Смекни!
smekni.com

Культурные традиции эпохи Просвещения (стр. 1 из 5)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ им. ГНЕСИНЫХ

Кафедра общегуманитарных дисциплин

Курсовая работа

по культурологии

Тема: Культурные традиции эпохи Просвещения

Работа выполнена студенткой

4-го курса ЗО ИТК- факультета

……….

Преподаватель ……..

МОСКВА

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение…………………………………………………………………3

1. Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом

развитии общества………………………………………………… 4

2. Эстетика в различных формах Просвещения…………………….11

Заключение…………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………25

Введение

В истории человечества существовало множество культур – самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества[1].

В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации[2].

Целевая установка данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе ретроспективного анализа политических, культурных, научных, идеологических концепций периода Просвещения раскрыть истоки, пути становления и эволюции эстетики данной эпохи.

Поставленная цель достигается определением той роли, которую сыграла новая эпоха в эстетическом развитии общества, а также последовательным анализом различных просветительских форм (литературы, музыки, изобразительного искусства, театра) с точки зрения их эстетического наполнения.

1. Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества.

Просвещениеидейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно историче­ские рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая — дата из английской истории. В 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Вторая дата — начало Французской революции, воспри­нимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.

Предпосылкой и первопричиной эстетической эволюции общества явились те изменения, которые оставило Просвещение в науке, культуре, искусстве, политике, идеологии стран и народов.

Деятели Просвещения боролись за установление "царства ра­зума",прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть "естественное равенство", а отсюда — политиче­ская свобода и гражданское равенство.

При всем многообразии мнений большинство мыслителей схо­дились в оценке Просвещения как передового новаторского явле­ния. Иммануил Кантпонимал Просвещение как попытку исполь­зовать разум в интересах интеллектуального, морального и эстетического раскре­пощения личности, а Фридрих Энгельсусматривал в нем идеологи­ческую подготовку буржуазных революций.

Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением) и даже бо­жественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая — рассматри­вала историю как общественный регресс.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения - такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода.

Эстетическим предпочтениями данного времени стало обращение к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности[3].

Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы универ­ситетов и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, ста­новясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и фи­лософии.

Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для эконо­мического и социального благоденствия, — пафос эпохи Просве­щения.

Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.

Просветители происходили из разных классов и сословий: ари­стократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышлен­ных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток на­циональной самобытности.

В Англии в XVII—XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Про­свещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпи­мости. Это способствовало культурному и эстетическому развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступила церковь, и нова­торскими, которые несло Просвещение.

В основных чертах политическая программа английского Про­свещения была сформулирована философом Джоном Локком(1632—1704). Основное его сочинение — "Опыт о человеческом разуме" — содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, считал Локк, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность он тесно связывал с высокой оценкой человеческого труда. Воз­зрения Локка близки к трудовой теории стоимости Адама Смита: как и представители классической буржуазной политэкономии, он убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов: правопо­рядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени, в частности Дэвида Юма(1711-1776) и Адама Смита(1723—1790). Выдающийся теоретик товарно-денежных отношений Адам Смит стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по моральным, этическим и эстетическим соображениям. В своей теории он отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зави­симости при феодализме.

Выдающиеся представители французского Просвещения - Вольтер (1694—1778), Жан-Жак Руссо(1712-1778), Дени Дидро(1713- 1784), Шарль Монтескье(1689—1755), Поль Анри Голь­бах(1723-1789), Жорж Луиде Бьюффон(1697- 1788) и др.

Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество", порождавшее в их среде политический радика­лизм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.

С именем Руссо связан целый этап в развитии просветитель­ского движения Франции — радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основы­вался на его этических воззрениях. В противоположность филосо­фам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с обществен­ным благом, он требовал подчинения личности благу общества.

Французские просветители вошли в историю как энциклопеди­сты,создатели французской Энциклопедии, или толковогословаря наук, ис­кусств и ремесел,открывшей новую эпоху в познании и истолкова­нии природы и общества. Организатор и редактор Энциклопедий — Дени Дидро, убежденный противник абсолютизма, церкви, кле­рикального мировоззрения. Один из энциклопедистов— естество­испытатель Бюффон, автор многотомной Естественной истории, вкоторой выдвинул положение о единстве растительного и живот­ного мира.

Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их эко­номики, науки, культуры, политики и эстетики[4].