регистрация / вход

Культурная манифестация молодежной субкультуры

Специфика форм художественного творчества в молодежной среде. Выражение своего внутреннего видения человека и духовных основ жизни и мира. Искусство боди-арт как средство манифестации, его истоки и отличительные признаки. Татуировка и ее символы.

Реферат

Культурная манифестация молодежной субкультуры


Содержание

1. Специфика форм художественного творчества в молодежной среде.

2. Искусство боди-арт как средство манифестации.

3.Татуировка и ее символы.

Библиография


1. Специфика форм художественного творчества в молодежной среде

Феномен молодежной субкультуры привлекает сегодня внимание социологов, культурологов, психологов, педагогов. При этом причины интереса достаточно разнообразны. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант примитивной массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны официальной культуры. К сожалению, для нашей страны в современной ситуации наиболее актуальным становится последнее.

Художник во все времена был орудием и выразителем духа своей эпохи. Его творчество лишь отчасти можно понять с точки зрения его личной психологии. Сознательно или неосознанно художник придает форму основным ценностям своего времени, которые, в свою очередь, формируют его самого.

Эффект, вызываемый произведениями современного искусства, невозможно объяснить только их видимой формой. Для глаза, натренированного на классическом изобразительном искусстве, они и новы, и чужды. Ничто в работах абстрактного искусства не напоминает зрителю о его собственном мире - ни одного объекта в его собственном повседневном окружении, ни одного человеческого существа или животного, которые изображались бы на привычный для него лад. В космосе, явленном художником такого направления, нет ни желанного приветствия, ни видимой гармонии. И, тем не менее, в нем, бесспорно, ощущается какая-то связь с человеком. Она даже может быть более прочной, чем в произведениях изобразительного искусства, традиционным путем взывающих к чувствам и психике.

Цель современных молодых художников заключается в том, чтобы выразить свое внутреннее видение человека и духовных основ жизни и мира. Современное произведение искусства покинуло не только царство конкретного, естественного, чувственного мира, но и сферу индивидуального.

Никогда еще не публиковали так много манифестов и деклараций, как современные художники. Большей частью эти манифесты являются художественными символами веры - поэтической, часто путаной и противоречивой попыткой объяснить своеобразие своих творений.

Однако следует иметь в виду, что этих художников интересует нечто более существенное, чем проблема формы или различия между «конкретным» и «абстрактным», предметным и беспредметным. Их целью является суть жизни и вещей, их неизменная и внутренне непоколебимая основа. Искусство в некотором роде превращается в мистицизм.

С другой стороны, эти картины открывают неожиданный фон, скрытый смысл. Часто они оказываются более или менее точными образами самой природы. Чистая абстракция стала изображением конкретного природного мира.

Современное искусство – это манифест современному обществу. Выявляют посредством своего творчества все недостатки современного мира, в котором они живут, выбирая, при этом новые формы манифестации: такие области творчества как стрит арт[1] (граффити, трафареты), боди арт[2] (тату, пирсинг), которые неотделимы от феномена внешнего имиджа молодежной субкультуры.


2. Искусство боди-арт как средство манифестации

Истоки боди-арта уходят корнями в седую древность. Именно на заре развития цивилизации человек начал раскрашивать свое тело.

Уже тогда, когда люди еще не умели ткать и в качестве одежды использовали шкуры животных, возникла потребность в магических изображениях. Кожа служила фоном для нанесения тотемов - знаков или даже гербов племени, служивших объектом религиозного почитания. Тотемизм - древнейшая форма религии, возникшая на этапе раннеродового общественного строя. Она характеризуется верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо животным, растением, предметом или явлением природы. На языке индейцев Северной Америки «тотем» означает «его род» и изображает объект поклонения, который считается не божеством, а родичем и другом. Отличительным признаком того или иного племени были тотемы, и соответственно особым образом раскрашенное тело обладало сакральным значением. Военная окраска северных и южноамериканских индейцев имела, по их мнению, особую магическую силу и служила для устрашения врагов.

Художественное оформление тела, получившее в наше время наименование body-painting[3] (живопись по голому телу), служило защитой против демонов и волшебства, поэтому довольно часто раскраска тела использовалась в религиозном танце, чтобы имитировать или отпугивать призрак. Раскрашивание кожи применялось также как эффективное средство защиты от насекомых. В Африке и Меланезии для выражения горя тела раскрашивали белой глиной. Белый цвет как символ траура встречается также в изображениях на лицах эскимосов и в церемониях похорон в аборигенов Австралии.

Индейцы расписывали красками своё лицо и в повседневной жизни. По используемым цветам и узорам можно было легко узнать, к какому племени он принадлежит, с кем это племя ведёт войну и многую другую информацию.

В Индии и Средней Азии довольно большое развитие получила Менди — роспись тела с использованием хны. С 1990-ых годов она стала популярной на Западе среди девушек.

Начиная с 1960-х годов роспись по телу начала развиваться на Западе как часть имиджевой манифестации, означавшей изменение общественной морали в сторону больших свобод.

В конце шестидесятых годах ХХ века в американском и европейском авангарде рождается течение «bodyart», тесно связанное с «поп-артом»[4] . Сегодня боди-арт переживает новое рождение и является характерным явлением культуры начала тысячелетия. «Bodypainting» следует воспринимать как эстетическое самовыражение человека, как игру, может быть, как модный аксессуар, которым можно украсить себя только на один вечер.

Сейчас разрисованные лица довольно часто можно встретить на футбольных матчах (эти рисунки чаще всего обозначают принадлежность болельщика к определенному фанклубу, и выражает его предпочтения в футбольных командах), в готической культуре (это чаще всего макияж) среди молодёжи. В основном роспись используется для эстетических целей, но часто устраивают и целые показы людей, полностью покрытых рисунками. В таких показах обычно расписывают обнажённых девушек.

Неотъемлемой частью искусства боди-арта являются яркие красочные «перфомансы»[5] . Боди-арт-шоу — это захватывающее зрелище, причем долгое: примерно четырех-пятичасовое. Обязательный атрибут шоу — показ обнаженных моделей с рисунками на теле. Показы могут быть различными в стилевом отношении. Самыми популярными являются «afro» (дикие, страстные звери, охотники, африканские пейзажи), «latino» (выражают яркость и контраст культуры Латинской Америки), «mayа» (воспроизведение иероглифов и рисунков на пирамидах) и «ethno»(рисунки, отражающие фольклорные традиции всех народов).

Определение боди-арт означает не что иное, как «искусство украшать тело». И это очередная попытка самоутвердиться, причем одна из самых мирных. В настоящее время боди-арт, как-то совершенно незаметно просочившись с «дикого» Запада, становится все более популярным и в России. Часто под боди-артом понимают исключительно искусство рисования по телу - это не совсем правильно. Понятие боди-арта гораздо шире, чем принято считать. Настоящий боди-арт - это целое искусство. Существует несколько видов боди-арта.

Бодипейнтинг (от англ. bodypainting) - именно так правильнее называть самый распространенный вид боди-арта, в котором основное место занимает разрисовывание лица и тела, в чем выражается глубинная связь искусства бодипейнтинга с искусством макияжа и визажа. К данному виду боди-арта часто обращаются субкультуры готов и панков, прибегая к разукрашиванию лица и тела в разные цвета, но обыкновенно в белый (см. приложение 2).

Пирсинг[6] - второй вид боди-арта. Сам термин означает нечто иное как «прокалывание дырок», с последующим ношением в них сережек, колец, патронных гильз и тому подобных красивых, но абсолютно бесполезных предметов. Подходящим местом для пирсинга могут оказаться самые разнообразные части тела: от пупка до языка. Панки и байкеры часто украшают свое тело различными металлическими сережками и булавками.

Татуировка, татуаж - третий вид боди-арта, который является практически неотъемлемой частью внешнего имиджа молодежных субкультур.

И, наконец, четвертый вид боди-арта скарт[7] пока еще не очень распространенный. Скарификация подразумевает нанесение на кожу довольно глубоких порезов, оставляющих замысловатые шрамы. Вариацией на тему является так называемый «брэдинг» (или клеймирование). Здесь шрамы или рисунки наносятся при помощи раскаленных металлических предметов. Не каждый член молодежной субкультуры отваживается на подобное, но, к примеру, у скинхедов шрамирование иногда является обязательным ритуалом для вступления в субкультуру.

Настоящий истинный боди-арт (бодипейнтинг) – это, прежде всего искусство, умение соединить дух и тело, характер и мысли, чувства и грацию, потому и привлекает к себе огромное внимание общественности.

Подобное «украшательство» объяснимо психологически: это одна из самых мирных и не самая активная попытка самоутвердиться доступным способом; попытка выделиться, привлечь внимание окружающих, попытка стать своим в среде поклонников боди-арта.

Искусство боди-арта несет в себе, прежде всего эстетическую функцию. Что касается семантического аспекта, то стоит сказать, что символы, безусловно, присутствуют, но они достаточно просты и понятны.

Есть предвидения, чувства и мысли, которые могут быть выражены только в боди-арте. Ни архитектура, ни скульптура, ни музыка не способны передать их. Есть почти бессознательные угадывания и утверждения духа, требующие нагого тела, чтобы сделаться красотой.

В этом виде авангардного творчества именно человеческое тело служат тем великолепным исходным материалом, на котором разнообразные черточки, краски и линии, располагаясь самым причудливым образом, создают выразительные художественные образы.

Живопись на теле, какой бы экзотической она ни была, как и всякое искусство — это поиск творческого самовыражения. Боди-арт — для раскованных людей, которые ценят внутреннюю свободу и ищут истину. Кредо этого направления — неповторимость и индивидуализм. Возможно, искусство боди-арт так притягательно, потому что балансирует между естественным и культурным, низменным и возвышенным.

Таким образом, искусство боди-арт, пришедшее к нам из древности, сохранило в себе не только эстетические, но и в некотором роде магические свойства. В нательных изображениях животных, можно прочесть силу и дух этого зверя, ощутить его покровительство, тем самым современный художник обращается к языческим мотивам, тотемизму.

Символы этого искусства можно интерпретировать по-своему, свободно, здесь главным для художника становится его личный опыт, а для зрителя способность адекватно воспринимать информацию, способность увидеть прекрасное. Так определенную информацию закладывала в свои изображения и субкультура хиппи, которая первой из молодежных субкультур стала использовать нательные рисунки (солнце, цветы). Хиппи пропагандировали идею любви, радости жизни, удовольствий и отождествляли себя с «детьми цветов». Поэтому можно говорить о том, что боди-арт не только искусство, направленное на массовую публику, но и искусство для весьма узкого ограниченного круга лиц, где нательная живопись выступает еще одним способом самовыражения и средством имиджевой манифестации.

3. Татуировка и ее символы

Традиция татуировки, или нанесения на тело человека узоров и рисунков путем наколов на коже и введения в них краски, уходит корнями в глубь тысячелетий.

Задолго до появления архитектуры, музыки и тем более моды наши предки украшали свое жилище наскальными рисунками, а тело - татуировкой. Искусство татуировки является частью общемировой культуры и, то, появляясь, то, исчезая, то, возрождаясь вновь, проходит через всю историю человечества от древнейших египетских захоронений, чей возраст насчитывает четыре тысячелетия, до наших дней. «Археологические раскопки доказывают, что татуировка была распространена практически по всему миру. Древние народы использовали ее в религиозных ритуалах, в качестве амулета и просто как украшение. Греки накалывали зашифрованные татуировки своим шпионам, а римляне таким образом клеймили преступников и рабов. Техника нанесения и сами рисунки были у всех практически одинаковы - растительный или геометрический орнамент, изображения животных и птиц»[8] . Особая роль в истории искусства татуировки принадлежит японской и полинезийской традициям. Вплоть до начала девяностых годов двадцатого века полинезийский орнамент «мокко» и драконы из древних японских легенд оставались самыми популярными среди татуировщиков. В Новой Зеландии и Полинезии люди, сделавшие татуировку, почитались как святые. Невыносимая боль, которую они испытывали процессе нанесения татуировки, возводила их в ранг мучеников. Рисунок буквально выдалбливался на лице, руках и ногах специальным молоточками с иглами на конце в течение нескольких часов. Тот, кто не выдерживал до конца, считался проклятым вместе со всей семьей.

В средневековой Европе христианская церковь постаралась уничтожить традиции татуировки, считая ее варварским наследием. Своим возрождением в Старом Свете этот вид искусства обязан капитану Куку, который в 1771 году из своего первого путешествия к берегам Австралии и Новой Зеландии привез туземца, татуированного с головы до ног. Его появление вызвало у англичан небывалый ажиотаж и повальное увлечение татуировкой, сначала среди моряков и простого люда, а затем и среди знати. Отсюда мода на нательные рисунки распространилась по всей Европе. Слово «tattoo» как обозначение процесса нанесения на кожу человека рисунков с помощью иглы и краски появилось в английском, а затем и других европейских языках также благодаря Куку.

В конце прошлого века тату стала популярна в Соединенных Штатах Америки. В двадцатом веке татуировка несколько раз оказывалась на острие моды. В шестидесятые годы клиентами салонов тату стали рок-н-рольщики и неформальные объединения молодежи (панки, готы, байкеры, скинхэды). Молодежь, увидев татуированные тела своих кумиров, поспешила последовать их примеру.

Сегодня, как никогда раньше, тату стала явлением массовой культуры: врачи и адвокаты, политики и бизнесмены, профессора университетов и домохозяйки украшают себя экзотическими иероглифами, браслетами, магическими знаками и орнаментами. Мужчины считают тату символом мужественности, женщины же видят в татуировке нечто загадочное. Одни хотят приобщиться к общей тенденции, другие, напротив, видят в этом возможность выделиться. Древние люди верили, что татуировка обладает таинственной силой и может повлиять на судьбу человека.

Смысловых разновидностей татуировок очень много, и порой сложно бывает определить, что владелец того или иного рисунка хочет сказать и показать. Грубо обобщая, все типы рисунков, которые сегодня можно встретить на телах населения любой страны, могут быть разделены на две основные группы. Первые служат утилитарным целям, вторые нужно рассматривать с эстетической точки зрения. Татуировки первой группы, - символы и знаки отличия неформальных групп (скинхэды, готы) - все они своим присутствием на теле человека делают его узнаваемым для посвященных. Что касается мотивов памятных, патриотических, религиозных, исторических и фантастических татуировок, то они в основном служат для украшения, в эстетических целях. Все виды татуировок, так или иначе, подчеркивают характер владельцев, стиль, образ его жизни и дух времени.

В настоящее время, представляется возможным, классифицировать татуировки, наиболее часто наносимые на тело по всему миру по видам и типам: тату – талисман – оберег, ритуальные татуировки, тотемное тату, этнические, японские, растительные татуировки[9] .

С древних времен татуировка наделялись магическими свойствами, поэтому ритуальные татуировки занимают особое место в молодежной субкультуре, особенно в субкультуре готов. Ритуальные тату, обычно, не предназначены для посторонних глаз. Это знаки для богов, духов и непосредственно для человека, чтобы не отклоняться от выбранного курса. Тайные знаки должны обеспечить их хозяину защиту и покровительство высших сил. Частой темой татуировок для готов выступают кельтские орнаменты, а точнее кельтский крест «анкх»[10] .

Перевёрнутый крест и число Зверя (666) также часто ассоциируются с сатанизмом, хотя и имеют для него лишь исторически символическое значение. Распространены татуировки - с нацистской символикой или с изображениями на языческие сюжеты. Неотъемлемой частью имиджа бритоголовых является распространенность татуировок – со специфически скиновской или прямо нацистской символикой. Существует также определенная мода на изображения с языческими сюжетами или кельтскими орнаментами – относятся к этнической татуировке (tribal). Это кельтские полинезийские, индейские и другие мотивы.

Особое место занимают тотемные тату. Тотемное животное олицетворяло силу и качество племени, его избравшего. Ему поклонялись, оно поддерживало членов племени, отдавало ему свои особые качества, необходимые и недостающие племени в целом и конкретному субъекту, в том или ином контексте жизни. До сих пор, традиционные татуировки включают изображения священных животных: тигр - в Индии, дракон - в Японии, кокосовая пальма - на острове Таити, олень - на Крайнем Севере. По представлению некоторых племен, только татуированные люди могут попасть в рай. Татуировка может указывать на племенную принадлежность. Дракон был тотемом всех племен морского побережья в Древнем Китае, поэтому татуировка этого прародителя часто встречалась на телах членов племен. В наши дни, татуировки-тотемы каждый человек выбирает себе индивидуально. Или оно (животное) приходит к нам во сне, или мы, в реальной жизни, слышим внутренний необычный отклик (знак), указывающий на то или иное животное, в чем-то олицетворяем себя с ним, и конечно, силой веры, имеем возможность подпитываться его силой. Так в субкультуре реперов частым изображением становится бульдог с большими клыками и шипованным ошейником, что символизирует силу, агрессивность и жестокость. Байкеры делают изображения чаще всего на плечах – это орел – «парящий»[11] - символ свободы, силы, покровитель путника в дороге[12] . Для готов неизменным тотемным символом является – изображение летучей мыши (символ ночи, темных сил).

Большинство людей желают отразить на теле собственные пристрастия или принадлежность к той или иной группе. Пример, металлисты – череп[13] , панки – графический нательный «лик» крысы[14] .

Стремление уйти от окружающей действительности, окунуться в совершенно другой, сказочный мир зародили такой жанр фантастики, как «фэнтези». Образы, предлагаемые в этих книгах, стали основой для многих рисунков тату, которые быстро завоевали популярность.

Современное молодежное искусство это всегда некий эксперимент, это всегда что-то неожиданное и неповторимое. Татуировка призвана выявлять эстетический потенциал человеческого тела, взаимодействие между телом и духом, между личностью и космосом. Тем самым, искусство татуировки как нельзя лучше предстает орудием самовыражения и еще одним способом манифестации молодежных субкультур.

Таким образом, молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве. Современное молодежное искусство – это прежде всего манифест обществу, выявляя посредством своего творчества все недостатки современного мира, в котором они живут, выбирая, при этом новые формы манифестации – это стрит арт, боди арт.

Современное молодежное художественное творчество это всегда некий эксперимент, это всегда инновация. Так молодежные субкультуры выбирают холстом для творчества не только бумагу, стены домов, но еще и тело. Нательные изображения, татуировки, пирсинг - все это составляющие новомодного молодежного течения боди-арта.

Искусство боди-арт выполняет, прежде всего, эстетическую функцию. Хиппи одной из первых молодежных субкультур стала использовать нательные рисунки. Изображения солнца и цветов на теле хиппи соответствовало идее любви, радости жизни, удовольствий, отождествления себя с «детьми цветов». Поэтому можно говорить о том, что боди-арт не только искусство, направленное на массовую публику, но и искусство для весьма узкого ограниченного круга лиц, к примеру, субкультуры готов, где нательная живопись выступает еще одним способом самовыражения и средством имиджевой манифестации.

Выявлять эстетический потенциал человеческого тела, призвана татуировка - это взаимодействие между телом и духом, между личностью и космосом, а для молодежных субкультур выступает еще и знаком отличия и средством манифестации. Татуировки - это символы и знаки отличия неформальных групп (скинхэды, готы, панки) - все они своим присутствием на теле человека делают его узнаваемым для «посвященных». Для готов наличие черно-белой татуировки с кельтским орнаментом, считается, чуть ли не обязательным знаком принадлежности к субкультуре. Кроме эстетической функции и знака отличия, для некоторых субкультур татуировка является тотемом, выполняя роль оберега и защиты от смерти.

Искусство татуировки как нельзя лучше предстает орудием самовыражения и еще одним способ манифестации молодежных субкультур.

Таким образом, имиджевые манифестации – это комплексная, знаковая система, включающая в себя как символы внешнего облика молодежных субкультур, так и символы различных форм художественного творчества, духовного опыта молодых людей.

Часто бессознательно этот опыт обращается к архетипическим мотивам. Крест, череп, тотемные знаки, свастика, мировое древо, символы космических энергий имеют древнейшие истоки. Все это отвечает эклектичному характеру современной культуры, где языческие и христианские пласты смешиваются с восточными религиозными учениями. При этом зачастую преобладающей оказывается именно языческая составляющая в ее отрицательном значении с культом тела и агрессией.

Библиография

1) Ерохина, Н.Н. Молодежные субкультуры: семиотический аспект [Текст] / Н. Н. Ерохина.// Социологические исследования – 2006. – №11. – С. 95-102.

2) Колесова, Д. Панки, хой!. [Текст] / Д. Колесова // Смена. – 2004. - №3, март.- с. 136-140.

3) Левикова, С.И. Молодежная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. – М.:2004. – с. 381.

4) Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России [Текст] / В. А. Луков // Социологические Исследования - 2002. - №10. – С. 79-87.

5) Малахова, Н. Готы – люди в черном. [Текст] / Н. Малахова // Новая газета. – 2007. – 15-17 янв. (№ 02) – с. 3-31.

6) Медникова М. Уроки нательной живописи. [Текст] / М. Медникова // Вокруг Света. – 2007. - № 3, март. – с. 15-20.

7) Новиков О. Г. Иерархия и власть в российской мото-субкультуре. [Текст] / О.Г.Новиков // Обозреватель. – 2006. - № 3. – с. 25-31.

8) Павщук Е. Татуировка. [Текст] / Е. Павщук // Химия и жизнь. – 1995. - № 6. – с. 38-44.

9) Супонина Е. Тату. Звонкая кожа. [Текст] / Е. Супонина // Новое время. – 2000. - № 24. – с. 32-45.

10) Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М.:1997. с. 352.

11) Туркатенко. Молодежные субкультуры сегодня. [Текст] / А. Туркатенко // Знание – Сила. – 2007. – январь. – с. 59-64.

12) Хапаева, Д. Готическое общество: морфология кошмара. [Текст] / Д. Хапаева. - М.:2007.

13) Щепанская Т.С. Символика молодежной субкультуры: опыт этногр. исследования Системы. [Текст] / Т. С. Щепанская. – СПб, 1993. – с.340.

14) Щепанская, Т.С. Система: тексты и традиции субкультуры. [Текст] / Т.С.Щепанская. - М.: 2004. – с. 256.


[1] Streetart – дословно с анл.яз. – это «уличное» искусство, а точнее сказать это изображения, картины, которые рисуют на стенах жилых домов, общественных зданий и т.д.

[2] Bodyart – с англ.- «нательное» искусство – это искусство нательной живописи, на теле человека.

[3] Медникова, М. Уроки нательной живописи // Вокруг Света. – 2007. - № 3, март. – с. 15.

[4] Поп-арт – современное популярное массовое искусство.

[5] Перфоманс (в пер. с англ. «предсталениее), шоу. См. Приложение 4.

[6] См. приложение 5.

[7] См. приложение5

[8] Супонина Е. Тату. Звонкая кожа. // Новое время. – 2000. - № 24. – с. 33.

[9] Медникова, М. Уроки нательной живописи. // Вокруг Света. – 2007. - № 3, март. – с. 18.

[10] См. приложение 6.

[11] См. приложение 7.

[12] Новиков О. Г. Иерархия и власть в российской мото-субкультуре // Обозреватель. – 2006. - № 3. – с. 26.

[13] Хойбнер Т. Вызов неприкаянных: модные волны и молодежные течения – теды, хиппи, панки. - М.:1990.- с.46.

[14] В поисках символа ненависти и омерзения панки остановились на крысе, взяв ее в качестве живого талисмана, и носили ее на себе постоянно.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий