Культура и общество

Многозначность, происхождение и определения понятия "культура". Творческое начало в деятельности человека, культура и творчество. Материальная и духовная культура, просвещение, архитектура и изобразительное искусство, литература, музыка, театр, наука.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Иркутский государственный университет путей сообщения

Кафедра культурологии

Реферат по культурологии

Культура и общество

Выполнил: Пузанова А.А.

Проверил: Новорусский В.В.

г. Иркутск

2007 г.


Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XX веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое — все это стало культурным достоянием человечества.

Мы изучаем труды древних философов, читаем книги писателей и восхищаемся произведениями художников, от которых нас отделяют тысячи километров и столетия, и даже тысячелетия. Мы можем понять то, что нам не свойственно, что отсутствует у нас самих и даже противоположно нам. Познавая другие культуры, мы способствуем обогащению нашей собственной национальной культуры.

Что же такое культура? Как и когда она возникла?

Многозначность понятия «культура». Трудно представить себе термин более распространенный и более многозначный, чем «культура». О ней говорят применительно к разным сферам жизни общества и человека, ее изучает целый ряд наук.

Прежде всего необходимо различать научное и повседневное употребление этого слова. Повседневное употребление понятия «культура» встречается чаще всего в обиходном языке. Так, когда о ком-нибудь говорят, что он культурный человек, то это означает, что его поведение (или воспитание) заслуживает положительной оценки; если кого-то называют некультурным человеком — значит, оценивают его отрицательно. В науке понятие «культура» имеет описательный смысл: его употребляют для обозначения определенных явлений, предметов и процессов.

Происхождение понятия «культура». Слово «культура» произошло от латинского cultura и первоначально означало «возделывание земли». В античные времена это слово употреблялось в переносном смысле и обозначало улучшение и облагораживание человеческих обычаев и поведения и отождествлялось с просвещенностью, образованностью и воспитанностью. В данном значении оно постепенно вошло во все европейские языки, в том числе и в русский.

Впоследствии, однако, это понятие претерпело значительные изменения.

Определения понятия «культура». «Классическое» определение понятия «культура» принадлежит английскому антропологу Э. Тэй-лору и дано в его книге «Первобытная культура», изданной в 1871 г. По Тэйлору, культура «слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и любых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Впоследствии предпринимались попытки определить культуру как набор характеристик человеческого поведения, как собственно творческую деятельность, как одно из проявлений общественной жизни людей, как социальную структуру или организм.

Ориентироваться в столь многочисленных определениях трудно, поэтому попробуем обозначить лишь общие подходы к теме и дать рабочее определение культуры применительно к данному курсу. Часто к понятию «культура» относят все, что создано человеком. Такое толкование подчеркивает прежде всего гуманистическую природу культуры, представляя ее как специфический, характерный именно для людей способ деятельности и его результаты. Это — наиболее широкое понимание данного понятия, охватывающее все материальные и нематериальные ценности, созданные человеком. В этом смысле культуре принадлежит как всякий предмет, созданный человеком, так и любая мысль, рожденная человеческим разумом. В рамках данного подхода понятие культуры охватывает всю жизнь общества, и социальные системы рассматриваются также как часть культуры. Фактически история культуры превращается просто в историю.

Однако понятие «культура» употребляется и в более узком смысле. Согласно такому подходу, культуру образуют наука, искусство, литература, религия, политические и социальные идеи — словом, высшие творения человеческого разума.

Мы будем придерживаться социологического определения культуры, которое понимает ее как совокупность продуктов человеческой деятельности, а также и саму эту деятельность. Отметим, однако,что элементами культуры становятся не все результаты человеческой деятельности и образцы поведения, а лишь те из них, которыевоспринимаются достаточно большими группами людей и передаются последующим поколениям.

Культура и творчество. При описании разных культур мы будем также учитывать творческое начало в деятельности человека. В этом смысле любое техническое изобретение — это феномен культуры своего времени, будь то колесо или ветряная мельница. В дальнейшем же, по мере освоения его человеком, оно переходит в сферу производства, и само по себе массовое изготовление колес или строительство мельниц к явлениям культуры уже не относится.

Взаимосвязь творчества и культуры достаточно сложная: овладение культурой — это необходимое, но далеко не достаточное условие для творчества; нужен талант, вдохновение, проникновение во внутренний смысл культуры. Великие произведения культуры в различных сферах создаются выдающимися личностями. В то же время каждый человек, в большей или меньшей степени и в зависимости от социально-исторических условий, является творцом. Творчество — важнейший фактор внутренней динамики культуры.

Материальная и духовная культура. В научной литературе часто встречается деление культуры на «материальную» и «духовную». Под материальной культурой понимаются элементы, удовлетворяющие жизненные потребности человека, — орудия труда, жилища, предметы повседневного быта, одежда, средства транспорта и связи и др. Духовная культура охватывает сферу духовного: познание, нравственность, воспитание и просвещение — включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Это деление весьма относительно: когда речь идет о таких элементах культуры, как строительство домов, оформление интерьера, создание одежды, где большую роль играет художественное творчество, часто бывает трудно определить, где кончается духовная и начинается материальная культура.

Культура и общество. Понятие культуры неразрывно связано с обществом: культура создается обществом, она имеет социальные корни и передается посредством традиции.

Мы будем рассматривать соотношение понятий «общество» и «культура» не как соотношение части и целого, а как отражение двух разных сторон, или аспектов, одного и того же неделимого социокультурного мира.

Понятие «цивилизация» было введено учеными-энциклопедистами и ассоциировалось с прогрессом, эволюционным развитием народов на началах разума. В дальнейшем его содержание стало противопоставляться понятию «культура». Так, во второй половине XIX в. немецкие мыслители стали понимать под цивилизацией деятельность, связанную с улучшением социального устройства, а под культурой — усилия, направленные на внутреннее усовершенствование человеческой личности.

В XX в. это противопоставление обострилось, прежде всего в связи с осознанием негативных последствий научно-технического прогресса и стремлением ученых обозначить с помощью понятий противоречия в развитии двух срезов культуры — гуманитарного и естественно-технического.

Неравномерность развития культуры. Множество примеров из истории культуры человечества говорят о том, что прямого соответствия между уровнями социально-экономического и культурно-исторического развития общества нет. Так, в Германии в конце XVIII в. наблюдался явный упадок в политической и социальной жизни, и в то же время — удивительный расцвет литературы и философии. Норвегия в конце XIX — начале XX в. была одной из самых отсталых в экономическом отношении европейский стран. Спасаясь от нищеты и голода, массы норвежцев уезжали в поисках лучшей жизни в Америку. Однако именно в этот период маленькая страна дала целый ряд великих имен, вошедших в сокровищницу мировой литературы и искусства — это писатели Генрик Ибсен и Кнут Гамсун, художник Эдвард Мунк, композитор Эдвард Григ, скульптор Густав Вигеланн.

Таким образом, развитие литературы и искусства отнюдь не всегда находится в соответствии с уровнем общего развития общества, ибо в сильной степени определяется субъективными факторами — талантом и творческим гением, а также внутренними законами развития каждого жанра.

С упадком и гибелью конкретного исторического общества его культура вовсе не погибает целиком — отдельные культурные системы видоизменяются и продолжают существовать. Из этого вытекает общечеловеческий, вненациональный характер великих культурных ценностей, которые становятся общими для многих народов и обществ и переходят от одного к другому.

Мы будем исходить из тезиса о единстве процесса культурного развития человечества и общих закономерностях, им управляющих.

Глубокое проникновение в культуры прошлого и культуры других народов сближает времена и страны. Расстояние между культурами сокращается, и единство мира становится все более ощутимым.

Просвещение. XVIII в. в истории европейской культуры называют эпохой Просвещения, Просвещение — это широкое, охватившее в той или иной мере все европейские страны идейное движение. Просветители боролись за победу «царства разума», основанного на политической свободе и равенстве граждан, за освобождение от предрассудков. Они провозгласили «естественный свет разума» главным и независимым от религиозного фанатизма средством познания мира и совершенствования общества и общественной жизни. В понятие «разума» просветители вкладывали четкое гуманистическое содержание. «Разумными» объявлялись все запросы и устремления свободного и деятельного человека, не скованного никакими формами принуждения, исходящего от церкви или государства. Такого индивида, борющегося за свои права, предоставленные ему самой природой, просветители называли «естественным человеком».

Пропаганда прав «естественного человека» приводила к провозглашению лозунга: «Свобода, равенство, братство», ставшего особенно популярным в годы Великой французской революции.

Крупнейшими представителями Просвещения были, кроме Дж. Локка в Англии, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и Ш. Монтескье во Франции, Г.Э. Лессинг, И.В. Гёте, Ф. Шиллер и И.Г. Гердер в Германии.

Франсуа Мари Аруэ, называвший себя Вольтером (1694—1778), вошел в историю французской и мировой культуры как великий философ-просветитель, писатель, блестящий сатирик и полемист. В своих философских повестях «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», трагедиях «Брут», «Танкред» и других Вольтер обличал религиозную нетерпимость и мракобесие, призывал человека во всем руководствоваться собственным разумом. Разум приносит человеку, по мнению Вольтера, обладание главными добродетелями — терпимостью, человечностью и свободой.

Французское Просвещение примечательно также творчеством великих французских энциклопедистов и материалистов — Дени Дидро, Жана Лерона Даламбера, Жюльена Ламетри. Многотомная «Энциклопедия» Дидро и Даламбера включила в себя итоги современных им наук и послужила фундаментом для развития научной и философской мысли в XIX в. Этот труд стал фундаментальным источником и литературным памятником французского Просвещения.

Жан Жак Руссо (1712—1778) был оригинальным мыслителем среди великих деятелей эпохи Просвещения. Одно из главных произведений этого французского писателя и философа — «Об общественном договоре...» — начинается словами, нашедшими живой отклик у мыслителей последующих десятилетий и даже столетий: «Человек рождается свободным, между тем он повсюду в оковах». Руссо полагал, что общество, цивилизация портят и порабощают человека, но что если дать ребенку свободу, то он вырастет свободным и добродетельным. Главный источник социального зла Руссо усматривал в общественном неравенстве, а коренной причиной неравенства считал частную собственность. Пути преодоления социального неравенства Руссо видел в общественном договоре и отыскании такой формы ассоциации людей, которая бы защищала и охраняла личность и собственность каждого ее члена.

Немецкая философия. В Германии важную роль в формировании идей Просвещения играла философия. В немецкой философии XVIII в. царили Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716), основатель и президент Берлинского научного общества, и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804), который выступил в роли первооткрывателя во многих сферах науки и ввел принцип историзма в современное ему естествознание. В 1755 г. вышел труд Канта «Всеобщая естественная теория неба», в котором он изложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Критические труды Канта, посвященные теории познания («Критика чистого разума»), эстетике («Критика способности суждения»), морали («Критика практического разума»), религии («Религия в пределах только разума»), определили критическое направление в немецком Просвещении XVIII в. и дали мощный толчок дальнейшему развитию не только философии, но и многих других наук.

Властителем дум в Нидерландах XVII в. был философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632—1677), стоявший на позициях рационализма в вопросах философии и религии и положивший начало научной — филологической и исторической — критике книг Священного Писания.

Немецкая классическая литература. Одним из крупнейших деятелей немецкого Просвещения был Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781), выдающийся драматург, критик и философ, основоположник немецкой классической литературы. Одна из ярких особенностей творчества Лессинга — его активный боевой дух. «Человек рожден для действий, а не для умствований», — говорил он. В своих произведениях, как теоретических, так и художественных, Лессинг провозглашает идеи веротерпимости, право на свободомыслие, равенство народов. В книге «Лаокоон», в статьях о театре Лессинг обосновал теорию реализма («Не может быть великим то, что противоречит правде») и заложил теоретический фундамент развития немецкой реалистической драмы. Замечательные басни и эпиграммы Лессинга — это острая сатира на пороки современного ему немецкого общества. Лессинг высмеивал немецких писателей за педантизм и холопство перед властью и титулом, бичевал «знатных дуралеев» за невежество, монахов — за ханжество. Лессинг создал первую подлинно реалистическую народную комедию «Минна фон Барнхельм», в которой судьбы героев были связаны с жизнью современного ему общества. Страстно обличал Лессинг произвол и тиранию немецких князей в трагедии «Эмилия Галотти». Высшее проявление лессинговского гуманизма — это драма «Натан Мудрый», в которой он изложил свои взгляды на религию. «Гуманизм — вот настоящая религия» — такова основная идея этой драмы.

Основоположниками немецкой классической литературы нового времени были Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) и Иоганн Фридрих Шиллер (1759—1805). В молодости Гёте принимал участие в бунтарском движении молодых писателей «Буря и натиск». Позднее, в 80-е годы, он пришел к концепции так называемого веймарского классицизма, в которой место революционного действия занимает идея постепенных реформ, воспитание всесторонне развитой гармонической личности. Эта идея соответствовала просветительскому идеалу Гёте, его вере в безграничные возможности человеческого разума и силы духа. Гёте вошел в мировую литературу прежде всего как создатель бессмертной трагедии «Фауст». «Фауст» Гёте — это философская поэма, ставящая и разрешающая основные вопросы человеческого бытия и прежде всего поиска смысла жизни. Однако путь человека к истине, к идеалу всегда сопряжен с трагическими ошибками и непоправимыми утратами. Мгновение, когда дряхлому, ослепшему Фаусту открывается величие идеи, подлинно прекрасно:

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой...

Шиллер, как и Гёте, пережил в молодости увлечение «Бурей и натиском». Первая драма Шиллера, «Разбойники», в которой благородный разбойник Карл Моор противопоставлялся обществу, была юношеским протестом Шиллера против феодальных оков в Германии, против злодейства, прикрытого ханжеской моралью. В драмах Шиллера («Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль») отражено негодование против сословных привилегий дворянства, взяточничества чиновников и других общественных пороков. Шиллер высоко оценивал общественную роль искусства, в особенности искусства драмы, говоря о театре как о «школе жизни». Он считал, что театр — это наиболее мощное орудие социального преобразования, сильнее морали, религии и законов. Он видел основную задачу театра в том, чтобы карать порок и прославлять добродетель. Искусство, с точки зрения Шиллера, должно играть роль орудия общественного преобразования.

Архитектура и живопись. Преобладающими стилями в европейском искусстве XVII—XVIII вв. были барокко, рококо и классицизм.

Стиль барокко появился в Италии в начале XVII в. Французские архитекторы пренебрежительно называли словом «барокко» витиеватый архитектурный стиль Италии и Германии. Только с конца XIX в. термин «барокко» стал применяться для обозначения стиля, господствовавшего в европейском искусстве в XVII—XVIII вв. Это время примечательно страстью к эффектным зрелищам, к совмещению иллюзорного и реального, развитием театрального, музыкального и декорационного искусств, рождением оперы. Для стиля барокко характерно объединение всех видов искусства: скульптура сливается с архитектурой, живопись иллюзорно расширяет внутреннее пространство, внешние формы зданий как бы вливаются в пространство площадей и парковых ансамблей.

Величавое благородство Ренессанса уступает место впечатляющей, но подчас нарочитой грандиозности. Рациональное начало, лежавшее в основе искусства и архитектуры Ренессанса, уступает место началу иррациональному; статичность и спокойствие — динамике и напряжению.

Барокко связано с дворянско-церковной культурой периода зрелого абсолютизма и было призвано прославлять его могущество. В то же время оно отражало антифеодальные устремления; профессивные представления о единстве и безграничности мира, о его многообразии и изменчивости.

Крупнейший представитель итальянского барокко Лоренцо Берншш (1598—1680) был архитектором, скульптором, живописцем и декоратором. Для искусства Бернини характерны фандиозность, пышность и динамика, приподнятость и интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, контрасты света и тени. Построенная им бронзовая сень (балдахин) в центре собора св. Петра в Риме с витыми колоннами считается первым произведением зрелого барокко. Известна также колоннада площади перед этим собором.

Не менее значимо творчество другого представителя зрелого итальянского барокко архитектора Франческо Борромини (1599—1667). Творения Борромини отличаются особой пышностью, экспрессивностью форм, максимальной напряженностью. Главное произведение Борромини — церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (у четырех фонтанов) в Риме (1667), волнообразный фасадкоторой расчленен двухярусной колоннадой, украшен скульптурой, нишами и живописными панно.

Дворцово-парковый ансамбль Версальского дворца в пригороде Парижа создавался в 1668—1689 гг. Построенный в стиле французского классицизма, он стал символом славы и величия Людовика XIV. Это был плод коллективного творчества архитектора Луи Лево, живописца-декоратора Шарля Лебрена и садового архитектора Андре Ленотра. Позже строительством в Версале занимались Ф. д'Орбе и Жюль Ардуэн-Мансар. Последний создал главное помещение дворца — знаменитую Зеркальную галерею. Композиция дворца прекрасно воплощала идею самодержавной королевской власти: в центре находится дворец — резиденция короля, подчиняющая себе окружающий ландшафт. Регулярный, или французский, парк, созданный Ленотром и Ардуэном-Мансаром, представлял собой строгую геометрическую систему с симметричным расположением всех ее элементов: газонов, аллей, бассейнов, фонтанов и скульптур. Версаль впоследствии стал образцом королевской резиденции для всей Европы XVII—XVIII вв.

Собор Дома Инвалидов в Париже, замечательный памятник французского барокко, — тоже творение великого Ардуэна-Мансара.

В XVIII в. искусство барокко, достигнув апогея, сменяется стилем рококо (от франц. госаШе — декоративный мотив в виде раковины). Этот стиль возник во Франции в период кризиса абсолютизма. Для рококо характерен уход от жизни в мирфантазии, виллюзорный и идиллический мир театральной игры, мифологических и пасторальных сюжетов. В искусстве рококо господствует грандиозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, для них характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические сюжеты. Декоративное искусство характеризуется асимметрическими композициями, духом интимности и комфорта.

Большую роль в архитектуре барокко и рококо играет прием зрительного обмана, иллюзии. Росписи на потолке сделаны таким образом, что наблюдатель, переводя взгляд со строительной конструкции на живописное изображение, а затем на открытое небо, как бы принимает участие в собрании святых (церковь в монастыре Цвифальтен). Алтарь нередко устроен таким образом, что присутствующий ощущает свое непосредственное участие в происходящем (алтарь церкви монастыря Рор).

В Италии преодоление маньеризма связано прежде всего с такими именами, как братья Карраччи — Лодовико (1555—1619), Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) — и Микеланджело да Караваджо (1573—1610). Шедевры Караваджо — большие алтарные росписи «Положение во гроб», «Успение Марии» — отличают лаконизм и простота композиции, возвышенность образов, эмоциональная напряженность, чистый и звонкий колорит.

Свойственные искусству барокко приподнятость, патетика, бурное движение, полнокровность и жизнерадостное и> празднуют свой подлинный триумф в творчестве великого фламандского живописца Питера Пауэла Рубенса (1577—1640). В цикле картин для французской королевы Марии Медичи («История Марии Медичи») художник сочетал мифологические сюжеты и иносказания с реалистическими элементами, что было новым словом в развитии исторической живописи. Полны живого обаяния портреты кисти этого мастера («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»). Красочная жизнеутверждающая живопись Рубенса — это своеобразный синтез искусства севера и юга, национальный вариант итальянского барокко.

Золотой век испанской живописи. Период барокко был «золотым веком» испанской живописи. В течение многих столетий Испания служила для христианской Европы пограничным бастионом, ограждающим ее от ислама. Испанское искусство конца XVI — начала XVII вв. несет печать мрачного величия и трагизма — достаточно вспомнить работы великого Эль Греко (1541—1614) — «Погребение графа Оргаса», «Апостолы Петр и Павел» и др. Позже в драматическом и торжественном ключе религиозные сюжеты разрабатывали Хусепе Рибера (1591—1652) и Франсиско Сурбаран (1598— 1664). Строгость и простота характерны для полотен Бартоломе Эстебана Мурильо (1618—1682), изображавшего сцены из народной жизни или религиозные сюжеты. Его произведения проникнуты мягким лиризмом («Отдых на пути в Египет»), в них тонко воспроизведены эффекты света, воздушность среды.

Однако своей славой «золотой век» испанского искусства обязан прежде всего Диего Веласкесу (1599—1660), любимцу короля Филиппа IV, непревзойденному мастеру портрета.

Живопись Нидерландов. Политический и экономический расцвет Нидерландов в XVII в. повлек за собой взлет в развитии живописи. Большинство живописцев изображали окружающую их повседневную жизнь. Лишь отчасти затронутая влияниями барокко и классицизма, нидерландская живопись выработала на основе глубокого национального чувства свой собственный стиль.

Великолепный портретист Франс Хале (между 1581 и 1585— 1666) с неподражаемой легкостью передает в групповых портретах яркость характеров, индивидуальность каждого персонажа и единство всей группы. Художник стремится запечатлеть человека в миг оживления и радости («Цыганка», «Мулат»), мастерски передавая оттенки смеха. -

Творчество голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) — вершина европейской живописи XVII в. «Когда стоишь перед полотнами Франса Халса, — сказал один из современных немецких художников, — то появляется желание рисовать; когда же видишь картины Рембрандта, то это желание сразу же пропадает». Рембрандт стремится к неизмеримо большему, нежели просто живописное постижение материального мира. В его полотнах глубина психологических характеристик (Рембрандта часто называют «живописцем человеческой души») сочетается с исключительным мастерством живописи, основанном на эффектах светотени («Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.).

Крупнейший французский художник XVII в., представитель классицизма Никола Пуссен (1594—1665) видел воплощение своих эстетических идеалов в античном наследии. Пуссен прославляет высокие моральные человеческие качества, благородство разума, берущего верх над чувствами. Мировоззрение Пуссена проявляется во всем образном строе его произведений: в сдержанных движениях и жестах героев, в благородной ясности их чувств, в отсутствии резких порывов страстей, в четком делении композиции на отдельные группы, в спокойном ритме и скульптурной статичности фигур («Танкред и Эрминия», «Аркадские пастухи» и др.).

Камерная, нарядная, изысканная живопись Антуана Ватто, Франсуа Буше и Оноре Фрагонара великолепно соответствовала утонченному, легкому и динамичному стилю интерьеров рококо XVIII в. Большинство их полотен посвящено изображению придворного аристократического общества, галантных и бытовых сцен.

XVIII в. завершился подготовкой и победой буржуазных революций в Англии, Америке и во Франции. Английская революция 1688 г., посадившая на трон Вильгельма Оранского, открыла путь для свободного развития капитализма в Англии. Это было время торжества протестантизма, утверждения англиканской церкви, отошедшей от Ватикана. Монарх покровительствовал ученым и художникам, поощрял создание академии и ученых обществ. Герцог Мальборо одержал победу над войском Людовика XIV и открыл Англии путь, сделавший ее владычицей морей. Началась эра британского колониального владычества. Англичане заложили основы буржуазного общества, истинная история которого начинается с Великой французской революции.

Основу буржуазного правосознания и принципов государственного права заложил в XVIII в. французский просветитель, философ Шарль Луи Монтескье (1689—1755). Его главный труд «О духе законов» не устарел до сих пор. Учение о разделении властей в государстве было разработано Монтескье именно в этом сочинении, которое принято считать теоретическим обоснованием правового государства. Впервые учение Локка и Монтескье о разделении властей было реализовано на практике американской революцией, приведшей к самостоятельности США.

Идеи американской революции. В период Войны за независимость в Северной Америке (1775—1783) был выдвинут ряд принципиально новых идей, особенно в области политики и права. Проблема прав человека выдвигалась и прежде, например, деятелями французского просвещения. Однако лидеры американской революции — Джордж Вашингтон (1732—1799), избранный первым президентом США, философ Томас Пейн (1737—1809), выступивший в 1776 г. с памфлетом «Здравый смысл», и Томас Джефферсон (1743—1826), третий президент США, автор «Декларации независимости США», — придали проблеме прав человека фундаментальное значение. Они указали на решающее значение этих прав при создании правового государства и истолковали их как политическую, моральную и правовую основу всех остальных прав и свобод в гражданском обществе. Было показано, что без обеспечения прав человека невозможно становление правового государства. Лидеры американской революции обосновали бесспорное юридическое первенство прав человека над правами социальными, экономическими и культурными.

Великая французская революция. Мощный подъем в развитии политической культуры и правовой мысли связан с Великой французской революцией 1789 г. В отличие от американской революции, которая не уничтожила рабство в стране, французская революция радикально обновила общество, уничтожила феодальную социальную систему, приняла Декларацию прав человека и гражданина, провозгласила лозунги свободы, равенства и братства. Американская революция таких лозунгов не выдвигала, но принципы свободы и самостоятельности индивида утверждала более широко и основательно. Французский гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона), который был продуктом революции, утвердил в Западной Европе нормы буржуазного правопорядка. С этого кодекса начинается история буржуазного социально-экономического и государственного права в Европе.

Драматические события Великой французской революции стали символом насильственного государственного переворота. Многие свободомыслящие европейцы с воодушевлением приветствовали ее начало. «Это величайшее событие, которое когда-либо происходило в мире, и к тому же самое лучшее!» — воскликнул английский политик Ч. Дж. Фоке, узнав о падении Бастилии. Однако надежды многих сторонников революции быстро рухнули. Она оказалась не только жестокой и кровавой, но и вызвала войны в Европе. До основания разрушив старый порядок, она привела к появлению на политической арене таких непредвиденных факторов, как психологическое запугивание, а также идеологическую борьбу, выходящую за национальные границы.

Русское Просвещение. Для России XVIII век был веком российского Просвещения. В этом отношении Россия уже не отставала от Запада: ведь и там Просвещение принесло плоды лишь в XVIII в. Русское Просвещение унаследовало традиции предшествовавших ему периодов развития русской культуры с характерным для них широким включением во все сферы достижений народного творчества, языковым единством в разных регионах страны и явным доминированием литературы среди других форм культуры.

Петр /в годы своего правления (1689—1725) провел реформы, направленные на ускоренное промышленно-техническое, экономическое, военное и культурное развитие страны. В России стали открываться школы — навигацкие, медицинские, инженерные, землеустроительные; преподавать в них приглашали специалистов из других стран, главным образом из Германии. За границу на учебу посылали сотни дворянских юношей для усвоения наук, техники, строительного и корабельного дела, искусства торговли.

По инициативе Петра с 1703 г. в Петербурге стали выходить «Ведомости» — первая русская газета (размером с почтовую открытку). В Москве открылся первый публичный театр. Петр по ставил перед ним задачу воспитания гражданина, главной чертой которого должно быть осознание долга перед родиной.

Петр I лишил церковь самостоятельности, подчинив ее государству и уничтожив институт патриархии, ограничил вмешательство духовенства в культурную жизнь страны. Можно сказать, что именно Петр начал секуляризацию культуры в Русском государстве. Он хотел придать культуре светский характер и во многом преуспел в этом.

Частная жизнь дворянства, по мысли Петра, не должна была регламентироваться ни старорежимным порядком, ни церковными установлениями и Домостроем, а ориентироваться на западные образцы. По указанию царя были подготовлены и изданы многочисленные руководства, например, переведенные с немецкого «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708), учебник хорошего тона «Юности честное зерцало» (1719). Литературные произведения петровского времени носили обычно назидательный характер. Таковы, например, «История о российском матросе Василии Кариотском и прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «История об Александре российском дворянине».

Одним из самых последовательных продолжателей петровских реформ был Феофан Прокопович (1681—1736), церковный и государственный деятель, близкий сподвижник царя, глава и душа просветительского кружка «Ученая дружина». Он был автором трагикомедии «Владимир», многих произведений ораторской прозы, писал также лирические и шутливые стихи. В своих произведениях Прокопович впервые создал литературный образ Петра Великого как просвещенного государя, преобразователя России. Феофан оказал заметное влияние на формирование политических и эстетических взглядов молодого А.Д. Кантемира (1708—1744), на просветительскую деятельность и творчество В. К: Тредиаковского (1703—1768). Кантемир и Тредиаковский европеизировали русскую литературу. Первый ввел в нее жанр сатиры, второй начал реформу русского стихосложения. Оба они известны переводами классической и современной им литературы. Кантемир развил тезис Петра I о необходимости подтверждения благородства по происхождению благородством поведения и личными заслугами перед государством. Реформа русского стихосложения, начатая Тредиаковским, получила продолжение и завершение в реформах стиха Ломоносова. Именно благодаря Тредиаковскому в русскую поэзию вошел ямб.

Ведущая роль в развитии русской культуры XVIII в. принадлежит великому русскому энциклопедисту М.В. Ломоносову (1711—1765). Ученый-естествоиспытатель мирового значения, он сделал крупнейшие открытия во многих областях знаний. Идеи Ломоносова далеко опередили науку его времени. По определению В.Г. Белинского, Михаил Ломоносов был «Петром Великим русской литературы». Наследие Ломоносова в области языка, теоретической грамматики, стихосложения, в русской словесности XVIII в. в целом огромно и бесценно.

Ломоносов основал первый русский университет в Москве в 1755 г. и реформировал Российскую академию наук, он служил российскому обществу и государству своими широчайшими научными познаниями и кипучей деятельностью на ниве науки и культуры, организуя художественные ремесла, воспитывая первое поколение русских ученых, исследователей, организаторов производства, пропагандируя знания в различных областях и культуру в самом широком ее понимании.

Литература. Господствующим направлением в художественной культуре XVIII в. был классицизм. Важную роль в основании и утверждении классицизма в России сыграл поэт и драматург А. П. Сумароков (1717—1777) — создатель русской национальной трагедии. Основной идеей его трагедий («Хорев», «Синав и Трувор») была мысль о гражданском долге. Сумароков призывал всех, включая и самого царя, обуздывать личные страсти в интересах общества. В трагедии «Димитрий Самозванец» он провозгласил право народа восстать против тирана. Ученики Сумарокова, жившие позже, в обстановке реакции, наступившей после Крестьянской войны (1773—1775), отказывались от его идей. Даже лучшие из трагедий послесумароковского времени — трагедии Я.Б. Княжнина (17427—1791) — превратились в патетическую декларацию против деспотизма, хотя при этом о деспотии ничего не говорилось. Сумароков положил также начало жанру комедии в русской литературе. В его комедиях весьма заметна связь с народным театром Петрушки. Продолжателем Сумарокова стал создатель первой национальной русской комедии — «Бригадир» — Д.И. Фонвизин (1744 или 1745 — 1792). Вслед за Сумароковым в комедии «Чудаки» Княжнин декларировал равенство людей независимо от их происхождения. Завершил развитие русской комедии XVIII в. В.В. Капнист (1758—1823), который преобразовал комедию в социальную сатиру («Ябеда»). Комедии Княжнина и Капниста в XVIII в. подготовили появление комедий Грибоедова и Гоголя в XIX в.

Русская басня как жанр литературы также была разработана Сумароковым. Сатирический дух басен Сумарокова усвоил и продолжил Фонвизин.

В 1779 г. в русской литературе появилось новое имя — Г.Р.Державин (1743—1816). Это был автор торжественных од, проникнутых идеей сильной государственности. Своим творчеством он разрушал каноны классицизма. Началось становление нового стиля в русской литературе — сентиментализма. Вступившая на трон Екатерина II сделала французское просветительство официальной модой в России и, взяв его под свое покровительство, пыталась нейтрализовать заложенные в нем демократические тенденции и свободолюбивые устремления.

Уже в 60-е гг. XVIII в. в России входят в моду идеи Жан-Жака Руссо о равенстве людей. Русскому обществу становятся известны труды французских энциклопедистов. Первыми русскими просветителями были публицисты Я.П. Козельский, С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, С.Г. Зыбелин.

Публицист, писатель и философ Я.П. Козельский (ок. 1728 — ок. 1794), выступая пропагандистом идей Руссо, ставил вопрос об отмене крепостного права, высказывал уравнительные идеи о владении собственностью. Стремясь «размельчить» политику, заменить ее обсуждением бытовых тем, Екатерина II в 1768 г. разрешила издание сатирических журналов и, подавая пример, сама начала издавать журнал «Всякая всячина» (официальным его издателем считался Г.В. Козицкий.). В пятилетие с 1769 по 1774 г. выходило более пятнадцати сатирических журналов. Самыми известными были «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» Н.И. Новикова. Издателям было предписано не касаться политики; по требованию императрицы из сатирических журналов исключалось все, что было не в «улыбательском духе». В такой обстановке в России зарождалась русская освободительная мысль: издатели воевали со «Всякой всячиной» за право на свободомыслие. «Живописец» Новикова был закрыт в связи с восстанием Емельяна Пугачева. Фаворит Екатерины II Григорий Потёмкин в 1774 г. расправился с остальными журналами.

В 1783 г. с разрешения царицы начал выходить журнал «Собеседник любителей русской словесности», издаваемый Академией наук. Его фактическим редактором была княгиня Е.Р. Дашкова, директор Академии. Журнал опубликовал оду Державина «К Фе-лице». Державин разрушил эстетику классицизма, выдвинув новый для русской литературы принцип — творческая личность автора есть основа поэзии. Державин подчеркивал определяющее значение личностного отношения автора к изображаемой действительности. Схемы классицизма с их условностью были разрушены.

Следующий шаг в развитии русской литературы сделал Фонвизин. Его комедия «Недоросль» стала сатирическим портретом дворянского и купеческого общества России его времени, шагом русской литературы на пути к реализму XIX в. В 1783 г. появляются тираноборческие трагедии Я.Б. Княжнина и Н.П. Николаева, и в том же году А.И. Радищев (1749—1802) пишет сразу ставшую знаменитой оду «Вольность». В 1790 г. появилось его «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой резко обличалось самодержавие и крепостничесво. В 1786 г. Иван Андреевич Крылов (1769—1844) выступил с тираноборческими идеями в трагедии «Фи-ломена», но широкую известность в России принесли ему басни, проникнутые демократическим духом и отличающиеся сатирической остротой. Крылов развил искусство политического памфлета, нашедшее свое зрелое выражение в издаваемом им сатирическом журнале «Почта духов», где присутствовала и сокрушительная ирония, и ядовитый смех, и сарказм, и острая шутка.

Сентиментализм в русской литературе конца XVIII в. был представлен двумя основными течениями: А.И. Радищев и И.А. Крылов были выразителями линии гражданственности и демократизма, а Н.М. Карамзин развивал русский сентиментализм в русле творческого метода Л. Стерна. В нашей литературоведческой литературе было принято, учитывая революционно-демократическую направленность творчества Радищева и принимая во вниманиелиберальные, а впоследствии и консервативные социальные воззрения Карамзина, отдавать предпочтение первой линии и недооценивать развитие сентиментализма в литературе XVIII в. Нельзя не отметить того важного обстоятельства, что обе ветви сентиментализма в русской литературе XVIII в. были событиями одинаковой важности в истории русской культуры, и мы вправе гордиться не только демократическим пафосом «Путешествия» Радищева, но и всем творчеством Карамзина, ставшим классическим выражением достижений русской культуры XVIIIв.

Музыка. В первой половине XVIII в. в музыкальной жизни России преимущественное место занимают иностранные композиторы и исполнители. Творчество русских композиторов касалось лишь сферы церковного пения и официально-торжественной музыки. В 70-х гг. начала формироваться русская композиторская школа, обратившаяся к народному песенному творчеству. В 1772 г. в Царском Селе была поставлена первая русская комическая опера «Анюта» на крестьянскую тему, текст которой был написан М.И. Поповым. Большой успех имела талантливая комическая опера М.М. Соколовского — Е.И. Фомина «Мельник — колдун, обманщик и сват» на текст А.О. Аблесимова. Сюжет ее, заимствованный у Руссо, был умело приспособлен к русским реалиям.

Архитектура. Российская империя, укрепившаяся при Петре I и занявшая видное место среди европейских держав, нуждалась в архитектурных свидетельствах своей славы, могущества и богатства. Поэтому царский двор и вельможи не жалели денег на возведение зданий общественного назначения, дворцов в городах и усадьбах. Развернувшееся с 1712 г. строительство новой столицы Санкт-Петербурга вызвало отправку в Европу молодых людей для обучения инженерным наукам и художественным ремеслам, приглашение из Европы инженеров, художников, архитекторов и ремесленников. При Петре в Петербурге работали архитекторы разных национальностей: французы, немцы, голландцы, итальянцы; каждый из них вносил национальный колорит в свои творения в стиле барокко. Из построек петровского времени следует отметить прежде всего Собор Петропавловской крепости архитектора До-менико Трезини (ок. 1670—1734), представителя раннего барокко. Он же построил здание Двенадцати коллегий (ныне — университет) на Басильевском острове.

Однако расцвет барокко в России связан с именем одного из крупнейших зодчих того времени Варфоломея Растрелли (1700— 1771), сына известного скульптора Бартоломео Карла Растрелли. Вершины мастерства Растрелли — Большой Царскосельской дворец, Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Этим зданиям, построенным в стиле барокко, Растрелли придал ослепительную пышность, особенно проявившуюся во внутренней отделке.

В Москве в стиле барокко успешно работал архитектор Д.В. Ухтомский (1719—1774), который много сделал для распространения в России архитектурных знаний, создав архитектурную школу. Он построил в Москве Красные ворота, каменный Кузнецкий мост через реку Неглинку, а в подмосковной Троице-Сер-гиевой лавре достроил два верхних яруса колокольни.

60-е и 70-е гг. XVIII в. — это время поворота к классицизму в русской архитектуре. Пышность и парадность барокко перестают удовлетворять требованиям времени; им на смену приходят строгая простота и величие классицизма. Русские классицисты обращали пристальное внимание на городской ансамбль, достигнув в этой области высокого совершенства. Создаваемые ими городские ансамбли меняли лицо города, придавая ему тот «строгий, стройный вид», которым восхищался Пушкин, говоря о Петербурге. Зачинателями классического стиля в русской архитектуре были русский зодчий А.Ф. Кокоринов (1726—1772) и приехавший из Франции архитектор Жан Батист Баллен-Деламот (1729—1800). Здание Академии художеств в Петербурге построено русским архитектором Кокориновым по проекту Валлена-Деламота уже в новом стиле, хотя еще имеет некоторые барочные черты. Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме Антонио Ринальди (ок. 1710—1794), оформление набережной Невы, ограда Летнего сада, старый Эрмитаж в Петербурге Ю.М. Фельтена (1730 или 1732—1801) утверждали классицизм в русской архитектуре.

Величайшим русским зодчим второй половины XVIII в. был В.И. Баженов (1737 или 1738—1799) — первый выпускник Академии художеств. По его проектам в Петербурге были построены Каменноостровский дворец и Арсенал. Баженовым был разработан, но не осуществлен проект Кремлевского дворца в Москве. Зодчий пытался в этом проекте осуществить синтез традиций древнерусской архитектуры и классицизма. Проект Баженова поражал размахом и смелостью, современники называли его «восьмым чудом света». Однако недостаток средств заставил Екатерину отказаться от постройки баженовского ансамбля. Баженовым был создан грандиозный дворцовый ансамбль в Царицыне — подмосковном имении Екатерины II; однако строительство не было завершено, а часть дворцового ансамбля по приказу царицы даже разрушена. Пережив постигший его удар, Баженов долгое время жил в Москве. Здесь он построил немало частных зданий, в их числе — изумительный по красоте дом Пашкова (ныне одно из зданий Государственной Российской библиотеки).

Баженов был учеником школы Ухтомского. Та же школа дала другого выдающегося архитектора — И.Е. Старова (1745—1808). Его лучшее произведение — Таврический дворец в Петербурге — построено в духе строгого классицизма. Это здание вызвало много подражаний по всей России (усадьбы богатых помещиков).

Одновременно с Баженовым и Старовым в Петербурге работали выходцы из-за рубежа, среди которых особое место заняли шотландец Чарльз Камерон (1730-е гг. — 1812) и итальянец Джакомо Кваренги (1744—1817). Камерон работал над отделкой комнат Царскосельского дворца (Камеронова галерея); замечательным его творением были дворец и парк с павильоном в Павловске. Камерон превратил этот петербургский пригород в одно из красивейших мест Европы. Кваренги возвел множество построек в Петербурге — Смольный и Екатерининский институты, здания Академии наук, Государственного банка. Монументальность и строгость форм, свойственная классицизму, достигают в творениях Кваренги наибольшей завершенности.

Московским мастером классицизма был М.Ф. Казаков (1738— 1812), также ученик школы Ухтомского. Москва обязана Казакову зданиями Сената в Кремле, Московского дворянского собрания с его знаменитым Колонным залом, старым зданием Московского университета, Голицынской больницей.

Изобразительное искусство. Особых успехов русская живопись XVIII в. достигла в области портрета. Множество иностранных портретистов, работавших в России в середине века, познакомили русских живописцев с техникой и колоритом стиля рококо. Однако русские портретисты отнюдь не были простыми подражателями. Крупнейшие русские живописцы XVIII в. — это мастера, чье творчество несет печать национальной самобытности. Таков А.П. Антропов (1716—1795), в портретах которого органично сочетались национальные традиции старорусской парсуны с европейскими приемами портретной живописи. Жизненность, правдивость характеристик в портретах его работы выходят за рамки условности портретного этикета рококо (портреты Измайловой, портрет Петра III).

Ф.С. Рокотов (17357—1808) пошел дальше Антропова в раскрытии человеческого образа и в реалистических тенденциях. Блестящая техника, богатый колорит, разнообразие композиции обнаруживают незаурядный талант портретиста. Одна из самых замечательных работ художника — гармоничный по красочности и свободе кисти портрет поэта В. И. Майкова.

Крупнейшим русским портретистом XVIII в. был Д.Г. Левицкий (ок. 1735—1822). Он создал богатую серию портретов — Екатерины II, воспитанниц Смольного института, московских купцов. Левицкий показал себя мастером тончайших характеристик даже в парадных портретах (портрет архитектора Кокоринова).

Учеником Левицкого был выдающийся русский и украинский живописец В.Л. Боровиковский (1757—1825). Его портретам были присущи черты сентиментализма. Боровиковский обычно изображает портретируемых на фоне мягкого пейзажа, которому вполне соответствует несколько чувственная манера письма — неяркий скользящий свет, тончайшие теневые нюансы (М.И. Лопухина).

Во второй половине XVIII в. выступила целая плеяда замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос.

Ф.И. Шубин (1740—1805) был выходцем из среды поморских резчиков по кости. В девятнадцатилетнем возрасте он, подобно Ломоносову, прибыл с рыбным обозом в Петербург, и его великий земляк помог ему сначала устроиться дворцовым истопником, а потом учеником в Академию художеств. Шубин создал галерею психологически выразительных портретов русских людей конца века. Здесь и представитель просвещенной аристократии Ф.Н. Голицын, и статс-секретарь Екатерины II П.В. Завадовский, и полководец П.А. Румянцев-Задунайский. Одно из самых замечательных творений Шубина — бюст Михаила Ломоносова.

Творчество другого представителя классицизма — скульптора М.И. Козловского (1753—1802) — было проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Его «Самсон, раздирающий пасть льва» (статуя для Большого каскада в Петергофе) символизировал победу России над Швецией.

Говоря о скульптуре России XVIII в., нельзя не упомянуть гениальное произведение француза Этьена Мориса Фальконе (1716— 1791) — памятник Петру I в Петербурге. Идейный замысел «Медного всадника» — изобразить Петра, по выражению Фальконе, «благодетелем своей страны, поборовшим все препятствия своим могучим гением и упорством». Памятник по праву считается одним из величайших произведений мировой скульптуры.

Театр. Замечательным событием культуры начала XVIII в. было открытие первого в России публичного театра — сначала с немецкими актерами, странствующей труппой Иоганна Кунста (1702), а затем и с русскими. Репертуар состоял из иностранных пьес — как переводных, так и на языке оригинала. С большим успехом шли комедии Мольера. В середине XVIII в. был основан первый постоянный публичный театр с русскими актерами и пьесами русских авторов — под руководством основоположника русской классической драматургии — Сумарокова. Создание театра связано с именем первого русского профессионального актера Ф.Г. Волкова (1729—1763), которого называют «отцом русского театра», т. к. в 1756 г. в Петербурге он открыл профессиональный русский пуб личный театр. В литературе 2-й половины века пробивались ростки реализма, ощущались они и в театре. В актерском искусстве наблюдался отход от классицизма (И. А. Дмитриевский) и создание нового, реалистического стиля игры (Л.Е. Шушерин, Е.С. Санду-нова). Значительное место в театральной и музыкальной культуре XVIII в. занимало творчество крепостных. Во второй половине века большое распространение получили крепостные театры. Так, громкую славу приобрел крепостной театр графов Шереметевых в Москве и подмосковных имениях.

Итоги культурного развития России в XVIII в. были впечатляющими. В общественно-политической мысли (Радищев, Новиков, Козельский и др.) сложилось направление, которое стало исходным моментом в развитии идеологии XIX в. Наука выдвинула в XVIII в. ученого-энциклопедиста Ломоносова, вставшего в истории мировой культуры рядом с такими гигантами, как Аристотель и Леонардо да Винчи.

Литература к концу XVIII в. дала России крупнейших национальных писателей — Фонвизина, Державина, Карамзина, подготовивших расцвет русской литературы XIX в. Реформа русского языка, произведенная Ломоносовым, Державиным и Карамзиным, заложила основы для создания Пушкиным литературного языка, который до нашего времени составляет одно из величайших культурных богатств русского народа. В XVIII в. окончательно сложился русский национальный театр. Расцвет архитектуры и скульптуры свидетельствует о плодотворности влияния европейского классицизма и об опыте его синтеза с древнерусской архитектурой.

XVIII в. подготовил в культуре России основные предпосылки для ее необычайного взлета в веке девятнадцатом.


Литература

1. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М:, 1998.

2. Виппер Р.Ю. История нового времени. М., 1995.

3. Яковлев В.П. История европейской культуры XVII-XVIII вв. Ростов-на-Дону, 1992.

4. Краснобаев Б.И. Русская культура Второй половины XVII-XVIIIвв. М., 1983.