регистрация / вход

Культура России конца XIX - начала XX вв.

История развития науки (распространение марксизма), литературы, живописи, театрального искусства, музыки, кинематографа (выход первого отечественного фильма "Стенька Разин"), архитектуры (модерн, неоклассицизм) в период "Культурного ренессанса" в России.

Федеральное агентство по образованию Р.Ф.

Кафедра истории России

Культура России конца XIX - начала XX вв.

Саратов 2009


Содержание

Введение

Просвещения

Наука

Литература

Живопись

Театр и музыка

Кинематограф

Архитектура

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.

Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: "Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой".

История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.

С конца 1940-х гг. как самостоятельная отрасль историографии отечественной истории выделяется история культуры 20 в. Особенно активное изучение этого периода началось с 1960-х. гг.

В работах советских историков преобладала марксистская концепция изучения истории культуры, в основе которой лежал формационный принцип рассмотрения историко-культурного процесса. Большое внимание уделялось изучению теоретического наследия В.И. Ленина и политика коммунистической партии в области культуры. В оценках историко-культурных явлений преобладали политический и идеологический подходы, что ограничивало возможности их всестороннего исследования.

Тем не менее в результате большой и многолетней работы советские ученые создали обстоятельные и серьезные труды по отдельным отраслям отечественной культуры. Результатом отраслевого изучения культуры явилось издание ряда энциклопедий.

Большое значение для исследования отечественной культуры имеют "Очерки русской культуры 13-18 вв.", подготовленные лабораторией русской культуры исторического факультета Московского университета в 1970-1990 гг., а также "Очерки русской культуры 19 в.", издание которых началось с 1998 г.

Крупными обобщающими исследованиями по истории культуры советского периода стали коллективные монографии под редакцией М.П. Кима "Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры: 1917-1927" (1985) и "Советская культура в реконструктивный период 1928-1941" (1998). Наряду с традиционными сюжетами- народное образование, наука, художественная культура- в них рассматриваются такие проблемы, как изменения в духовном облике народных масс, духовное возрождение ранее отсталых народов, материальная база культуры.

С конца 1980-х гг. появились возможности для изучения ранее закрытых тем истории отечественной культуры. Были опубликованы работы по истории культуры русского зарубежья, по новому стали освещать такие проблемы, как наследие духовного ренессанса рубежа 19-20 вв., взаимоотношение власти и интеллигенции, церкви и государства, роль религии в общественно- культурной жизни 19-20 вв. и др.

В последние десятилетие 20 в. Значительно возрос интерес исследователей к системному изучению культуры, теоретико-методологическим вопросам. Отраслевой подход к историографической традиции историко-культурных исследований существовал в течении длительного времени. Он сохраняется как один из путей изучения культуры и сегодня. Однако данный подход, как правило, отражает имманентное, внутреннее развитие той или иной ее области. Он не дает полного представления о культуре как определенной сфере общественной жизни, внутренне целостной системе.

Сохранение традиций и появление новаций, вызванных потребностями времени, составляют суть историко-культурного процесса. В его изучении необходимо сочетать традиционные методы с поисками новых, способствующих более глубокому пониманию общественно-культурной жизни в целом. Один из таких подходов- системно-функциональный, предполагающий изучение прежде всего той среды, где формировались и распространялись новые явления культуры и сохранялись ее традиционные элементы.

Цель работы: изучить различные аспекты русской культуры второй половины 19 века.

Задачи: выявить основные направления развития культуры конца 19 начала 20 веков.. Выявить влияние социальных, экономических и политических факторов на культурную и социальную жизнь.

Георгиева Т.С. "Русская культура: история и современность"- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-608 с.(Высшее образование).

В книге увлекательно рассказывается о зарождении русской культуры, ее дальнейшем становлении. Редкие архивные материалы дают удивительную картину самобытной жизни русских людей, их необычайного мастерства. Достойное место в книге занимает творчество русских талантливых писателей, ученых, художников, архитекторов и т.д., известных и полузабытых, заслуженно поднятых из небытия, составляющих нашу национальную гордость. Книга живо передает дух исторических эпох, через которые прошла Россия, ее культура, вплоть до наших дней.

Яковкина Н.И. "История русской культуры: 19 век." 2-е издание. СПб: Издательство "Лань", 2002.-576 стр.

Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России — XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Особое место в изложении уделяется Петербургу как крупнейшему культурному центру того времени. Книга ориентирована на всех читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.

В.В. Долгов "Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней". Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2001. 196 с. В учебном пособии дана краткая история русской культуры с древнейших времен до сегодняшнего дня. Книга содержит систематизированную информацию об основных этапах развития русской литературы, изобразительного искусства, архитектуры, музыки, образования и науки, а также хозяйственного и бытового уклада.

Хрестоматия по культурологи: Учебное пособие/Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. М.: Центр, 1998.- 592 с. Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов — извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. "История русской культуры":В 2ч.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002-400 с.

Принципиальная позиция авторов состоит в признании за культурой собственных законов развития. Авторы считают необходимым сохранить общеисторическую периодизацию европейской цивилизации(средневековье, новое время).История русской культуры в учебнике представлена как процесс и результат национального самосознания России, выраженный в ее культуре.


Просвещение

Просвещение. "Культурный ренессанс" не коснулся подавляющей части населения страны. Как признавал сам Бердяев, "...все это происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движения". Значительная часть крестьянства, как, впрочем, и рабочего класса, была неграмотной, хотя в конце XIX — начале XX веков в области народного просвещения наметились заметные сдвиги. По данным переписи 1897 г., в России на 100 жителей приходился 21 грамотный, в том числе среди мужчин — 29, а среди женщин — только 10. К 1917 году процент грамотных увеличился до 30. Росло число школ. Если в 1894 г. в стране было 32 тыс. начальных школ, то к 1906 г. уже 92,5 тыс.

Немногим менее половины всех школ было в ведении Синода, а уровень преподавания в них был гораздо ниже, чем в школах народного просвещения.

Слабым было и финансирование. Ситуация заметно улучшилась после первой русской революции, когда Государственная дума приняла несколько решений об улучшении образования и даже рассматривала законопроект о введении всеобщего начального обучения в России, но в связи с началом войны он так и небыл принят. Увеличилось число высших учебных заведений: в 1914 г. их насчитывалось 105 со 127 тыс. студентов.

На рубеже веков небывалый размах приобретает издательская деятельность, продолжается рост выпуска периодической печати. Особенно ощутимыми эти процессы стали после первой русской революции: в 1912 г.стране выходило 1131 ежедневных газет, а число журналов перевалило за тысячу.

Периодика приобретает многонациональный характер - газеты издавались на 24 языках. В 1913 г. только на русском языке было издано более 106 млн. экземпляров книг. Спектр политической ориентации газет и журналов был весьма разнообразен: от крайне правых, черносотенных изданий до крайне радикальных, левого толка. Хотя большинство имело все же либеральнобуржуазную направленность.

Наука

В конце XIX — начале XX вв. продолжала успешно и плодотворно развиваться русская наука. В это время работали многие ученые, снискавшие мировую известность. Достаточно назвать такие имена, как К.Э. Циолковский, создатель теории ракетного движения; Н.Е. Жуковский и его ученик С.А. Чаплыгин, заложившие основы аэродинамики. Огромное значение имели труды В.И. Вернадского, одного из основателей геохимии и биогеохимии. Он создал учение о ноосфере, сфере разума — оболочке Земли, преображаемой жизнью. Идеи Вернадского положены в основу нынешних экологических представлений. В начале XX в. И.П. Павлову, разработавшему учение об условных рефлексах, и И.И. Мечникову — одному из основоположников сравнительной паталогии и микробиологии — были присуждены Нобелевские премии.

Значительным был вклад русских ученых и конструкторов в техническое развитие страны. А.С. Попов изобрел радио. Создание отечественного самолетостроения связано с именами Я.М. Гаккеля, И.И. Сикорского. Прославились русские летчики П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин. В 1911 г. Г.Е. Котельниковым был создан первый авиационный ранцевый парашют.

Успешно развивались и общественные науки. В 90-е годы XIX в. в России началось широкое распространение марксизма. "Повальное" увлечение марксизмом стало модным среди молодежи. Н.А. Бердяев писал по этому поводу: "Так в 40-е годы на успех в любви мог рассчитывать лишь идеалист и романтик, в 60-е годы лишь материалист и мыслящий реалист, в 70-е годы народник, в 90-е годы марксист".

Наряду с поверхностным увлечением марксизмом шло и серьезное его изучение, "приспосабливание" к российской действительности и дальнейшее его развитие, что связано, прежде всего, с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Свой "марксистский период" был и у таких видных представителей русской интеллигенции, как П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, которые затем отошли от него. Н.А. Бердяев за пропаганду социалистических идей был исключен из университета и сослан в Вологодскую губернию. Однако затем он порывает с марксизмом и вместе с В.В. Розановым,

С.Н. Булгаковым, Вяч. Ивановым, Д.С. Мережковским, В.С. Соловьевым, П.А. Флоренским, С.Л. Франком и др. становится одной из ведущих фигур в русской религиозной философии, которая утверждала примат духовности, приоритет личности над социальным и стояла в ряду самых заметных явлений духовной жизни страны того времени.

Социальные потрясения начала XX в. поставили перед русской общественной мыслью и такие сложные вопросы, как вопрос о месте интеллигенции в обществе, роли интеллигенции в России и ее отношении к революции. Свои суждения об этих проблемах высказали видные мыслители Н.А. Бердяев, А.С. Изгоев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, М.О. Гершензон, С.А. Франк в вышедшем в 1909 г. сборнике "Вехи". Это был сборник статей о русской интеллигенции и одновременно отклик определенной ее части на первую русскую революцию.

Авторы, примыкавшие к либеральному лагерю, призывали общество к социальному компромиссу и предостерегали от попыток решения назревших проблем через революцию. Однако "Вехи" не нашли сочувствия у читающей Рос сии, их идеи не повлияли на развитие событий, а сами авторы подверглись осуждению представителей практически всего спектра политических течений: от большевиков до кадетов. В рассматриваемый период заметных успехов достигла историческая наука, прежде всего, в изучении истории Отечества (труды Н.П. ПавловаСильванского, А.Е. Преснякова, А.С. Лаппо-Данилевского и др.). М.М. ТуганБарановский и П.Б. Струве многое сделали в области изучения экономических и историко-экономических проблем.

Литература

Конец XIX — начало XX столетий вошли в историю русской поэзии, литературы и искусства под названием "серебряного века". Для духовной жизни России была характерна напряженная борьба различных направлений, течений, "всеобщая переоценка ценностей", противоречивость творчества многих писателей, поэтов, пора исканий и сомнений. Очень хорошо отразил эту обстановку Д.С. Мережковский: "Наше время должно определить двумя противоположными чертами — это время самого крайнего материализма и, вместе с тем, самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой, многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцании. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний".

В литературе продолжает развиваться мощное направление критического реализма, представленное такими прославленными писателями, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. Рядом с ними появляются и новые талантливые имена: А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, В.В. Вересаев, Н.Г. Гарин-Михайловский и др. Начал свою литературную деятельность А.М. Горький.

Истоки новых течений в русской литературе "серебряного века", получивших название модернизма, уходят корнями еще в 80-е годы. В 90-е годы более или менее формируется такое литературное течение, как символизм, являющийся новой формой романтизма. К символистам конца XIX в. относились Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб. В начале XX столетия появилась плеяда младших символистов: А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. Накануне первой мировой войны в русской поэзии зарождаются такие соперничающие между собой течения, как футуризм (В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузьмин), новокрестьянская поэзия (С. Есенин). Как футурист начал свою творческую биографию В. Маяковский. Эти течения также носили определенный налет романтизма и, каждое по своему, развивали традиции символизма.

Поиск новых художественных форм и путей развития литературы сопровождался ожесточенными спорами. Вопросы о том, как назвать новые течения и охарактеризовать их суть широко дискутировались в прессе. По этому поводу существовали различные точки зрения: их называли модернистами (от фр. Modern — новый, новейший) или декадентами (от фр. Decadence — упадок). Все эти новые течения были очень противоречивы, подлинное творчество и искания соединялись в них зачастую с подражанием и модой. Современники отмечали, что слишком многие вдруг превратились в эстетов, мистиков, оккультистов, презирали этику, пренебрежительно относились к науке.

Живопись

Крупнейшим русским художником стал В.А. Серов. Его портреты — вершина этого жанра в искусстве XIX — начала XX в., как бы итог его предшествующей истории. Для них свойственен глубокий внутренний психологизм, сложная и гармоничная игра цветов и рефлексов, композиционная целостность (портреты "Девочка с персиками","Девушка, освещенная солнцем", К. Коровина, 3. Юсуповой, М.Н. Ермоловой, О.К. Орловой и др.). Занимался мастер также и пейзажами, и жанровыми, и историческими сюжетами.

И все же на рубеже веков не социальные проблемы и не исторические личности стояли в центре внимания художников. Искания в области живописи приобретают особую интенсивность. Многие мастера обращаются к символизму, искусству, закономерно развивавшемуся в то сложное, неоднозначное время, искусству, "питающемуся фантазией". Отсюда их интерес к прошлому, сказочному, легендарному, к древним религиям и культурам, к мистике; их произведения изобилуют намеками, иносказаниями, символами.

Это можно наблюдать на примере творчества М.А. Врубеля. Мир его картин проникнут фантастически-сказочными образами, часто драматичными, мятущимися ("Демон сидящий", 1890). Для произведений М.В. Нестерова характерны религиозно-нравственные искания ("Видение отроку Варфоломею"). Древнерусские мотивы интересно преломляются в полотнах В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина. Приверженцем импрессионизма в русской живописи выступает К.А. Коровин ("У балкона", портрет Ф.И. Шаляпина).

Новые эстетические принципы были провозглашены в программе художников, объединившихся в конце 90-х гг. в группу "Мир искусства", просуществовавшую с перерывами до 1924 г. Им претили равно и академическая склонность, и некоторая прямолинейность и назидательность передвижников. Мирискусники провозгласили принцип автономности искусства от жизни и свободу творчества художника. Они увлеченно постигали как русское искусство XVIII века, так и новейшие западноевропейские течения, искали новые пути в изобразительном искусстве. К старшему поколению группы принадлежали А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, а также С.П. Дягилев, меценат, организатор "Русских сезонов" в Париже, который немало содействовал открытию выставок "Мира искусства".

В группу входили художники разных стилей и оклада. Вероятно, единственной чертой, объединявшей их, являлось стремление к изысканности, декоративности, стилизованному восприятию прошлого. Вот почему с "Миром искусства", кроме уже названных имен, были связаны Н. Рерих и В. Серов, Ф.

Малявин и М. Врубель, Б. Кустодиев и З. Серебрякова. Мирискусники создавали не только интересные и значительные станковые произведения. Они были авторами великолепных иллюстраций (А. Бенуа, "Медный всадник" А.С. Пушкина; И. Билибин, "Русские сказки"; Е. Лансере, "Хаджи Мурат" Л.Н. Толстого), оформляли театральные спектакли Художественного театра и "Русских сезонов". Им принадлежат теоретические работы по истории изобразительного искусства и архитектуры (А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь). Выпускаемый объединением с 1899 по 1904 гг. одноименный журнал сыграл важную просветительную роль. В 1910-x гг. появляются различные направления русского авангарда. Художники "Бубнового валета", "Ослиного хвоста", "Мишени", кубофутуристы, супрематисты, стремясь к новой живописной выразительности, экспериментировали в области цвета и формы, использовали опыт Сезанна, и кубистов (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, М.Ф. Ларионов). Идеи абстракционизма нашли выражение в работах В.В. Кандинского и К.С. Малевича.

Театр и музыка

Огромную роль в культурной жизни России продолжает играть театр. Как и для литературы, для театральной жизни этого периода характерны поиски "новой зрелищности", борьба различных идей и направлений. Новый импульс развитию этого вида искусства был дан в 1883 г., когда перестала существовать восьмидесятилетняя монополия императорских театров, они стали доступны для благотворительности и предпринимательства. Данное обстоятельство, а также творческие поиски мастеров драматургии предопределили поворот к лучшему.

Важнейшим событием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве. Его основателями были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко — крупнейшие театральные режиссеры и теоретики. Они сумели сплотить талантливую труппу, в которую входили О.Л. Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов и др. Значение основания МХТ состояло в том, что он стал окончательным этапом формирования реалистической школы актерского мастерства, а также в том, что на сцене театра давались пьесы современного репертуара, столь близкого московской публике, более демократически настроенной, нежели петербургская. Нужно оказать, что деятельность Художественного театра оценивалась неоднозначно. Причем отрицательно относились к его программе и представители консервативных кругов, и новых литературных течений, например, В.Я. Брюсов.

Начинают работать и другие частные театры. Из них стоит выделить открывшийся в 1904 г. в Петербурге театр В.Ф. Комиссаржевской, интереснейшей актрисы, которая вписала яркие страницы в историю русского искусства. Главным режиссером ее театра был В.З. Мейерхольд. Видный актер и режиссер Ю.М. Юрьев работал в императорском Александринском театре. Он играл роль Арбенина в собственной постановке лермонтовского "Маскарада" даже в вечер Октябрьского вооруженного восстания. На принципах "новой театральности" в 1914 г. в Москве возникает Камерный театр, руководителем которого был талантливый режиссер Е. Таиров. Из большого количества подобных коллективов этот был наиболее крупным и устойчивым и просуществовал до 30-хгг. Следует отметить огромное число открывшихся на рубеже веков театральных кабаре, из которых наиболее известными являлись "Бродячая собака" и "Летучая мышь", ставшие центрами литературной и духовной жизни столицы. В музыкальном театре тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве, но также имелись и частные оперные труппы, среди которых особенно популярной была московская Частная опера, основанная в 1885 г. известным предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым. Здесь в 1896-1899 гг. пел Ф.И. Шаляпин. Когда он снова вернулся в Мариинский театр, то на его спектакли трудно было попасть. "Как известно, легче добиться Конституции, чем билетов на спектакли Мариинского театра", - писали в газетах. Виднейшими представителями русской вокальной школы были Л.В. Собинов и Н.В. Нежданова.

Всемирно известным становится русский балет. Яркими представителями отечественной школы классического танца были М.Ф. Кшесинская и А.П. Павлова, В.В. Нижинский и М.И. Фокин. Организованные С.П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне "Русские сезоны" — выступления балетных и оперных звезд — стали поистине триумфом искусства России. Дягилев открыл публике композитора И. Стравинского. На его музыку поставили балет "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная". Всего до начала первой мировой войны было показано 22 балета и 10 опер. По словам Дягилева, "мирискусникам" удалось "возвеличить русское искусство на Западе".

Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н.А. Римский-Корсаков), симфонической и каменной музыки (С.Н. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.Н Скрябин, Р.М. Глиэр и др.).

Кинематограф

В те же годы делает свои первые шаги и русский кинематограф. В 1908 г. вышел первый отечественный игровой фильм "Стенька Разин", а всего до 1917 г. их было выпущено около 2 тысяч. Звездами дореволюционного русского кино считалась Вера Холодная и Иван Мозжухин. Одной из новых черт культурной жизни России рубежа веков становится меценатство. Меценаты активно помогали развитию образования (так, московский предприниматель Шелапутин передал 0,5 млн. рублей на создание учительской семинарии) и науки (известный фабрикант Рябушинский финансировал Камчатскую экспедицию). Детально поддерживали меценаты и сферу искусства. В качестве примеров можно привести уже знакомую нам частную оперу С. Мамонтова, историю создания МХТ и Третьяковской галереи.

Архитектура

В 1890—1900 г.г. в русской архитектуре появляются новые течения — модерн и неоклассицизм. Если первый проник в Россию с Запада, то второй был чисто национальным явлением. Модерн зародился как противовес царившей тогда эклектике, и основным его признаком стало стремление к новым формам: вместо применения исторических стилей была сделана попытка создать совершенно новую декоративную систему и очистить от эклектических наслоений конструктивную основу здания. Впервые в строительство широко вошли железобетон, стекло, металл, керамика. Внешняя декоративность зданий достигалась при использовании разноцветных материалов, рельефов и фантастических орнаментов на фасадах. К этому добавлялись плавные, текучие линии оконных рам, украшения вестибюлей и внутренних лестниц в виде вьющихся растений из металла.

В Петербурге в новом стиле работали Ф. Лидваль и М. Лялевич (первый построил гостиницу "Астория" в 1908 г. и Азовско-Донской банк в 1907 г., второй — здание торговой фирмы "Мертенс"). Прогрессивное начало, которое нес в себе модерн, нашло свое воплощение в творчестве Ф. Шехтеля, московского архитектора. Типичные для него здания — Художественный театр (1902) и особняк Рябушинского на Малой Никитской улице. В архитектуре неоклассицизма можно выделить имена И. Фомина (дача Половцева на Каменном острове в Петербурге), В. Щуко (павильоны русской экспозиции на Международной выставке в Италии), В. Свиньина (здание Этнографического музея), А. Таманяна (дом В.П. Кочубея в Царском Селе), И. Жолтовского (дом Тарасова на Спиридоновке в Москве). Задачей этого направления стало возрождение традиций русского классицизма строгого и позднего периодов. В отличие от эклектиков, архитекторы начала XX в. не ставили своей целью заимствование чисто внешних элементов декоративного убранства, но пытались соединить благородство и строгость классических образцов с функциональными требованиями современности. Впрочем, здесь и заключалось противоречие, которое приверженцы неоклассицизма не смогли преодолеть.


Заключение

Вопросы истории русской культуры начала XX века следует рассматривать через призму совершавшегося перехода от аграрного к индустриальному обществу. Объективные и субъективные факторы жизни страны обостряли и наслаивали друг на друга все внутренние противоречия. Нельзя сбрасывать со счетов и процессы, происходившие в мире. Вступление в I мировую войну стало для нее тяжелейшим испытанием. Последовавший в феврале 1917 г. социальный взрыв положил конец существованию монархического строя в России. Все процессы, стремительно врывавшиеся в жизнь русского общества в конце XIX — начале XX вв., не могли не влиять на развитие культуры. Однако было бы неправильно упрощать их воздействие, оно было непрямым, сложным, противоречивым. Рассматриваемый этап истории культуры был очень плодотворным, ярким, чрезвычайно разнообразным. Недаром Н.А. Бердяев оценивал его как "русский культурный ренессанс". "В эти годы, — писал он, — России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму".

Выражение и название "серебряный век" является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века.


Список использованных источников и литературы.

Источники:

1. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. М., 1994.

2. Бердяев Н.А. Русская литература XIX века и ее пророчества // Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

3. Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. Л., 1989.

4. Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884. Л., 1976.

Литература:

5. Яковкина Н.И. "История русской культуры: 19 век." 2-е издание. СПб: Издательство "Лань", 2002.-576 стр.

6. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. "История русской культуры":В 2ч.-М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002-400с.

7. Хрестоматия по культурологи: Учебное пособие/Составители: Лалетин Д.А.,

8. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. М.: Центр, 1998.- 592 с.

9. В.В. Долгов "Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней". Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2001. 196 с.

10. Георгиева Т.С. "Русская культура: история и современность"- 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-608 с.(Высшее образование).

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий