Смекни!
smekni.com

Следы исчезнувших культур (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Пензенский филиал

Кафедра

ДОКДАД

по дисциплине: «Развитие русского языка»

по теме: «Следы исчезнувших культур»

Выполнил: ст.гр. 05И1

Тарасова Н.С.

Проверил:

2007


Оглавление

Оглавление ............................................................................................ 2

Введение ................................................................................................ 3

«Ольмекская проблема»........................................................................ 4

Памятники Северной Америки.............................................................. 6

Знания древних египтян......................................................................... 7

Древнейшая культура эпохи Шумера................................................ 10

Легенда о всемирном потопе............................................................... 13

Список используемой литературы...................................................... 15


Введение

Без достижений древних цивилизаций,

наш мир немыслим ни в одном своем звене.

В мире существует множество различных культур. Все они уникальны и не похожи друг на друга, но, несмотря на это, у них, практически у всех, есть одна общая черта – все они являются наследниками древнейших культур и цивилизаций.

Многие из «истоков» сейчас исчезли и были забыты, но их следы остались в существующих культурах.


«Ольмекская проблема»

К числу наиболее значительных мезоамериканских культур классического периода относятся теотихуаканская (Центральная Мексика) и майяская (южномексиканские области, Белиз, Гватемала, запад Сальвадора и Гондураса). Но прежде несколько слов о «первой цивилизации» Мезоамерики – культуре «ольмеков» на южном побережье Мексиканского залива (Табаско, Веракрус). Население этих областей в начале Iтыс. до н.э.(800-400 гг. до н.э.) достигло высокого уровня в культуре: в это время появляются первые «ритуальные центры» в Ла-Венте, Сан-Лоренсо и Трес-Сапотес, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами преимущественно мифологического и религиозного содержания.

Среди последних выделяются гигантские каменные антропоморфные головы в шлемах, вес которых иногда достигает 20 тонн. Для «ольмекского» стиля искусства характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом ее была фигура плачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти «младенцы-ягуары» украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные топоры-кельты (у «ольмеков» существовал культ каменного топора как символа плодородия), и гигантские базальтовые стелы. Другой примечательной чертой «ольмекской» культуры был следующий ритуал: в глубоких ямах на центральных площадях поселений устраивались тайники с приношениями богам в виде отесанных блоков нефрита и серпентина, топоров-кельтов и статуэток из тех же материалов общим весом в десятки центнеров. Эти материалы доставлялись в «ольмекские» центры издалека: например, в Ла-Венту – с расстояния 160 и даже 500км. Раскопки выявили и гигантские головы, и ряды ритуально захороненных могущественных скульптур в чисто «ольмекском» стиле.

По серии радиоуглеродных дат это относится к 1200-900 гг.до н.э. Именно на основе вышеприведенных данных и была сформулирована гипотеза о том, что «ольмеки» - создатели самой ранней цивилизации Мезоамерики (1200-900 гг. до н.э.) и уже от нее происходят все остальные высокоразвитые культуры Мезоамерики – сапотекская, теотихуаканская, майя и др. Вместе с тем сегодня приходится говорить о том, что «ольмекская» проблема еще весьма далека от своего решения. Мы не знаем об этнической принадлежности носителей этой культуры (термин «ольмеки» заимствован от названия тех этнических групп, которые обосновались на южном побережье Мексиканского залива накануне конкисты). Нет ясности по поводу основных этапов развития культуры «ольмеков», точной хронологии и материальных признаков этих этапов. Неизвестна и общая территория распространения этой культуры, ее социально-политическая организация.

Культура «ольмеков» со всеми ее проявлениями отражает длительный путь развития: от конца II тыс. до н.э. до середины – последних веков I тыс. до н.э. Можно предполагать, что «ритуальные центры» с монументальной скульптурой появляются Веракрусе и Табаско примерно в первой половине I тыс. до н.э. (возможно, даже и в 800 г. до н.э.), как в Ла-Венте. Но все, что представлено там археологически в 800-400 гг. до н.э., вполне соответствует уровню «вождеств», «союзов племен», т.е. заключительной стадии первобытнообщинной эпохи. Показательно, что первые известные нам образы письменности и календаря появляются на «ольмекских» памятниках только с I тыс. до н.э. ( стела С в Трес-Сапотес и др.). С другой стороны, такие же «ритуальные центры» с пирамидами, монументами и календарными иероглифическими надписями – представлены в Оахане сVII - VI вв. до н.э., а без надписей – в горной Гватемале, у предков майя.

Появившись в Табаско около 4 тыс. лет назад, за 2 тыс. лет до н.э. они распространили свое культурное влияние на огромный регион и исчезли, чтобы уступить место иным цивилизациям. Это позволило выдвинуть гипотезу (А.Касо, в 1941г.), суть которой заключается в тезисе об ольмекской культуре как проматери более поздних культур – майяской, теотихуаканской, сапотекской и т.д.

Центр, из которого распространилось это влияние, известен под названием Ла-Вента. Другими важными центрами той же культуры были Трес-Сапотес в Табаско и Сан-Лоренсо. Ольмекские мудрецы достигли высочайших успехов в счете, составлении календаря, астрономических наблюдениях, иероглифической письменности и гомеопатии.

Хотелось бы отметить еще одно явление, распространенное в те времена – это игра в мяч, внешне похожая на современный баскетбол. Игроки должны были попасть мячом в каменное кольцо, прикрепленное к стене стадиона – специального игрового поля. При этом они должны были касаться мяча не руками, не ступнями, а лишь бедрами, ягодицами, плечами и локтями. Для обеспечения своей безопасности члены «команд» надевали специальную защитную одежду – маску и нагрудники. При этом они становились похожими скорее на бейсболистов. Некоторые полагают, что в конце игры победитель отрезал побежденному голову – наподобие гладиаторов римского Колизея. Однако в данном случае речь могла идти лишь о религиозном жертвоприношении. Само соревнование носило ритуальный, магический характер. Ритуал этот теснейшим образом был связан с культом плодородия земли - изображения сцен игры и обезглавливания всегда содержали элементы растительного орнамента.

Во главе общества стояли жрецы-астрономы. Только в классовом государстве возможно появление церемониального центра, подобно Ла-Венте. Социальной и производственной основой этого общества были земледельцы. Между верхушкой и земледельцами размещался слой, состоявший из ремесленников (камнетесов, гончаров, столяров), слуг, актеров, торговцев. Простое перечисление секторов хозяйства того общества способно воссоздать картину его экономики, основанной на земледелии и развитом ремесле. Причины подобной концентрации власти преимущественно в руках жрецов, как и ее истоки, следует искать в земледельческом характере самой религии ольмеков.

В ольмекском пантеоне главенствовал культ бога-ягуара, породивший позже культ бога дождя.

Памятники Северной Америки

Древние памятники Северной Америки соответствуют сравнительно первобытному состоянию. Они разделяются на три группы. Первая начинается на востоке у истоков Аллегани в штате Нью-Йорк и тянется на юг от озера Эри до Миссури; вторая идет от Техаса на Мексиканском заливе до Южной Каролины; третья находится на Миссисипи и ее притоках, в штатах между Аппалачскими горами и Мексикой. Эти памятники состоят из валов и курганов, возведенных из земли или камня или из того и другого вместе и встречающихся в таком множестве, что были даже попытки признать их делом самой природы. В одном только штате Огайо существуют до сих пор около 10000 курганов и 1500 городищ. Курган Кагокиа в Иллинойсе, напротив Сан-Луи, имеет 220 м в длину, 160 м в ширину при основании и 29 м в высоту. Он занимает более 3 гек. земли, а в объеме равняется 600000 куб.м. В графстве Адамс находится вал в 2,5 км, со рвом 20 м в ширину, который выложен в некоторых местах камнем. К западу от Миссисипи группировка этих холмов позволяет заключить, что они представляют собою следы древних городов (в Миннесоте, Миссури и Арканзасе). При устьях рек с широкими плодородными равнинами находятся самые большие курганы; многие из них, как удобные местности, были избраны для позднейших поселений, как то: Мариетта, Нью-Йорк, Портсмут и Цинциннати в Огайо, Луисвиль в Кентукки и Сан-Луи в Миссури. Городища, построенные для защиты или чтобы служить алтарями, имеют по большей части правильную форму (квадратов, кругов, параллелограммов, эллипсов и многоугольников) 1,5—12 м в высоту и обыкновенно заключают пространство в 40—500 ар, а некоторые и более, даже до 80 гектар. Почти всегда находятся в них одна или несколько цистерн. Оборонительные сооружения, возведенные на их высотах, небольших мысах, высоких речных берегах или полуостровах рассчитаны, по-видимому, не столько для отражения неприятелей, сколько для охраны имущества. Алтари же, всегда небольших размеров, по большей части квадратной формы, расположенные отдельными или соединенными между собою кругами или частями круга, имеющими 76—95 м в поперечнике, окружают при этом один или несколько курганов и лежат обыкновенно внутри более обширных городищ. Весьма часто в этих курганах находят также костяки. Подобно европейским могилам древних языческих народов, американские курганы своею высотой и величиной выражают также степень важности лица, в них похороненного. В Граве-Крике близ Паркерсбурга, в Западной Виргинии, нашли могилу высотой 22 м, а в Миамисбурге, в Огайо, другую могилу, в 21 м.