизни (начиная с древнеримского права первой в истории республики), Рим стал центром и источником традиций в архитектуре, живописи, скульптуре.

Дальнейшая эволюция государственности и общественных отношений обусловили соответствующее развитие отраслей искусства: вначале византийского, затем – итальянского. Целая эпоха, названная эпохой Возрождения, связана с достижениями средневековых мастеров, творивших на территории нынешней Италии.

Современная Италия – часть экономически развитой Европы. И ее культура – часть европейской культуры. Сегодня лидерство итальянского искусства в основном утрачено. Но его традиции сохраняются в творчестве многих архитекторов, скульпторов и живописцев не только Запада, но и Востока. Российская культура (начиная с православной культуры) ведет свою «родословную» от культуры Византии. Отсюда важность исследования истоков и характера эволюции итальянского искусства для россиян.

Целью данного реферата является проведение ретроспективного (исторического) анализа процесса развития итальянского искусства от момента его зарождения до наших дней.

1. Искусство Древнего Рима.

Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почти тысячелетие – от его зарождения в конце 6 в. до н.э. до конца 5 в. н.э. Начало древнеримского искусства относится к периоду республики (конец 5 – конец 1 в. до н.э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы (конец 1 в. до н.э. – 5 в. н.э.), разнородной по этническому и социальному составу, сложной по хозяйственной и общественной организации[1].

Искусство времен Римской империи представляет собой последнюю ступень греческого искусства, на которой его упадок и искаженность открыли, однако, путь к новому художественному творчеству[2].

Исторические особенности развития определили важнейшее отличие искусства римского от греческого. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играет архитектура, в которой основное место принадлежит сооружениям общественным, воплощающим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

Древние здания Рима и теперь даже в развалинах покоряют уверенной мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Во всем древнем мире римская архитек­тура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строитель­ства.

Потребности римского общества породили много новых типов соору­жений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки. Дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники получили на римской почве новое архитектурное решение. Среди сохранившихся памятников монументального зодчества периода республики наиболее известны три круглых храма богини Весты, построенные во 2-1 вв. до н.э.[3]

Архитектурное искусство Древнего Рима достигает вершины в первые два века нашей эры. Порождением всего склада импе­раторского государства были триумфальные сооружения, прославляющие воен­ные победы Римского государства. Самое гигантское зрелищное сооружение — амфи­театр Флавиев-Колизей (75—82 гг. н. э.).

В 4 в. после признания в 313 г. христианства господствующей рели­гией начинается строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.

Главное место в скульп­туре занимает портрет, имеющий глубоко познавательный смысл. В нем проявляется интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере человека.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятни­ков, столь значительных, как греки. Но они обогатили пластику раскры­тием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него конкретно-повествовательным началом. Рельеф являлся неотъемлемой частью архитектурного декора.

Древнейшее произведение скульптуры первых десятилетий респуб­лики — бронзовая Капитолийская волчица — символ Рима (6 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватори), отличающаяся остротой реализма и экс­прессивностью. Однако, лучшее из художественного наследия римской скульптуры — портрет. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность, историческое чутье римлян, их умение обоб­щить наблюдения в ясной и сжатой форме. Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальном портрете в рост сурового «Римлянина, совершающего возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан), исполненного чувства долга.

В римском искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. Но эволюцию римского живописного портрета нельзя просле­дить подобно скульптурному. Живописных портретов сохранилось немно­го. Среди них - «Портрет молодой женщины», «Портрет мо­лодого человека с бородкой в золотом венке», «Портрет пожилого римлянина».

Но главным родом живописи во времена римских императоров была живопись стенная[4].

Таким образом, искусство времени республики известно нам по немногим памятникам архитектуры, значительному числу скульптурных произведений, портретов, фрагментов стенной живописи Помпей и Геркуланума[5]. Искусство Римской империи завершает большой период античной культуры. Рим «раскололся» на Западную и Восточную части. Разрушенный, разграбленный варварами, в 4—7 вв. Рим обезлюдел, его руины заросли травой, но традиция римского искусства продолжала жить в средние века. Слава Древнего Рима, воплощенная в художественных образах, вдохновляла мастеров Возрождения. К герои­ческому и суровому искусству Рима обращались крупнейшие мастера 17—19 вв.

2. Искусство Византии.

Эпоха средневековья для историка культуры и искусства охватывает период от падения Римской империи до начала эпохи Возрождения[6]. Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 г. на основе Восточной Рим­ской империи и просуществовавшее до 1453 г.

В центре внимания визан­тийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых; в его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Но византийский художник подвергал их коренной переработке в соответ­ствии с новыми представлениями о мире и человеке.

Главной задачей византийского искусства было воплощение божественного начала[7]. А его содержание отражало религиозно-философ­ские воззрения слагающегося средневекового общества. Первый подъем византийского искусства приходится на 6 век. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565), когда закла­дываются основы византийской государственности.

В различных областях империи развивалось крупное монументальное строительство. Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием строительных типов. Трехнефная базилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (на­чало 6 в.) дает представление о типе продольного ранневизантийского храма, в котором нет еще резкого размежевания мирян и клира. Наиболее совершенный тип центрического храма — церковь Сан Витале в Равенне (526—547 г.). Восьмигранная в основании, она покрыта ку­полом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, и окружена обход­ной галереей, принимающей распор. Цветной мрамор и богатые по ко­лориту сюжетные мозаики покрывают стены и своды церкви.

Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5—6 вв. новый тип храма — купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения. Культ объеди­нил все виды искусств — архитектуру, живопись (мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценную утварь, богатое облачение. священников, зрелищность церковного церемониала, многоголосые хо­ры) — в единый грандиозный художественный ансамбль.

Гениальное воплощение новый стиль сооружения получил в храме св. Со­фии в Константинополе (532—537). В его замысле торжествует идея зависимости церкви от императорской власти и вместе с тем могущества христианства.

С усилением роли церковного интерьера формируются новые принципы синтеза искусств. Развивая традиции позднеантичной живописи, визан­тийцы впервые объединили духовное содержание с декора­тивным началом. Была разработана иконография Священного писания — сюжеты, композиции, типы фигур, лиц, атрибуты святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем. Постепенно иконографические типы и композиции превратились в утвержденные церковью каноны.

Излюбленной техникой стенной живописи Византии стала мозаика. Византийцы впервые воспроизводят форму цветом. Они владеют всем богатством красочного спектра, оттенками различной свето­силы и густоты. Редкий образец византийской светской живописи — две большие мозаики на боковых стенах церкви Сан Витале в Равенне (547 г.). Традиция античности проступает в образах четырех ангелов из церкви Успения в Никее.