Особенности современной субкультуры

Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Понятие "субкультура" как набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие сообщества. Неформальные молодежные движения. Хиппи, панки, металлисты, экстремалы, скинхеды и фенсы.

РЕФЕРАТ

Особенности современной субкультуры


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры

2. Неформальные молодежные движения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


Введение

Преобладающим компонентом в современном обществе стала массовая культура. Рассмотрим некоторые аспекты молодежной субкультуры, а в особенности подростковой. В этом возрасте идет активный процесс формирования собственного мировоззрения и на его становление действует множество факторов: литература, воспитание и главное, общение со сверстниками и старшими. Здесь и появляется проблема[2;50].

У каждой субкультуры есть своя идеология и не всегда она бывает положительной. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками. Основными источниками для изучения проблемы явились труды М.В. Шакуровой, Б.А. Грушина, Р.Г.Гуровой, Л.Н. Жилиной, Н.Т. Фроловой, где освещаются отдельные аспекты, связанные с проблемами молодежных субкультур[1;115].

Особое внимание исследователи уделяют различным молодежным субкультурам и подростковой субкультуре. Взгляды подростков обычно отличаются от представлений, свойственных миру взрослых. Культивируются особые формы общения, характерные отличия в одежде, прическе. Конечно, все эти внешние проявления и особенности поведения нестойкости и касаются не всех молодых людей. Однако для некоторых из них принадлежность к субкультуре представляет этап перехода во взрослое состояние[15;135].

Субкультуры сильно ориентированы на внешние атрибуты, а установки и ценности в большинстве случаев совпадают с родительскими. Кроме влияния ровесников, поведение молодых людей определяется средствами массовой информации, которые контролируются взрослыми[2;52].


1.Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры

Первоначально слово «культура» восходит к лат. «Cultura», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии благодаря Цицерону этот термин стал означать воспитание и образование человека. Заслуга Цицерона в том, что именно он впервые применил слово «Cultura» в ином, переносном смысле применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «Cultura» стала противостоять другому латинскому понятию – «natura», то есть природа [2;51]. Видимо это дало основание немецкому философу Гегелю дать следующее определение: «Культура – это созданная человеком вторая природа». В словарях существует масса других толкований. Ныне важно обратиться к исходному пониманию культуры: в античности культура понималась как воспитание меры, гармонии и порядка формирования культурного человека, личности, идеала человека.

«Пайдейя» (культура) – процесс формирования культурного человека. Следовательно, культура – это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Это ядро, основа «душа» общества.

Современные подходы к пониманию культуры выделяют следующие ее культурные компоненты: массовая, элитарная, народная, материальная, духовная, национальная, культура социальных сообществ, прогрессивная, реакционная. К числу наиболее распространенных и употребляемых категорий культурологии относятся понятие социальная типология культуры, которое включает в себя специализированные и обыденные культуры, популярную и массовую, социально стратифицированную субкультуру[15;133].

Субкультура – это новое, сложное понятие, где «sub» - от латинского «под». Понятие «субкультура» - это набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие то или иное сообщество, какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру, не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Существуют различные ответы юношеской культуры на нынешнюю жизненную ситуацию, причем преобладают традиционные формы подростковых реакций[2;53]:

Морально-эстетические факторы, способствующие обособлению подростков от общества, проявляется с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям отклонений в поведении молодежи. Изучая межличностные коммуникации как элементы субкультуры, мы установили, что значимую роль в формировании мировоззрения подростков играет общение[4;25].

При всей перегрузке учебой юноши и девушки обладают все же более разнообразным досугом, чем взрослые.

Большинство старшеклассников не имеет устойчивых художественных предпочтений, искусство для них – главным образом развлечение. Сами они постоянно жалуются на скуку, пустую трату времени и неумение организовать свой досуг[14;56].

Преобладают «домашние» формы искусства (прослушивание пластинок и радиоконцертов, просмотр телепередач). Благодаря своей экспрессивности, в связи с движением и ритмом музыка, лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку сформировать и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые не возможно передать словами. Создавая общее настроение, музыка является важным средством межличностной коммуникации. В сочетании с танцем или пением она составляет не только фон, но и важный компонент общения. Итак, музыка является важным элементом субкультур[15;136].

Различная музыка выражает различные идеологии субкультур. Отдельные субкультуры создавались в знак протеста молодежи против некоторых явлений в обществе и государстве. Так, движение хиппи возникло в 1960-70 гг. в США на волне общественного протеста против войны во Вьетнаме. Милитаризму хиппи противопоставили свой пацифизм и анархизм. Движение Панков образовалось в 1980-х гг. в Англии. Эти молодые люди выражали протест против засилья официальной культуры - чопорной, аристократической, пуританской. Отсюда и знаменитая склонность Панков к нечистоплотности, само название которых переводится как «отбросы» [4;26].

Скинхеды, появившиеся в Германии и Англии в 1960-70-х гг., избивали и терроризировали иностранных рабочих, чтобы заставить их покинуть страну. Последние «заслужили» это тем, что в массовом порядке соглашались выполнять одну и ту же работу за мизерную зарплату.

Неудивительно, что представления «протестных» субкультур демонстрировали собственную уникальность не только провозглашением своей жизненной философии и поведения, но и внешними атрибутами, словно говоря окружающим: «Мы не такие, как вы, мы особенные» [15;134]..

2.Неформальные молодежные движения

Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. «Неформальные» обычно воспринимаются с негативным оттенком. Неформальные группы занимают довольно важное место в жизни современных подростков. Можно констатировать, что принадлежность к разным группам формирует у подростков различные установки в отношении выбора друзей. Группы скинхедов и панков более ориентированы на замкнутость в собственном кругу[13;15].

Позитивное отношение у подростков чаще всего вызывают группы экстремалов, скинхедов, реперов, панков и футбольных фанатов.

В известной мере они есть в формальных группах – классных коллективах, наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений, по принципу «нравится – не нравится». Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности[2;52].

В основе существования любой неформальных групп лежит естественная для подросткового возраста поведенческая реакция группирования со сверстниками, выраженная потребность в общении. Для подростка это важное условие социализации. И пусть порой родителям и педагогам «тусовка» представляется пустой тратой времени. Возможно, небезосновательно, а то и опасной, подросток, общаясь с «себе подобными», получает важный опыт взаимодействия, учится оценивать себя и других, примеряет на себя разные социальные роли.

Взрослые не смогут и не должны «закрывать» ребенка от мира, так же, как не должны закрывать мир от него. Задача взрослого – сформировать определенную систему ценностей и идей, помогающих подростку сориентироваться в окружающем его мире и выбрать интересное для себя окружение[14;57].

Как правило, эти сообщества представляют собой контактные группы в 5-15 человек, собираются в определенном месте. Группы характеризуются разными признаками: возрастной и социальной принадлежностью, формой организации, направленностью. Так, по направленности группы бывают социальными (социально одобряемая деятельность, например, участие в решении экологических проблем, охране памятников), асоциальными (криминальные, агрессивно- националистические). Байкеры ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скинхэды (бритоголовые нацисты) очень агрессивны, имеют форму, маршируют под «фашистскую» музыку, обычно идут, выпив водки, кого-нибудь бить. Рэйверы готовы попробовать все в своей жизни, в том числе и наркотики, очень агрессивны. Растаманы - потребители наркотических средств. Панки – анархизм, выступают против социума и правил общественного порядка. Есть также металлисты, роллеры, рэпперы и др. Представителей всех течений отличают особенности одежды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора и пр.[3;23].

И еще – важный момент. Вхождение ребенка в группу нередко обуславливается его ощущением одиночества, невниманием и непониманием со стороны родителей. Группа для подростка выполняет компенсирующую функцию, помогая ему почувствовать свою значимость. Понятно, что жизнь современного человека слишком загружена разнообразными делами и обязанностями. Но все же взрослым стоит задуматься: а достаточно ли внимание они уделяют своим детям? Ведь порой дефицит общения обходится слишком дорого.

Одно из самых старых течений – хиппи, или «Система». По существу, оно уже стало историей. Когда-то это было наиболее интеллектуальное и творческое движение (философские и религиозные поиски, протест против ценностей «отцов» в обществе потребления и пр.). это движение возникло в 60-х гг. прошлого века на Западе среди подростков и молодежи как протест против «грязной войны во Вьетнаме», основоположниками движения хиппи стали такие музыканты, как Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Дженис Джоплин[4;26].

Ныне это движение переживает далеко не лучшие времена, его популярность в молодежной среде заметно снизилась. Однако и сегодня можно встретить на улице молодых людей в подчеркнуто неряшливой одежде, украшенных многочисленными «фенечками», со странным взглядом, одновременно выражающим доброжелательность к окружающему миру и отгороженность от него.

Хиппи – группы свободные и открытые. Они благожелательно принимают всех, что оказывается особенно привлекательным для подростков, не находящих понимания в своей семье. Среди хиппи широко распространено исповедование восточной философии буддизма, кришнаитства[8;49].

Именно в среде хиппи произошло зарождение и формирование психоделической философии, ставшей сегодня основой идеологии наркогенной субкультуры.

В конце 70-х гг. в Англии возникло новое движение – панки (от лат. punk – гнилушка, гадина) [6;49].

В отличие от пассивного протеста хиппи, панкам присуще активное, злое отвержение общепринятых норм и ценностей, традиционной культуры. Их вызывающее поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. «В кожаных куртках и нарочито разорванных джинсах на коленях, со шпильками в ушах и кольцами в носу, ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, с размалеванными краской лицами и унитазными цепочками, перекинутыми через плечо на манер шарфа они вышли на улицы городов…»[11;57].

Постепенно складывались идеология панка и формы его музыкального самовыражения проявившееся как в жестком звучании и внешней простоте и доступности, так и в манере игры – «гаражные» записи производились на самостоятельных инструментах.

Основная мораль панков заключалась в следующем: «Все люди гадины! Будь таким же и ты и так же относись к людям!» проповедовалось насилие во всех формах. Использование наркотиков для панков – один из вариантов выражения протеста против «добропорядочного общества».

В начале 90-х гг. прошлого столетия в Северной Америке появилась новая разновидность панк-рока – гранж. Страсть к саморазрушению была доведена до основателями стиля – группой «Нирвана» - до крайней степени.

Объединяющая идея рока металлистов – увлеченность музыкой в стиле «тяжелый рок». Эта музыка отличается громкостью и усиленным ударным ритмом. «Тяжелый» рок способен оказывать воздействие на психику человека. По словам подростков, под звуки рока они начинают «кайфовать», испытывая сильнейшие и приятные эмоциональные переживания[4;24].

Внешняя атрибутика – неотъемлемая часть металлистов. Они носят множество металлических украшений, символизирующих протест против старшего поколения, которое предпочитает драгоценные камни и металлы.

Металлисты приветствуют друг друга условным знакам – «позой»: поднятой правой рукой с оттопыренным указательным пальцем и мизинцем и словами «Хеви металл» [2;53].

Применение одурманивающих веществ среди металлистов связанно с прослушиванием музыки. Считается, что под «кайфом» происходит более глубокое ее восприятие. Наркотики, по мнению поклонников рока,- необходимое средство для написания «настоящей музыки». Поэтому многие подростки, входящие в эту группировку, начинают использовать одурманивающие вещества из подражания своим кумирам – композиторам, исполнителям[8;48].

Фанаты, или фенсы, представляют собой страстных почитателей какой-либо эстрадной группы, исполнителя и т.п. они сопровождают своих кумиров в поездках, собирают их автографы, ищут личного знакомства, стараются во всем подражать, не отделяя «белое» от «черного».

Субкультура молодежи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Обществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, хотя они несут в себе тенденции обновления, динамику развития.

Неформальные группы занимают довольно важное место в жизни современных подростков. Можно констатировать, что принадлежность к разным группам формирует у подростков различные установки в отношении выбора друзей. Группы скинхедов и панков более ориентированы на замкнутость в собственном кругу. Позитивное отношение у подростков чаще вызывают группы экстремалов, скинхедов, рэперов, панков и футбольных фанатов[3;21].


Заключение

Сегодня в мире сложилась ситуация, когда существуют как бы два полюса культуры: на одном массовая, коммерческая, на другом – «высокая», интеллектуальная между ними существует как внешние, так и внутренние связи. Влияние обоих на молодежь очевидно. Исследователи отмечают, что массовая культура резко отличается от прежних форм тем, что она в большой степени, нежели элитарные формы, опирается на достижения самой передовой технологии. Кроме того, в сфере массовой культуры активно используются потенциалы социологии, менеджмента, психологии, политологии. Скажем так: массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс молодежи с использованием новейших достижений техники[7;94].

Дети понемногу и незаметно вырастают. Раньше, дома и в начальной школе, они слушали родителей, учителей которые были для них опорой, и «окном» в мир. Лет с десяти ребенок переходит в ту особую социальную и возрастную группу, которую называют подростки, тинэйджеры, молодежь, - среду, важную для формирования человека и трудную для родителей и учителей в педагогическом и социально-психологическом плане. Подростки начинают более активно осваивать мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и совместная деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. И это, с одной стороны, хорошо, так как является мощным фактором развития, адаптации к окружающей социальной действительности[13;12].

Подростка отличает от большинства взрослых неразвитое, слабое чувство ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм, закона, за выполнение работы, в отношениях с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым, то есть нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях[2;50].

Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в 20в. В силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей[5;7].

Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми[11;77].

Литература

1. Алексеевский, М. Субкультура панкеров: генезис и вектор развития// Знание сила. – 2006. - №6 – С.109-117.

2. Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. – 2007. - №5. – С. 49-53.

3. Воронова, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №4. – С. 20-25.

4. Воронова, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №5. – С. 23-26.

5. Гусельцева, М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках//Вопр. психологии. – 2006. -№4. – С. 3-14.

6. Дысютина, О. Панк в России 90-х: протест или товар?//Философские науки. – 2003. - №64. – С. 32-50.

7. Жиляев, А.А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи// Вопр. лит. – 2007. - №3. - С.87-96.

8. Ладатко, А. В союзе с неформалами//Воспит. школьников. – 1990. - №3 – С. 48-49.

9. Маркеева, А.Н. Неформальные молодежные объединения и подростковый наркотизм// Биология в шк. – 2006. - №2. - С. 56-61.

10. Молодежная культура как объект исследования // Доп. Образование и воспитание. -2007. – №1. – С. 83-86.

11. Неформальное молодежное движение: динамика развития//Соврем. педагогика. – 1990. - №7. – С.74-78.

12. Румянцев, О.К. Культура и культурология: тенденции и проблемы// Философские науки. -2002. - №4. – С.87-103.

13. Федотова, А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре// Нач. шк.: Плюс до и после. – 2004. - №3. – С. 11-15.

14. Щекочихин, Ю. Члены неформальных объединений сами о себе// Воспит. школьников. 1988. - №5. -С. 53-58.

15. Чурбанов, В. Вечный треугольник культуры//Наше исследование. – 1990. - №5. – С.133-136.