Смекни!
smekni.com

Творчество Пабло Пикассо (стр. 4 из 6)

В 1935 году Ольга покидает Пикассо, начинается волокита бракоразводного процесса. Она уезжает на юг Франции, хочет спрятаться, поменять обстановку, никого не видеть, но не перестает думать о нем.

Она чувствует, что продолжает любить Пикассо, издалека следит за его творчеством, удивляясь с какой легкостью он меняет подруг: Мария -Тереза Вальтер, Дора Маар, Франсуаза Жило...

Длительный бракоразводный процесс окончился в 1955 году – в день ее смерти... Она умерла Ольгой Пикассо, официально оставаясь женой художника, как будто давая ему понять, что продолжала любить его все эти годы.

4. Сюрреализм (1925 - 1936)

"Красота будет конвульсивной, или ее не будет" - сказал Андре Бретон, основоположник сюрреализма, течения в искусстве, ставившего своей задачей постижение истинных глубин художественного творчества посредством проникновения в мир снов и бессознательного.

В 1925 году Пикассо написал картину "Танец" (см. приложение 1). Агрессивная, болезненная, с деформированными фигурами, она отражает тяжелый период в семейной жизни художника и одновременно провозглашает новый перелом в его творчестве. Пикассо близок к сюрреалистам, но у него всегда свой путь.

Работы этого периода: "Купальщица, открывающая кабинку" (1928), "Фигуры на пляже" (1931), "Женщина с цветком" (1932) и другие.

В холодный январский день 1927 года Пикассо встретил семнадцатилетнюю Марию Терезу Вальтер. Он приобрел для нее замок Буажелу и там она стала его единственной моделью и героиней нескольких его известных работ, например "Зеркало" (1932, частное собрание) (см. приложение 1), "Девушка перед зеркалом", (1932, Музей современного искусства, Нью-Йорк); с нее также сделана скульптура "Женщина с вазой" (теперь эта скульптура стоит на могиле художника). В 1935 году Мария-Тереза родила дочь Майю, но к 1936 году Пикассо расстался с ней.

В 1930-1934 годах Пикассо увлекается скульптурой и создает ряд скульптурных работ в духе сюрреализма: "Лежащая женщина" (1932), "Мужчина с букетом" (1934), а также с помощью своего испанского друга-скульптора Хулио Гонсалеса сооружает различные металлические абстрактные конструкции. В те же 30-е гг. он создает ряд гравюр-иллюстраций к "Метаморфозам" Овидия (1930) и произведениям Аристофана (1934), свидетельствующих о том, что классика всегда была для него сильным источником вдохновения.


5. Источники вдохновения.

§1. Пикассо – скульптор.

Существует общая тенденция оценивать искусство Пикассо почти исключительно в свете его живописи, придавая его работе над скульптурой лишь второстепенное значение и рассматривая ее чуть ли не как хобби художника. Однако же по его скульптурным произведениям можно в полной мере оценить творческую силу этого трудолюбивого и вдохновенного мастера.

Можно было бы предположить, что живописцы-кубисты, как Лоранс и Брак, создадут выдающиеся скульптурные произведения. Но ни один из них даже не приблизился к Пикассо ни по качеству, ни по количеству своих работ. Пикассо был одним из величайших живописцев нашей эпохи, но он мало заботился о чисто живописной стороне своих произведений. Именно в этом заключалось его основное расхождение с его другом Матиссом. Полотна Пикассо порой кажутся руководством по живописи, нежели работами, созданными с любовным прилежанием. Результаты, которых он добивался, возможно, могли бы быть достигнуты более прямо – языком скульптуры. Пикассо был далек от академической ортодоксальности: заменял совершенно чуждый ему каррарский мрамор различными бросовыми материалами – жестью, камнями, проволокой, деревянными планками, лоскутьями, которые он покрывал краской, как ему позволяла фантазия. Пикассо обладал необычным даром преобразования любых отходов в шедевры.

В период «синтетического кубизма» Пикассо поразил мир обилием своих изобретений, хотя многие из них мало известны, так как сделаны были из хрупких, недолговечных материалов.

Выставка в Гран-Палэ в Париже в 1979 г. так называемого «завещания Пикассо» (работы, переданные наследниками Пикассо государству Франции в уплату налога на наследство) дала возможность увидеть множество произведений, выполненных из таких материалов, как картон, жесть, дерево, бумага. Некоторые из этих работ были малы, и, вероятно, хранились художником в упаковочных ящиках с момента завершения чуда их творения. Музыкальные темы кубических натюрмортов, написанных маслом, воскресают с новой силой и интенсивностью, будучи выражены в этих бросовых материалах.

«Голова быка» отмечает начало весьма успешного и плодотворного периода в живописном и пластическом творчестве Пикассо, когда его оптимизм, казалось, не имел границ. Вступление его во Французскую коммунистическую партию вдохновило его на создание голубей мира, а его дочь, родившаяся в 1949 году, носит имя Палома, что по-испански означает голубка.

Пикассо сотворил целый мир бестиарий из фигур домашних животных и сов – серьезных и комичных. Среди этих фигур подымает свои рога «Коза» из пальмовых листьев и ивовых прутьев. Это более натуралистическое и менее интеллектулизированное искусство отражало всеобщую тенденцию послевоенных лет, но оно вскоре было поглощено неодолимой новой волной захлестнувшего мир абстракционного искусства.

Общий обзор творчества Пабло Пикассо в области скульптуры приводит к выводу, что оно было таким же поразительным и столь же насыщенным открытиями, как и его живопись. В последние годы жизни он почти не работал в скульптуре, требующей значительно больше физических усилий, чем рисунок или гравюра, на которых он в основном сосредоточил свое внимание.

Пикассо ни когда не вызывал скуку, так как сам никогда не скучал. В его скульптуре всегда ощущаешь свободу и импровизацию, она далека от академической торжественности, так часто присущей этому виду искусства. Вот почему Пикассо поражает нас чудом воскрешения отслуживших вещей, перевоплощением отжившего, оживлением будничности.

Несмотря на неоднократное упоминание влияния негритянской культуры, в произведениях Пикассо превалирует дух классики, атмосфера Средиземноморья, что особенно ощутимо в его женских статуях, которые он, для того чтобы их выявить наилучшим образом, лепит, перекручивает.

§2. Искусство Африки в творчестве Пикассо.

В 1906 году Пикассо работал над портретом Гертруды Стайн¹. Он переписывал его около восьмидесяти раз и, по воспоминаниям самой Гертруды Стайн (см. приложение 1), в итоге Пикассо сказал ей в ярости: "Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас". и оставил работу над портретом. Это был переломный момент в его творчестве и отсюда начался путь Пикассо от изображения конкретных людей к изображению человека как такового и к форме как к самостоятельной структуре. Пикассо требовались подтверждения его пути в общем развитии мирового искусства и новые впечатления для обретения новой творческой энергии и открытие наукой того времени целого пласта африканской культуры послужило толчком и для творчества художника. Особенно он интересовался африканской скульптурой и масками, он считал их наделенными магической силой и нашел в них чувственную простоту форм.

__________________

¹Гертруда Стайн - американская писательница.

Скорее всего именно эти "африканские влияния" и определили окончательный вариант портрета.

Когда в мае 1907 Пикассо случайно зашел в Этнографический музей в Париже (ныне Музей Человека) в старом дворце Трокадеро и впервые увидел маски народов Африки, Океании, Карибского бассейна и Америки, на него все это произвело огромное впечатление. Если взять это событие за отправную точку, то можно выдвинуть несколько гипотез, которые способны пролить свет на различные стадии, взлеты и пути развития творчества Пикассо, на то скрытое влияние, которое сказалось на его многочисленных и самых различных формах работ как до, так и после его «африканских» периодов.

Все элементы космогонии африканского искусства, все темы, красной нитью проходящие сквозь творчество Пикассо объясняются магическими атрибутами негритянской культуры.

Во-первых, важность деталей, так как именно за простыми вещами и жестами, за банальностью и тривиальностью повседневной жизни каждого существа прячется или скрывается суть Человека и Природы. В африканской традиционной культуре высшее значение облачено в скромные одежды.

Во-вторых, женщины, символизирующие плодородие и источник жизни, которые в определенное время могут быть воплощением порчи и зла.

Дети тоже играют не последнюю роль в традиционных африканских верованиях, символизируя свет истины; не только семья, но и все члены общины должны принимать участие в их воспитании, что бы получить тот сложный «классический шедевр», которым должен стать каждый ребенок на благо всего общества.

И, наконец, животные, которые в верованиях африканцев олицетворяют добро или зло, в зависимости от вида. Они очень часто появляются в работах Пикассо.

Сила африканской концепции искусства, которую столь блистательно воспринял Пикассо, заключается в том, что оно существует в связи с повседневным отношением к жизни, использующим символы для защиты от дурного глаза, чуждых, злых сил. Сохраняя и укрепляя свою культурную самобытность испанца, Пикассо вместе с тем «рационально» ассимилировал африканское искусство. Так что, когда мы ищем его в Африке, то находим в Испании. Творчество Пикассо, рисовавшего все, говорит нам о том, что специфическое и всеобщее, человеческая разобщенность и людская солидарность – это всего лишь два аспекта простой реальности, которая находит свой синтез только в искусстве.

§ 3. «Авиньонские девицы»

Вернувшись осенью 1906 года в Париж после проведенного лета в испанской деревушке Госоль, Пикассо начинает писать «Авиньонских девиц» (см. приложение). В начале 1907 года картина завершена.