Смекни!
smekni.com

Символика цвета и ее роль в произведениях (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

1 Цветовая палитра 1 части

2 Изменение окружающего мира 2 части

3 Яркие краски сна «смешного человека» 3 часть

4 Цвета счастья «смешного человека» 4 часть

5 Светлая истина 5 часть

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Впервые фантастический рассказ «Сон смешного человека» был опубликован в «Дневнике писателя» в апреле 1877 года (ранний набросок датируется приблизительно первой половиной апреля, второй - концом апреля).

«Что касается жанра, то Достоевский «наполнил рассказ глубоким философским смыслом, придал ему психологическую выразительность и серьезное идеологическое значение. Он доказал, что рассказ способен решать такие проблемы высоких жанров (поэмы, трагедии, романы, повести), как проблема нравственного выбора, совести, истины, смысла жизни и судьбы человека».[1]

«Сон смешного человека» - это рассказ о нравственном прозрении героя посредством сна, об обретении им истины. Герой рассматриваемого нами рассказа решил застрелиться. Он потерял веру в Бога и в собственные силы, ему было всё равно, он устал быть посмешищем в глазах других. Случись что-нибудь ужасное, рухни весь мир, ему было бы всё равно. Поистине самое худшее состояние человека- это когда ему всё равно. У него нет цели в жизни, нет веры в себя, у него, попросту говоря, нет ничего.

Болезнь времени - болезнь духа и души: отсутствие высшей идеи существования. Это характерно для всеевропейского кризиса традиционной религиозности. А из неё, из этой самой «высшей идеи», из веры выходит весь высший смысл и значение жизни, само желание жить. Федор Михайлович Достоевский утверждал, что человек не в состоянии жить, если у него нет веры в Бога и в бессмертие души. Именно эту мысль показал читателю Достоевский в рассказе «Сон смешного человека». Все поступки, рассуждения смешного человека говорят нам о его отчаявшемся положении. До того момента, как он узнает истину, он - «мертвец» (человек без цели, без чувств, без желания жить), узнав же истину, он словно оживает, мир больше не видится ему в темных красках, теперь человек самое яркое, светлое и чистое в этом мире, он знает истину и хочет рассказать ее миру.

Произведение Достоевского «Сон смешного человека» очень хорошо изучено. Например, В.Я. Кирпотин писал:

«Смешной человек» отличается от других самоубийц Достоевского: Кирилов застрелился, чтобы доказать, что он – Бог; Крафт покончил собой от неверия в Россию; Ипполит пытался лишить себя жизни от ненависти к «слепой и наглой» природе; Свидригайлов не мог вынести собственной мерзости; «смешной человек» же не может выдержать психологической и моральной тяжести солипсизма».[2]

Лосский Н.О. выяснил: «Есть у Достоевского сны, которые остаются снами и только. На первый план в них выступает психологическое содержание, они имеют важное композиционное значение, но не создают «второго плана». В рассказе «Сон смешного человека» сон вводится именно как возможность совсем другой жизни, организованной по совсем другим законам, чем обычная жизнь (иногда прямо как «мир наизнанку»)».[3]

"Мучительно переживая свою вину в развращении и уничтожении «золотого века» на планете, «смешной человек» хочет искупить ее. Вопрос об искуплении своей вины, о муках совести ставил перед собой и пытался решить не только «смешной человек». Муки совести страшнее для человека, чем внешняя кара государственного закона. И человек, пораженный муками совести, ждет наказания, как облегчения своей муки"[4], - делился своим мнением О.Н. Осломовский.

После своего фантастического путешествия «смешной человек» убежден: «золотой век» возможен – возможно царство добра и счастья. Путеводной звездой на этом сложном, извилистом и мучительном пути становится вера в человека, в необходимость счастья человеческого. А путь к нему, как указывает Достоевский, прост до невероятности – « возлюби ближнего своего как самого себя».

Переверзев В.Р. писал: «Любовь наполнила душу «смешного человека», вытеснив оттуда тоску и равнодушие. Вера и надежда поселились в ней: «судьба не фатум, а свобода выбора между добром и злом, являющаяся сущностью человека».[5] Очищаются не душа, а дух, «изживаются» не страсти, а идеи – через деонисийскую поглощенность или, через утерю в них человеческого лица – утверждается в них человек, любовью соединенный с миром, взявший на себя всю полноту ответственности и вину за зло этого мира».

В произведениях Достоевского всегда большое значение уделено цвету и его психологическим свойствам. Именно поэтому целью данной работы является рассмотреть символику цвета в фантастическом рассказе «Сон смешного человека». При всей изученности произведения, этот вопрос по нашим данным нигде и никогда не рассматривался, возможно, у нас было недостаточно литературы, но как бы то ни было, мы решили поставить себе такую цель. Задачей является проследить, как по мере развития действия в рассказе происходит изменение цветового фона.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 Цветовая палитра 1 части

Действия рассказа начинаются в ноябре, а именно третьего ноября. Число три – символизирует обновление, решение. Также является христианским числом (Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух).

«Это было в мрачный, самый мрачный вечер, какой только может быть…»[6]. Даже дождь, и тот был холодным и мрачным. Мы видим, что повсюду черный мрачный цвет. Все пространство вокруг героя, да и сам внутренний мир его черный.

Черный цвет почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Он символизирует тьму смерти, отчаяние, горе. Смешной человек не видит всех красок и радостей жизни, для него мир- это огромное черное пятно, которое постоянно давит на него своей темной силой. «… ото всего шел какой-то пар, от каждого камня на улице…»(с. 426). Пар, как известно, полупрозрачный, почти белый, но в сочетании с черным цветом становится серым.

Серый цвет обозначает отречение, смирение, безразличие. Это цвет, который наиболее часто означает бесцветность. Как цвет праха, он иногда ассоциируется со смертью, трауром, душой. «…что если б потух везде газ, то стало бы отраднее, а с газом грустнее сердцу…» (с. 426-427). Ко всей этой картине добавляются газовые светильники, газ в них горит голубым цветом.

Голубой - символ чистоты. Герой хочет, чтоб везде потух свет, и стало бы отраднее. Это еще раз показывает нам, что весь душевный мир героя составляют одни лишь черные и серые цвета. И он не хочет, чтобы в его «черном» мире, где он страдает от насмешек окружающих, был хоть один намек на чистоту. Все вокруг героя черно, даже небо и то ужасно темное с разорванными облаками, между ними бездонные черные пятна. И вдруг, среди всей этой жуткой черноты герой видит звездочку (желтый). «Вдруг я заметил среди этих пятен звездочку и стал пристально глядеть на нее» (с. 427).

Желтый самый противоречивый по своей символике – от позитивного до негативного, в зависимости от контекста и оттенка. Теплые желтые тона разделяют солнечную символику золота (свет, тепло, радость). Холодный желтый означает предательство, смирение и трусость.

Можно предположить, что именно из-за того, что звезда светила холодным светом, смешной человек и решил, в конце концов, застрелиться. Звезда обозначает превосходство, предводительство, устремленность. Поняв, что даже звезды, которые находятся так далеко от земли, превосходят «смешного человека», он решается на самоубийство.

На улице смешной человек встретил девочку, которая молила о помощи, но он прогнал ее. В последствии именно эта девочка «спасет» его от смерти.

Герой пришел домой, поднялся на пятый этаж. Комната «смешного человека» полностью соответствует душевному миру героя - она маленькая, бедная и такая же темная, как и мир героя. В ней очень мало света, так как единственный его источник - это чердачное окно и свечи. «Комната у меня бедная и маленькая, а окно чердачное полукруглое» (с. 428).

Свеча – как образ духовного света в руках невежества. В более частном смысле, свеча краткостью своего существования символизирует одинокую трепетную человеческую душу.

«Смешной человек» сел за стол и зажег свою свечу…». Огонь – очищение, откровение, возрождение, духовный порыв. «… Свечка сгорает в ночь вся…» (с. 428). Таким образом, видно, что герой живет только ночью, когда рядом с ним свеча.

Именно в эту ночь третьего ноября он положил себе застрелиться. Почему ночью и в полном одиночестве? Наверно потому, что «смешной человек» всю жизнь погружается во тьму и захотел умереть там же, а в одиночестве, потому что боялся, что своим поступком он еще больше всех рассмешит, да и, в конце концов, он был просто одинок по жизни. Даже ту девочку он отогнал, оттого что не привык быть кем-то значимым и важным в жизни.

2 Изменение окружающего мира 2 части

Мысли «смешного человека» полны красок, он рассуждает о мире и понимает, что никакого мира не будет, если он застрелится по крайне мере для него. Угаснет его сознание, угаснет и мир. Здесь «смешной человек» уже представляет мир, как нечто светлое, но он еще все равно думает о своем угасании - тьме. «Например, мне вдруг представилось одно странное соображение, что если б я жил прежде на луне или на Марсе» (с. 430)

В его рассуждения входит все больше и больше красок. Вновь появляется желтый цвет (луна) и вдруг красный (Марс). Красный цвет – активное мужское начало, цвет жизни, огня, энергии, опасности, революции, эмоций. Красный – эмблематический цвет как богов солнца, та и богов войны и власти в целом.

«Смешной человек» постепенно выходит из своего темного царства, в нем пробуждаются краски жизни. Он думает о Земле, как о месте своего изгнания, как об очередной каторге, которую ему приготовила судьба. Хотя зеленый цвет в основном позитивный символ, здесь он ассоциируется у героя, как ужасное, неродное место. «Я заснул совершенно мне неприметно» (с. 430). И это действительно так, ведь до этого дня «смешной человек» не спал вовсе. Уже только поэтому для него данный сон является святым и неприкосновенным, негасимым. Свою жизнь он хотел погасить, словно свечку, а сон для него является жизнью. Поэтому он не сразу осознает, что пересек границу между реальностью и сном.