Смекни!
smekni.com

Образ Давида в творчестве мастеров Возрождения (стр. 1 из 2)

Образ Давида в творчестве мастеров Возрождения


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Образ Давида в творчестве Донателло, Микеланжело и Бернини

1.1 Образ Давида в исполнении Донателло

1.2 Образ Давида в исполнении Микеланжело

1.3 Образ Давида в исполнении Бернини

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Эпоха Возрождения - революционная для истории всей человеческой культуры. Ее ключевая особенность в сфере искусства проявилась в том, что все оно, по образному выражению Б.Р. Виппера, "говорило от лица человека, о человеке и для человека" [1]. Безусловно, искусство Ренессанса тесно взаимосвязано с другими сферами - философией, естественными науками. Культура Возрождения буквально пропитана искусством. Для эпохи Ренессанса искусство имело такое же всеобъемлющее значение, как для XVIII в.- философия, для XIX - наука, для XX - техника… Искусство Возрождения интеллектуально; оно не столько выражает, сколько изображает, стремится к установлению объективных законов в передаче натуры, к систематическому подведению научного фундамента под художественное творчество ".

Для эстетики Ренессанса оказывается наиболее значимым не только самостоятельное созерцание человеческого тела, что было еще в античной культуре. Возрожденец всматривается в человеческое тело как в таковое и погружается в него как в самостоятельную эстетическую данность. Исходя из этого, философская мысль Возрождения создает принципиально иную, по сравнению со средневековой философией, концепцию человека. Человек оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия, причем рассматривается прежде всего в его земном предназначении. В формировании нового восприятия человека важное место занял пересмотр взглядов на человеческое, в особенности, на мужское тело.

Цель данной работы: рассмотрение различных типов изображения обнаженного мужского тела в искусстве.

Задачами данной работы является:

1. изучить культуру и философию времен создания данных скульптур;

2. раскрыть особенности каждого образа Давида;

3. определить, как эпоха влияет на изображение образа Давида.


1. ОБРАЗ ДАВИДА В ТВОРЧЕСТВЕ ДОНАТЕЛЛО, МИКЕЛАНДЖЕЛО, БЕРНИНИ

Тематика эпохи Возрождения, как правило, концентрируется на библейских мотивах, меньше - на античных, совсем мало - на современных. Но любому сюжету художники давали гуманистическое истолкование. Библейские сюжеты трактуются в плоскости психологии, физиологии, быта. Б.Г.Кузнецов вводит понятие "внешний сюжет" скульптуры, который мог быть мифологическим, религиозным, и "внутренний сюжет", который всегда составлял конкретный человек. Причем образ поднимался до уровня идеи [3]. Мировоззренческие поиски гуманистов нашли своеобразное отражение в скульптурных воплощениях библейского сюжета о Давиде: юноша-пастух победил великана Голиафа, спас народ от завоевателей, стал иудейским царем и мудро правил государством. Этот сюжет становится одним из самых популярных: с одной стороны, эта тема близка простому народу, а с другой - она очень созвучна гуманистическому индивидуализму с его героизацией человека. К образу Давида на разных этапах обращались великие скульпторы: Донателло (ранний Реннесанс), Микеланджело (Высокое Возрождение), Бернини (начало Нового времени). Каждый из них представлял героя по-своему, что наложило отпечаток на его внешний облик.

1.1 ОБРАЗ ДАВИДА В ИСПОЛНЕНИИ ДОНАТЕЛЛО

Ранний Ренессанс в скульптуре связан, прежде всего, с именем Донателло (1386 - 1466). Общепризнанно, что этапным для развития европейской скульптуры произведением стала бронзовая статуя Давида, созданная Донателло не позднее 1453 г. (рис.1).

Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным. Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. Чувствуется, что, создавая этот образ библейского героя, Донателло стремился опереться на античные традиции. Особенно заметно сказалось влияние античных прототипов в трактовке лица и волос: лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытых полями пастушеской шапки, почти не видно из-за наклона головы. Есть в этой статуе - постановке фигуры, изгибе торса, движении рук - и отзвуки готики. Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло.

В то же время очевиден разрыв со средневековьем. Возрождая античную традицию, скульптор изображает Давида обнаженным. Давид Донателло - первая обнаженная фигура в бронзе со времени гибели античного искусства. И эта нагота тем более знаменательна, что она вовсе не требовалась библейским рассказом. Донателло понял наготу Донателло, как символ героизма [1]. В отличие от готики, статуя с самого начала была рассчитана на круговой обзор, она предназначалась для украшения фонтана во дворе дворца Медичи.

Заслуга Донателло - не в том, что он изображает нагое мужское тело, а в необычности самого этого тела. Его бронзовый «Давид» выглядит не суровым библейским героем, а лишь слабым подростком. Ни до, ни после Донателло никто Давида таким не изображал. Его оригинальность особенно ясно выступает при сравнении с другим, мраморным, "Давидом" самого Донателло и великолепным бронзовым "Давидом" Андреа Вероккьо.

Новаторство стиля Донателло по сравнению с античной скульптурой проявилось в следующем. Античная скульптура в своей основе была самоизображением, ощущением своего собственного тела, ей не хватало главной черты Ренессанса - ощущения пространства. Античность - только тело, Ренессанс - тело в пространстве [1]. В замкнутом силуэте Давида есть ощущение такой остроты и напряжения, что глубокое отличие этого произведения от его более гармоничных по своему характеру античных образцов совершенно очевидно. В таком художественном решении проявилось осмысление человеческой личности, власти над своей судьбой, чего не было в античности [2].

В то же время, в оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. Так, Б.Р.Виппер считает, что в позе Давида сохраняются отголоски характерного готического изгиба, у него худые тонкие руки, его лицо, затененное шляпой - тоже пережиток готики [1]. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры ("хиазис"), известный скульпторам древности, был возрожден Донателло [7]. Донателло изобразил Давида слабым юношей, точно одержать победу ему помогла только высшая сила.

Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры.


Рис.1. Донателло. Давид. Не позднее 1433 г.

1.2 ОБРАЗ ДАВИДА В ИСПОЛНЕНИИ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Самая знаменитая скульптура Микеланджело "Давид" (1504 г., рис.2) не имеет ничего общего с подростком Донателло. Это воплощение мужской силы, одновременно духовной и физической. Если до Микеланджело в ХV в. Давида обычно изображали юным, противопоставляя мощному зрелому Геркулесу, то Микеланджело в каком-то смысле соединяет эти два образа. Микеланджеловский "Давид" - беспрецедентное сочетание героического мужского начала с человеческой открытостью и ранимостью.

Великий мастер избрал для своего Давида совсем другую ситуацию: вместо исхода борьбы — ее начало. Герой только готовится нанести решительный удар; еще неизвестно, чем закончится неравный бой юноши с великаном, но, скорее всего, Давид победит. Об этом говорит его прекрасное и грозное лицо. Поза спокойна, устойчива и свободна, но в повороте головы, движении руки, держащей пращу, уже заложена динамика. Давид совершенно обнажен. В этом скульптор наследует традиции античной пластики, когда героев изображали обнаженными, подчеркивая их телесную красоту. Но здесь добавляются еще и веяния Ренессанса — это победа христианской добродетели над языческими верованиями, то есть моральное превосходство Давида, его личное мужество и стойкость духа. Давид Микеланджело -это, прежде всего герой.

К анализу выдающегося произведения Микеланджело обращались крупнейшие отечественные и зарубежные искусствоведы. Прежде всего, отмечается предельная героизация человеческой личности. Гигантские размеры статуи (ее высота - около 5,5 м) неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Ренессанса, впервые с такой наглядностью выраженном в этом произведении,- образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Образ победителя Голиафа приобретает более широкий смысл - это олицетворение безграничной мощи свободного человека; юношеская отвага Давида перерастает в несокрушимую уверенность в способности человека преодолеть любые преграды [2]. Микеланджело отказывается от традиционных атрибутов (меч, голова Голиафа), ничто не отвлекает внимание от личности героя. Появляется черта, присущая затем образам Микеланджело - грозная, устрашающая сила. Его мир - это особая, могучая, героическая порода людей; каждый поворот сустава, каждый сгиб у его героев полон скрытой силы [5].