Смекни!
smekni.com

Серия работ "Цветы" в технике художественной обработки стекла (стр. 1 из 9)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Серия работ «Цветы» в технике Художественной обработки стекла

Ильясовой Ираиды Ирековны

Уфа 2010


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИСТЕКЛА

1.1 Исторические этапы развития и становления производства и обработки стекла

1.2 Свойства и разновидности стекла

1.3Художественная обработка стекла и техники его декорирования

ГЛАВА II. ХОД РАБОТЫ НАД ВЫПОЛНЕНИЕМ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ: СЕРИЯ РАБОТ «ЦВЕТЫ» В ТЕХНИКЕ МАТИРОВАНИЯ СТЕКЛА ПАСТОЙ

2.1 Обоснование выбора темы дипломной работы

2.2 Описания технологии травления стекла

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА СТЕКЛА» В ШКОЛЕ

3.1 Методика преподавания художественной росписи по стеклу в средней общеобразовательной школе

3.2 Методика создания художественного образа учащимися средних общеобразовательных школ

3.3 План-конспект урока

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение

Яркая декоративность и эмоциональная выразительность украшений, интерьерных деталей и иных изделий из стекла, выполненных в разнообразных техниках художественной обработки данного материала, делает их особенно привлекательными в современном интерьере.

Это направление очень интересно разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Изделия, выполненные художественным матированием стекла занимают почетное место в наших домах среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми.

В наше время освоение известных технологий стекольного производства является только началом новых перспективных исканий художников-дизайнеров в области художественного стекла.

В педагогике существует проблема освоения школьниками современных направлений декоративно-прикладного искусства, результаты которых могут быть использованы в интерьере собственного дома.

Актуальность дипломнойработы состоит в том, что художественная обработка стекла является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей увлеченных художественным и декоративным творчеством.

Цель нашей работы заключается в освоении технологии травленияваз из стекла для интерьера.

Для реализации цели нами решались следующие задачи:

-изучить особенности стеклоделия и художественной обработки стекла в историческом аспекте;

-рассмотреть современные направления и виды техник травления стекла;

-ознакомиться с вариантами использования техники травления стекла в современном интерьере;

-разработать методические рекомендации по организации занятий «художественной обработки стекла» с учащимися в технике росписи по стеклу;

Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.

Предмет исследования: процесс выполнения травления ваз из стекла в технике матирования стекла пастой.

Были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: была проанализирована и изучена специальная и методическая литература.

- эмпирические: были рассмотрены и освоены технологические приемы травления стекла, что позволило выявить выразительность изделия и выполнить серию работ «Цветы».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены исторические и современные особенности травления стекла.

Практическая значимость в том, что выполнена серия работ «Цветы» в технике матирования стекла пастой и разработаны методические рекомендации кружковой работы в технике художественная роспись по стеклу, которые позволят овладеть учащимися СОШ интересным и увлекательным декоративно-прикладным направлением.

Работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава I. Вопросы истории и теории художественной обработки стекла

1.1 Исторические этапы развития и становления производства и обработки стекла

Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, и на поверхности изделия образовалась стекловидная пленка-глазурь. По другой легенде, первыми познакомившимися со стеклом людьми были купцы, путешествовавшие караваном по Аравийской пустыне. Среди прочих товаров они перевозили соду, и, остановившись на ночлег, обложили мешками с содой огонь, чтобы ветер не задул его. Проснувшись утром, они с удивлением обнаружили, что сода... превратилась в куски стекла. Несмотря на возможную долю вымысла — легенда есть легенда, — с точки зрения ученых, при уникальном стечении обстоятельств что-то подобное вполне могло произойти: песок плавится при температуре 1710 °С, но при добавлении к нему соды температура плавления существенно снижается (до 720 °С). Интересно, что в Месопотамии археологи обнаружили одно из древнейших изделий из стекла — стеклянные бусы, относящиеся примерно к 2450 г. до н. э., которые благодаря способу изготовления делают эту легенду вполне похожей на правду: бусинки представляли собой обработанные камнем осколки большой стеклянной глыбы [1, стр.0 ].

Согласно научным исследованием, изготавливать стекло первыми научились египтяне и жители Ближнего Востока, жившие примерно III-IV тысячелетии до н. э.. Первое стекло варили в горшках на кострах или в печах, подобно тому, как варят обычную похлебку. В сосуд помещали так называемую шихту — порошок из смеси песка, соды или золы, добавляя в качестве примесей мел, доломит, полевой шпат. От качества и способа приготовления шихты сильно зависели качества будущего стекла — прочность, прозрачность, цвет, химическая стойкость. Например, смесь из песка и соды позволяла получить не очень прозрачное мутное стекло, растворимое даже в обычной воде, но уже при добавлении к этому составу глинозема термическая и химическая стойкость, прочность и твердость стекла увеличивалась. Первое стекло, которое научился производить человек, было непрозрачным. Египтяне с его помощью часто имитировали различные камни — малахит, бирюзу. Состав стекла постоянно менялся, в него стали вводить дополнительные ингредиенты — окислы свинца и олова, а для окрашивания — соединения марганца и кобальта. Древним египтянам были известны два способа обработки стекла: пластическое формование и прессование, с помощью которых они изготавливали сначала лишь небольшие изделия. Впоследствии, когда люди догадались добавлять к трем компонентам красители (примерно за 1200 лет до н. э.), возникло цветное стекло. Сначала оно было в основном голубым, бирюзовым или зеленым, поскольку его получали добавлением меди и железа. В начале нашей эры в Египте появилось и синее стекло, окрашенное кобальтом.

В те времена стекло казалось людям божественным чудом: ведь оно было рождено землей и огнем и дало уникальными, противоречивыми свойствами: расплавленном виде было мягким, пластичным и прозрачным, а застывая, становилось твердым и с гладкой и блестящей поверхностью... Неудивительно, что в древности стекло часто оценивали выше родных металлов — золота и серебра, а умение изготавливать его считалось настоящим искусством. А старинная легенда гласит даже, будто во времена римского императора Тиберия (42 г. до н. э.), когда некий мастер случайно раскрыл секрет изготовления небьющегося стекла, ему пришлось поплатиться за это жизнью: император не желал, чтобы такое открытие привело к обесцениванию стекла.

Методы работы со стеклом постоянно совершенствовались. Литературные источники утверждают, что при раскопках городов Древней Италии, Помпеи и Геркуланум, погибших в 79 г. н. э. при извержении Везувия, были обнаружены цветные стеклянные, мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей, а также куски матового стекла. [1]

На рубеже нашей эры в технологии стеклоделия произошли коренные изменения: появились бесцветные стекла и изделия, получаемые выдуванием. В I в., нашей эры была изобретена стеклодувная трубка, помощью которой стало возможным создавать простую посуду. Интересно, что инструмент стеклодела за, тысячи лет не претерпел никаких изменений и не подвергся никаким усовершенствованиям: и сегодня мастера используют длинную железную трубку, покрытую деревом (чтобы не обжигать руки) и жженную на одном конце мундштуком, а на другом грушевидным утолщением для набирания стекла. Мастер нагревает на огне конец выдувательной трубки и окунает его в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Затем трубка быстро вынимается из печи, и стеклодел мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух. Таким способом создавались в древности и по сегодняшний день могут изготавливаться практически любые стеклянные изделия — и мелкая стеклянная посуда (цветные вазы, чаши, блюда, кубки), и большие зеркальные стекла.

В V-VII в. в Европе стеклоделие достигло наибольшего развития. Центром мирового стеклоделия постепенно становилась Византия, где мастера научились создавать не только прекрасные сосуды, но и смальту — небольшие куски цветного непрозрачного стекла, из которых складывали мозаику.

В начале XIII в. в руках венецианских стеклоделов оказались важные тайны ремесла, благодаря бесценным образцам восточного стекла, привезенным из Константинополя. С этого времени стеклянная промышленность Венеции начинает развиваться еще быстрее.