Смекни!
smekni.com

Культура периода Ренессанса (стр. 1 из 4)

ПЛАН

Введение

1. Характеристика эпохи Высокого Ренессанса

2. Характеристика искусства Высокого Ренессанса

3. Культура Высокого Ренессанса

Выводы

Литература


Введение

Термин «Возрождение» (франц. - Renaissance, итал. – Rinascimen-to), появившийся в XV веке, достаточно условен, так как сводит всё содержание этого исторического явления к возрождению культурного классического наследия. Однако, в период Возрождения начала создаваться новая культура, качественно отличная от античной и от феодальной культуры.

Основным идейным содержанием культуры Возрождения стал гуманизм. Отказываясь от догматизма церкви, деятели Возрождения - гуманисты - создавали в противовес феодальному, схоластическому новое, светское, рационалистическое мировоззрение.

Искусство Возрождения основывалось на научных знаниях философии, точных наук и анатомии того времени. В архитектуре утвердились античные ордерные принципы, получил развитие тип светского здания - палаццо (дворец). Возрождение в разных странах имело особенности, зависевшие от степени развития общества. Культура Возрождения возникла в Италии, где на рубеже XIII - XIV веков она была сконцентрирована в творческих открытиях самых ярких ее представителей: поэта Алигьери Данте (1265-1321), художника Джотто ди Бондоне (1267-1337); затем в XIV - XV веках - писателя Джованни Боккаччо (1313-1375), поэта Франческо Петрарки (1304-1374), архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульпторов Донателло (Донато ди Николо ди Бетто Барди) (1386-1466), Андреа дель Верроккьо (Андреа ди Микеле Чони) (1435-1488), живописцев Мазаччо, Пьеро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1431-1506).

В XVI веке в творчестве великих художников Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля (Рафаэлло Санти) (1483-1520), Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Тициана (1477-1576) реалистические тенденции искусства Возрождения нашли своё наиболее яркое выражение.

Актуальность темы обусловлена тем, что в эпоху Возрождения в своих идеалах был выработан и реализован совершенно новый тип соотношения коллектива и индивида, общества и личности, что способствовало формированию неординарного типа культурного деятеля. Ренессанс был ориентирован на формирование определенного идеала человека, интеллектуально и духовно активного, стимулирующего культурный прогресс общества. В исторической и культурологической литературе сложилось преобладающее мнение о том, что Ренессанс – это система, ориентированная, прежде всего на воспитание и приобщение к культуре конкретного индивида и только через него стремящаяся к «окультуриванию» общества. Действительно, ренессансная интеллигенция видела торжество общественных идеалов на путях экспансии культуры, которая, формируя и преобразовывая каждого конкретного индивида, вкусившего от ее плодов, создавала тем самым необходимые условия для разумного социального устройства. Когда все члены общества (коллектива, группы) высококультурны, высокодобродетельны, они не нуждаются в каких-либо институциональных и идеологических регуляторах и сами формируют общественные отношения в разумном и гуманном сотворчестве.

Идеал представителей культуры эпохи Возрождения, по внутреннему строению абсолютно демократичный, как нам представляется, не мог быть соотнесен со всем обществом, и в этом отношении он был элитарен. Расплывчатый и лишенный социальной конкретности, он, поэтому изначально не мог быть, и не стал мировоззренческой основой культуры итальянского общества периода Высокого Возрождения. Следовательно, социальный идеал, выдвигающий на первый план общество равно культурных и определенным образом не управляемых индивидов, не мог способствовать созданию доктрин, норм, институтов, ценностей и ритуалов, имеющих тенденцию придавать единство всему общественному организму. Абсолютная демократичность или абсолютная элитарность социального идеала Возрождения – вот вопрос, который ставился в литературе во все периоды изучения такого феномена как идеалы Возрождения. Отсутствие однозначного ответа, на наш взгляд, обусловлено некоторыми лакунами в научном обосновании принципов формирования «характера» ренессансной культуры под влиянием общества и институтов власти.


1. Характеристика эпохи Высокого Ренессанса

Конец XV и первая треть XVI столетия (период Высокого Возрождения) были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжений. Однако итальянский народ продолжал борьбу против завоевателей. Его творческие силы именно в этот период достигли наивысшего подъёма, что нашло своё выражение в величайших произведениях искусства и литературы Высокого Ренессанса. Известна оценка Энгельса этого периода: «В Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился, как бы, отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть» [1].

Высокий Ренессанс вызвал важные перемены в соотношении локальных художественных школ Италии. Колыбелью этого искусства, местом его возникновения и сложения его основ была Флоренция, сыгравшая до этого решающую роль в становлении искусства Возрождения на его ранних этапах. Во Флоренции начали свой путь и сформировались как художники Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Это было вполне закономерно. Искусство нового этапа могло зародиться только на почве самой передовой, с точки зрения экономического, политического и культурного развития республики. Но на рубеже XV и XVI веков в качестве другого ведущего центра страны выдвигается папская резиденция - Рим. Однако, в Риме в отличие от развитой промышленной и торговой Флоренции, уже знавшей и кризисы капиталистической экономики, не сформировалась своя собственная крупная художественная школа. Поэтому в начале XVI века его роль заключалась не в выращивании собственных мастеров, а в приглашении лучших художников из других школ для обеспечения развития и процветания города как будущей столицы Италии и папского центра.

Перемещение центра итальянского искусства и культуры из Флоренции в Рим – одна из главных перипетий Ренессанса.

Без сомнения, это было следствием быстрой перемены, превратившей Папское государство в активную политическую силу: решительно поддерживая итальянские национальные чаяния, оно извлекало в то же время максимум выгоды для себя. В этом смысле понтификаты Александра VI, Юлия II и Льва X были преемниками друг друга.

Александр VI сломил сопротивление феодалов (еще сильное в самом Риме) и попытался, пользуясь волнениями, вызванными французским нашествием, собрать воедино центральные провинции. Неумеренные амбиции Чезаре Борджа и аморальность самого папы испортили все дело. Но при Джулиано делла Ровере, среди интриг и в изгнании, хранившем мысль о великом папском государстве, в городе окончательно установилось единодержавие. Церковь, разорвав союз с Францией, блистательно вывела Италию из самого тяжелого за долгое время положения; возглавив национально-освободительную войну. Со вступлением на престол кардинала Джованни Медичи римское государство консолидировалось, опираясь на новые слои: банкиров, дипломатов, администраторов, ростовщиков. Эти предприимчивые люди добились своего высокого положения и создали себе аристократический имидж, демонстрируя роскошь и великолепие – явление, которое не знал XV век. Порча нравов и преобладание мирской культуры, которую в 1490 году обличал Савонарола, являлись составляющими атмосферы празднеств и наслаждений, царившей в Риме тридцать лет спустя при сыне Медичи Лоренцо.

В течение десяти лет понтификата Юлия II (1503 - 1513) центр культуры, перемещается из Флоренции в Рим, ставший прочным фундаментом Ренессанса. Юлий II придал такой размах государственному меценатству, какого Флоренция не знала никогда. В 1506 году Микеланджело был вызван в Рим, где уже давно в качестве архитектора находился Джулиано да Сангалло; в 1508 году на смену прежним умбрийским мастерам туда же приехал Рафаэль. Художники то уезжали из Флоренции, то возвращались, но, в конечном счете, именно при дворе Юлия II в течение нескольких лет обозначились основные черты культуры новой эпохи [2].

Чтобы оценить, в какой мере «римские свершения» были подготовлены в Тоскане и продолжили развитие гуманистической культуры, достаточно показать, каким образом Рим в это время присвоил себе «ренессансный миф». Ведь именно там приобрели настоящий размах две основные идеи эпохи. Первая – стремление к всеобщему устройству под эгидой Церкви, в котором осуществились бы «полнота времен» и обновление мира. Духовные лица обращались к Писанию, пытаясь найти там точные даты великого мира, разгрома или покорения неверных.

Экономические и социальные изменения повлекли за собой изменения и в сфере политической. К концу XV столетия среди множества самостоятельных областей Италии выдвинулись четыре наиболее сильных государства, по существу определявших политическое положение страны. Это Флоренция, Венеция, Милан и Папская область. Стремления расширить свое влияние и богатство толкали правителей на территориальные захваты. Междоусобные войны не прекращались, так как каждое из итальянских государств в своей политике в той или иной мере использовало противоречия между своими соперниками.

Абсолютизация власти и ее растущая амбициозность нуждались в общественной поддержке, теоретическом обосновании и поэтическом оправдании. Инструментом создания благоприятного общественного мнения современников и завоевания благосклонности потомков стали литература, закреплявшая в панегириках славное правление, пышные многодневные зрелища, архитектура, являвшая в камне идеальный образ богатства и преуспевания, пластические искусства, запечатлевшие в портретах облик правителя, славу и величие его рода. Так, например, миф о «золотом веке» правления Медичи, прославлявший, в первую очередь, Лоренцо Великолепного, неоднократно использовался представителями рода для утверждения их права на власть.