Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 1 из 16)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

I КУРС

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Понятие и сущность ядра культуры

2 Понятие и сущность культуры

3. Особенности культуры Древнего Египта

4. Общие положения психоаналитической концепции культуры З.Фрейд, К.Юнг

5. Особенности культуры Нового времени

6 Основные положения культурологической концепции К.Леонтьева

7 Сущность аксеологической концепции культуры

8 Общая характеристика философского блока культуры

9 Крещение и христианизация Руси: особенности и значение

10. Особенности культуры эпохи Возрождения

11. Предмет культурологии и место ее среди других наук

12.Особенности культуры первобытного общества

13.Основные положения культурологической концепции Н.Данилевского

14.Методы исследования мировой культуры

15.Общая характеристика антропологического блока культуры

16.Сущность деятельностной концепции культуры

17.Культурологические проблемы развития России

18.Особенности культуры эпохи Античности

19.Элементы язычества в русской культуре

20.Особенности культуры эпохи Средневековья

http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html учебник

http://kulturoznanie.ru/?category=culturology_suschnost

http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/content.shtml

http://www.countries.ru/library.htm

http://litevv.narod.ru/kultura_lekcii.html

1. ПОНЯТИЕ И СУЩЬНОСТЬ ЯДРА КУЛЬТУРЫ

Культура – образование многослойное. В ней есть внешние сферы, которыми она соприкасается с социальной и природной реальностью. И есть сферы более глубокие: системы представлений, включающие мнения, убеждения, идеологии, которые обосновывают, объясняют и подкрепляют нормативные структуры. А есть еще ценностное ядро культуры.

Ядро культуры - это своеобразная общая основа пространства культуры, которая состоит из норм, правил, значений, символов и традиционных ценностей, образовавшихся в результате слияния в одно целое ведущих доминант общественного развития: этнических, религиозных, социальных, психологических и др., направленных на безопасность (предотвращение, защиту, сохранение) той или иной цивилизации.

Новые концепции и идеологические структуры проходят оценку, проверку и отбор со стороны ценностного ядра культуры.

Ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого.

Эти специфические стандарты, правила и т. д. связаны с судьбой сообщества, его победами и поражениями, реальными условиями, в которых оно формировалось, спецификой окружающей социальной и природной среды, национальными привычками, адаптационными процессами и теми цивилизационными условиями, в которых изначально формировалось это ядро.

Так как главная функция ядра культуры — сохранение и передача самоидентичности социума, то оно обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью. ядро культуры выполняет функцию генетического механизма, своего рода социальной ДНК, хранящей информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности и этнического потенциала. Эта информация, аккумулируемая в ядре, через систему воспитания и образования, транслируется от поколения к поколению, и именно этим гарантируется самоидентичность данного этнического или социального организма.

2. ПОНЯТИЕ И СУЩЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Культура - одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществоведении существует множество подчас разноречивых ее толкований.

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально он означал возделывание почвы.

Культура – обозначает универсальное отношение человека к миру. Культура – это способ творческой самореализации человека.

Понятиекультура - центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше. Со второй половины XIX в. понятие «культура» все более приобретает статус научной категории.

Различны подходы к определению культуры

Культура - не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания

Сущность культуры

На деле же культура - явление масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.

В XVIII - XIX веках культура интерпретируется в аристократическом духе. Культурными стали считать образованных, начитанных, «хорошо воспитанных» людей, обладавших «хорошими манерами».

Впоследствии под культурой стали понимать всё, что создано человеком в отличие от естественного мира, природы. С позиций современной философии и науки, культура - очеловеченный, преобразованный людьми мир.

Конкретно облик культуры особенно отчетливо обнаруживается тогда, когда мы сравниваем разные народы, общества, страны. В глаза бросаются различия в образах жизни, типичных и характерных для этих народов, их обычаях, их разное отношение, например, к труду или семье, воспитанию детей или жизненному успеху, их привычки и традиции.

Первое определение культуры дал английский антрополог и культуролог Э. Тайлор (1832—1917). Он считал, что культура — это сумма всех видов человеческой деятельности, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, язык,. а также способности навыки, усвоенные человеком. Многозначность понятия «культура», а также различные его интерпретации в различных культурологических теориях и концепциях весьма ограничивают возможности дать его единственное и четкое определение. Это и обусловило многочисленность определений культуры, число которых продолжает неуклонно расти. В настоящее время их число доходит уже до полутысячи.

Разброс определений понятия «культура» вызван многими причинами. Главными являются следующие: 1) специфические интересы каждой конкретной науки; 2) разнообразие мировоззренческих позиций различных ученых и групп исследователей внутри каждой отдельной науки; 3) сложность и многоуровневый характер самого феномена культуры.

Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно «сказать, что слово"культура" имееттри основных значения: 1 )возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли; 2) образование, воспитание, развитие; 3) поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

В современной отечественной культурологии принято выделять три подхода в определении культуры — антропологический, социологический и философский.

Суть антропологического -самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Философскийподход стремится выявить закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В современном языке термин «культура» употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях: в широком — обозначает все то, что создано руками и разумом человека обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику; в узком –сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Культура отличает человека от животных, а общественную жизнь — от природной. Культура передается от поколения к поколению посредством традиции, языка, обучения и подражания, а не путем биологического наследования. Подходы к понятию «культура»

Аксиологический подход (из первого аспекта): культура — мир ценностей.

Антропологический подход (из второго аспекта): культура — мир человека.

3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство, на протяжении многих веков оно было окружено ореолом таинственности.

Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (3-1 тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Осириса на земле.

IVтыс. до нэ. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. КУЛЬТ ФАРАОНА.Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет считался собственностью фараона. РЕЛИГИЯ. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Боги были олицетворением различных природных явлений. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, считая их своими богами. Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Это Высшее Существо - творец Вселенной - едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. ЗАУПОКОЙНЫЙ КУЛЬТ. Важнейшей чертой религии и культуры был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение. Основным условием загробной жизни считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: Усилия египтян, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти ПИРАМИДЫ. Важнейшей чертой древнеегипетской культуры было возведение пирамид. В III-II тыс. до нэ и пирамиды, и храмы - постройки для богов - строились из камня. Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало многочисленных жертв со стороны населения. Пирамиды строились для фараонов и для знати, Самая ранняя из египетских пирамид - пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тыс. лет назад. Она ступенчатая и возвышается, как лестница к небу. Эту пирамиду задумал и воплотил главный царский архитектор по имени Имхотеп. Самая знаменитая и самая значительная по размерам - пирамида фараона Хеопса в Гизе. Перед заупокойными храмами также ставили сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона, а сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя.