Смекни!
smekni.com

Технические средства в работе музея (стр. 1 из 3)

1. Технические средства в работе музея

Современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техники предназначена для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются как вспомогательные средства:

· Облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);

· Поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);

· Зачастую непосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показ кинофрагментов в Музее кино) и т.п.

Музейные web-сайты и CD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажном носителе.

В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации.

Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта. Например, в 2003 году Музей этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторый текст. Это выступление неверно было бы назвать "комментарием", т.к. в рамках эстетики постмодернизма оно оказывается равноправной частью произведения, не менее значимой, чем сам предмет, созданный руками художника. Более того, в данном случае материальный и мультимедийный объекты неотторжимы друг от друга и не могут быть предъявлены зрителю по отдельности.

Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:

· Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)

· Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)

· Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)

· Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)

· Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)

· Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)

И, наконец, наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции (демонстрация работы доменной печи, молекулярных процессов, извержения вулкана, геологической структуры Земли и др.). Понятно, что все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественнонаучных и технических музеях (виртуальная сфера в Музее компании "Татнефть"), но встречается также в музеях художественного и исторического профиля (Музей импрессионизма в Овере, Франция; Музей М.Т.Калашникова; медиа-инсталляция в Музейном центре "Наследие Чукотки").

Электронные экспозиции могут по-разному соотноситься с экспозициями реальными, в которые они встроены:

· Пояснять представленные материалы;

· Облегчать посетителю ориентацию в пространстве;

· Привносить элементы игры и развлечения.

В 2004г в Ижевске открылся созданный при поддержке РАО ЕЭС России музей знаменитого конструктора-оружейника М.Т.Калашникова. Главными средствами организации экспозиционного пространства стали видео- и мультимедийные программы, которые демонстрируются в информационных киосках, на плазменных панелях и проецируются на стены залов. С их помощью удалось реализовать концепцию музея «от первого лица» - когда сам герой рассказывает посетителю о своей жизни. Отрывки из мемуаров Калашникова и видеозаписи его рассказов чередуются с кадрами кинохроники, показывающими самого Михаила Тимофеевича, его изобретения и исторические события, на фоне которых разворачивалась его деятельность. В данном случае видео- и мультимедийные программы оказались в экспозиции едва ли не единственными подлинными объектами. Все остальное (средовой материал, муляжи оружия, дизайнерские инсталляции), скорее, создает фон, среду, в которой предъявляются электронные экспонаты.

В 2005г в Анадыре открылся музей «Наследие Чукотки». По утверждению прессы, это самый высокотехнологичный музей России. Сегодня здесь представлена экспозиция «Точка отсчета». Это экспериментальная работа – исследование «краевых и пограничных» эффектов в природе, экономике и культуре Чукотки, выполненное средствами медиа-искусства.

Все экспонаты представляют собой экранные изображения (документальные и художественные кино-, видео- и фотоматериалы, произведения компьютерной графики, анимации, web-дизайна). Экспозиция управляется посредством трех информационных сенсорных киосков. Содержимое электронных витрин (их образуют сдвоенные плазменные панели) непрерывно трансформируется. Программа построена таким образом, что может работать как в автономном режиме, так и подчиняясь запросам посетителя.

Впервые в отечественной практике внедрен новый инструмент адаптации музейных объектов для различных категорий посетителей, разных способов и уровней их восприятия.

2. Развитие информационных технологий в Российских и зарубежных музеях

Музей должен не только хранить, изучать и вести учет коллекций, доверенных ему государством, но и демонстрировать их посетителям. Поэтому сейчас необходимо использовать новые информационные технологии в экспозиционно-выставочной работе. В работе отечественных музеев используются типовые проекты АИС адаптируемые к конкретным музеям.

ОАО "Альт-Софт" с 1991 года занимается разработкой, внедрением и сопровождением комплексной автоматизированной музейной информационной системы КАМИС. Система работает в 32 музеях России - от небольших городских краеведческих музеев до всемирно известных Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея- заповедника.

Рассмотрим основные направления компьютеризации музейной деятельности.

Автоматизация трудоемких ручных процедур, связанных с подготовкой документов и обработкой информации об экспонатах музея.

1. Учётно-хранительская работа:

регистрация новых поступлений в фонды музея;

оформление движения музейных предметов;

приём на временное хранение и возврат владельцам;

исключение музейных предметов из учетной документации;

составление топографических описей;

ведение различных картотек;

проведение сверок.

2. Реставрационная деятельность

ведение картотек сохранности;

составление реставрационных паспортов.

3. Научная работа

составление научных описаний и ведение инвентарных книг;

подготовка каталогов;

анализ коллекции, подбор и подготовка материалов для публикаций и выступлений.

4. Выставочная и экспозиционная работа

подбор экспонатов для выставок;

подготовка выставочных каталогов и сопроводительной документации.

5. Создание сводного каталога музейных собраний

в рамках одного музея;

на региональном уровне;

на федеральном уровне - создание государственного каталога музейных ценностей.

6. Пропаганда музейных коллекций.

подготовка публикаций;

создание мультимедийных компакт-дисков;

подготовка Интернет-сайтов;

разработка интерактивных систем для посетителей.

Все перечисленные задачи тесно связаны между собой. Первичное описание музейного предмета дополняется на этапе регистрации сведениями из учетных документов (информацией об источнике поступления, учетными номерами, развернутым описанием и т.п.). В последующем, на этапе научной обработки вносятся данные об истории бытования и литературных источниках, уточняется атрибуция. При подготовке выставок и публикаций информация о произведениях пополняется и развивается. Оформление выставочных документов дополняет сведения об экспонировании, а реставрационных - данные о сохранности.

Однако все эти сведения, как правило, хранятся в различных местах, многократно дублируются и нередко противоречат друг другу. Включение компьютеров в качестве электронных пишущих машинок в отдельные звенья этого процесса лишь несколько облегчает подготовку отдельных документов.

Только создание комплексной информационной технологии, обеспечивающей реализацию основных операций на единой музейной базе данных, организующей и упорядочивающей все процессы подготовки документов, способно дать реальную экономию трудозатрат и привести к созданию сводного каталога музейного собрания.

Из созданной коллективными усилиями базы данных коллекции формируются материалы для публикаций, необходимые данные могут быть переданы в региональные и федеральные информационные центры, а также представлены в Интернете.

Однако существует ряд проблем внедрения новых информационных технологий:

1. Разрыв между технологическими новациями и готовностью музеев к их применению.

2. Финансовые и организационные проблемы музеев по применению новых технологий.

3. Информационные проблемы: унификация описания, достоверность информации, проблемы изученности коллекции, и т. п.

В последние годы возрос процент посещения музеев «неорганизованными» посетителями (в частности, туристами), которые сами прокладывают себе маршрут, опираясь на сведения о культурных достопримечательностях региона, полученные главным образом из Интернета. Музей должен научиться управлять этой информацией. И, в первую очередь, делать это с помощью своего сайта. Сайт музея кроме информации, которая уже упоминалась, должен включать сведения о местонахождении музея, проезде, инфраструктуре населенного пункта и т.д., а также показывать наиболее значимые, привлекательные экспонаты, хранящиеся в музее.