Смекни!
smekni.com

Развитие театра в России (стр. 7 из 10)

С окончанием в мае 1864 года военных действий на Кавказе город теряет свое былое значение – он престает быть важным транзитным центром. Кроме того, в середине 70-х годов закончилось строительство Ростово-Владикавказской железной дороги. Город оказался далеко в стороне от железнодорожной магистрали. Сменился и наместник Кавказа – им стал Великий князь Николай Николаевич. С 1 января 1869 года он уменьшил субсидию ставропольскому театру, а в 1871 году совсем лишил его поддержки. Материальное положение театра пошатнулось, и город отдал его в бесконтрольное распоряжение бродячих антреприз. Театр был на грани закрытия, но горожане не дали ему погибнуть. В своем заявлении в городскую управу они писали, что театр в Ставрополе стал настоятельной потребностью значительного числа горожан, что отсутствие театра является признаком отсталости, что в городе, кроме театра нет никаких общественных развлечений. Была открыта подписка на формирование товарищества на паях для устройства нового театра.

К середине 70-х г.г. Ставропольский театр вновь обладал сильными труппами. Лучшие провинциальные артисты, получившие широкую популярность на столичных сценах, выступали на местных сценах. Здесь работали: Модест Писарев, Градов-Соколов, Владимир Путята, Михайлов, Песоцкий и другие. Как город, так и Кавказское наместничество тратили на театр большие деньги. Кроме того, в театр вкладывали средства и частные лица.

Чрезвычайно интересны события, связанные с работой в Ставрополе труппы Немова. Из сохранившихся архивных документов видно, что театр в те годы позволял себе смелые выступления, остро бичевал пороки господствующих классов. Показательна в этом отношении переписка ставропольского гражданского губернатора Власова с канцелярией наместника Кавказа по поводу репертуара театра. Канцелярия запросила губернатора: с чьего разрешения в октябре 1871 года на ставропольской сцене шли недозволенные начальством пьесы: «Просветители» Пальма и «Новое время и старые нравы» Дьяченко.

Ответчик, губернатор оправдывался тем, что: «В Ставрополе до сего времени никто не обращал никакого внимания на то, какие пьесы идут на сцене. В любительском спектакле недавно шла пьеса, безусловно, запрещенная «Свет не без добрых людей». Вообще же, сколько мне известно, никогда не требовалось на постановку какой-либо пьесы на ставропольской сцене дозволения наместника. Со стороны тифлисских властей, вероятно знающих о существовании Ставропольского театра, равным образом никогда, кажется, не возбуждалось вопроса, почему не спрашивается это дозволение». В феврале 1872 года канцелярия наместника вновь выразила недовольство тем, что на ставропольской сцене продолжают ставиться пьесы, запрещенные цензурой. Наибольшее недовольство тифлисских чиновников вызвала постановка пьесы «Расточитель» Стебницкого (псевдоним писателя Н.С.Лескова).

Постановка недозволенных пьес в конце концов, привела к большим неприятностям для Немова. Воспользовавшись резкими выражениями Немова в адрес наместника Кавказа великого князя Николая Николаевича, губернское жандармское управление возбудило дело против него и нескольких актеров, обвинив их в том, что они «относились враждебно в преступных выражениях к высочайшей фамилии его императорского величества». Дело закончилось высылкой Немова и его труппы за пределы Ставропольской губернии.

С 1878 по 1881 годы на сцене Ставропольского театра с большим успехом выступала труппа Н. Песоцкого. в ее составе был Н. Синельников. Он привез сюда «Последнюю жертву» А. Н. Островского. Здесь он поставил и другие пьесы этого драматурга. Ставропольских зрителей поразил простой, естественный тон исполнителей, новым было и то, что монологи актеры произносят, обращаясь друг к другу, а не к зрительному залу. И, наконец, было совершенно необычным то, что на сцене появилась как бы четвертая стена, а потому актеры порой оказывались спиной к зрителям, что в старом театре считалось совершенно недоступным. Раньше актер, даже при уходе со сцены, не имел права показывать зрителям спину, а потому уходы допускались только в боковые кулисы.

В 1882 году труппу Песоцкого сменила более слабая труппа антрепренерши Медведевой. Но все же и в этом составе были талантливые актеры. Эта труппа продержалась в городе, и то с большим трудом, всего один сезон.

Ставропольским театром, вслед за невысокой по качеству труппой Медведевой, о которой уже говорилось, в 1884 году завладела некая госпожа Петухович. Стремясь только к наживе, она собрала очень слабую труппу и преподнесла зрителям самый низкопробный, пошлый репертуар. Результат сказывался незамедлительно: публика совершенно перестала посещать театр, и Петухович вынуждена была прекратить спектакли. Антрепренерша настолько «прогорела», что перестала даже частично выплачивать артистам жалованье. Впавшие в бедность, актеры попытались, было сыграть несколько спектаклей самостоятельно, чтобы хоть немного заработать на хлеб, но Петухович повесила на здании замки и не разрешила пускать актеров в театр.

Дело перешло к мировому судье. После длительного препирательства и разбора судья вынес приговор: сбить замки и открыть театр для спектаклей в пользу актеров.

В Ставрополе было создано новое паевое товарищество. Новая общественная дирекция, располагавшая некоторыми средствами, привела в порядок запущенное здание: скамьи в зрительном зале были заменены стульями, изготовлен новый занавес и декорации, пополнена костюмерная.

Сезон 1885 года был интересен как по репертуару, так и по составу труппы. В театр возвратились многие, любимые ставропольцами, артисты:

Аграмовы, Рунич-Михайлова, Петров и другие. Режиссером стал М.И.Михайлов.

Вследствие малочисленности населения города труппа вынуждена была давать все время новые постановки. Редкая пьеса шла больше двух или трех раз. Таким образом, за один зимний сезон 1885-1886 годов было дано около 40 премьер. На подготовку нового спектакля, как правило, отводилось 3-4 репетиции. Следует заметить, однако, что роли классического репертуара видные провинциальные артисты совершенствовали годами и блестяще играли в течение десятилетий. При приглашении актера в труппу учитывалось его «репертуарность», то есть, сколько и каких ролей у него сыграно раньше. И при включении в репертуар классической пьесы оказывалось, что большинство ролей уже готово, и это значительно облегчало репетиции.

Во второй половине 90-х годов XIXв. среди двухсот театральных коллективов, функционировавших в зимний период в провинции, всего несколько, такие, как антреприза К.Н.Незлобива в Вильно, товарищества Н.Н.Соловцова в Киеве, Н.И.Собольцикова-Самарина в Нижнем Новгороде, М.М.Бородая в Казани и Саратове, имели крупные и сильные труппы. Эти театры славились разнообразным репертуаром, высоким качеством постановок, умелой организацией дела. Но подобные предприятия составляли счастливое исключение. В большинстве частных театров условия и оплата труда актеров была значительно хуже. Обычно из 180 спектаклей в сезоне, продолжавшемся в провинции примерно с 20 августа по 2 мая, 160 были премьерами. Следовательно, на каждую постановку приходилось по одной с небольшим репетиции. Актеры имели чрезвычайно высокую нагрузку. Утром – репетиция, вечером – спектакль (две-три роли в драме и водевиле), а по праздничным дням еще и утренник.

В мае 1896 года в Ставрополе гастролировал известный актер Василий Пантелеймонович Долматов, который участвовал в спектаклях «Гамлет», «Мертвые души» и др. В гоголевском спектакле Долматов неподражаемо играл роли Плюшкина и Ноздрева. Кроме того, гастролер сыграл одну из лучших своих ролей – корнета Отлетаева в одноименной пьесе.

Ставропольская сцена редко пустовала. Ежегодно на ней выступали все новые и новые русские театральные труппы, а также зарубежные. Интерес к театру в Ставрополе вновь настолько возрос, что в 1899 году в городе возник «Народный театр», организованный обществом любителей драматического искусства. Помещался он в здании Народного дома (ныне Дом пионеров). Труппа «Народного театра» состояла из актеров, постоянно живших в Ставрополе, и из любителей.

Поставив себе целью общедоступность, театр установил очень низкие цены на билеты и ставил популярные, но в основном классические пьесы. В первом сезоне были сыграны: «Бедность не порок», «Лес», «На бойком месте» А.Н.Островского.

Первые социал-демократические организации на Ставрополье появились в 1904 году, они приняли самое активное участие в революционных событиях.

На сцене Ставропольского театра к этому времени появились пьесы М. Горького. В конце 1903 года зрители увидели «Мещан» и, через некоторое время, «На дне». Одной из первых постановок 1905 – 1906 годов была пьеса «Дачники».

Разгром революции 1905 года и последовавшая за ним жесточайшая реакция нанесла огромный ущерб развитию театра. Из репертуара театра исчезли все более или менее прогрессивные пьесы, изменился характер репертуара, но значительно упала культура спектакля, не стало проникновенной актерской игры.

1910 год ознаменовался в Ставрополе строительством двух новых театральных зданий. 1 октября открылся новый театр «Пассаж», отстроенный купцами - братьями Меснянкиными (ныне здание краевой филармонии).

Меснянкины, крупнейшие ставропольские купцы, без сомнения, рассматривали театральное здание, как одну из прибыльных статей дохода. Территориально они приблизили театр к торговой части города, где сосредоточилось купечество и иной торговый люд, здесь же находилось большинство городских гостиниц. В самом здании объединились: торговый пассаж, кинотеатр «Модерн» и драматический театр.