Смекни!
smekni.com

Трансформация сути вещи в контексте потребительского общества (стр. 1 из 3)

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Трансформация сути вещи в контексте потребительского общества»

Оглавление

Введение

1. Потребление и его роль в искусстве (поп-арт)

1.1. Потребление и общество потребления

1.2. Поп-арт. Краткий обзор направления. Идеяпотребления

2.Трансформация вещи

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Что есть потребление? Насколько люди зависимы от него? Мы все живем в современном мире, составной частью которого является потребительское общество. Мы углубились в него настолько, что избавиться от него уже не в силах. Да к тому же, стоит учитывать, что многие и не осознают существенной роли «потребления» в их жизни, потому как оно является стихией, в которой все мы живем и существуем, частичкой нас самих.

Однако если ранее вещи представляли собой часть интерьера, то теперь это предметы, обладающие своей личностью. Они самостоятельны. Они изменчивы. И изменились они настолько, что теряют свою истинную сущность, ту функциональность, которая была им свойственна, до появления направления Поп-Арта в искусстве. Да, именно со времени появления данного течения, изменилось и отношение к самым простым вещам (начиная от продуктов и заканчивая предметами быта). А возникло оно как реакция на абстракционизм, как отрицание беспредметничества. В результате чего в поп-искусстве мы видим незамысловатые и иногда часто повторяющиеся изображения обычных банок, либо портреты идолов 50-60ых годов. Не стоит искать в этих работах какой-либо глубокий смысл. Они банальны до невозможности. Художники с иронией отнеслись к кубизму, сюрреализму, абстракционизму, в результате чего и появилось данное течение.

Значение вещей пересмотрелось и выставилось на обозрение людей под разными углами и вариантами. Художники стремились показать в своих работах то, как может меняться сущность предмета, если его немного изменить – с помощью другого цвета, материала или даже технических средств исполнения.

И большинство приняло это направление как должное, как нечто новое и свежее. Тогда же и началось формироваться потребительское общество.

Сейчас же потребительское общество – это как нечто само собой разумеющееся. Потребление представляет собой неотъемлемую часть нашей жизни, и для некоторых это цель существования. Однако не стоит забывать, что любая вещь – это не только символ-знак потребительского общества, но и то, что может составлять искусство.

Таким образом, в данной работе показано то, что вещи – это не только предметы-символы потребительского общества, но и частичка искусства.

Сама курсовая работа включает в себя краткий экскурс в само направление Поп-Арт, так как он явился началом того, что мы имеем сейчас, и идею потребления в современном обществе.


1. Потребление и его роль в искусстве (поп-арт)

1.1. Потребление и общество потребления

В современном обществе вещи не просто являются предметом использования для жизненных нужд. Они не являются отличительным знаком личности, или для подчеркивания престижа и богатства.

Понятие потребления относится не только к вещам, но и к людям и ко всему миру.

Объектом потребления являются не вещи, не материальные блага, не еда или одежда, которые мы покупаем каждый день или на праздники, в честь каких-либо отношений. Нет, они образуют лишь объект потребности, то есть то, что человеку необходимо и что он хочет получить для удовлетворения своих желаний.

Потребление – это, прежде всего, потребление знаков и символов, а знак и символ – это вещь (мебель, дом, машина, еда и так далее), приобретшая новый, иной от истинного, смысл. К примеру, в отличие от ранних времен, сейчас люди знакомы с понятиями моды и стиля и, благодаря различным дизайнерским разработкам и технологическим возможностям за достаточно недолгое время сшить большое количество разнообразной одежды, одежда перестала нести свой первоначальный смысл. Теперь же ее выбирают, исходя не из комфортности и универсальности, а обращая внимание в первую очередь на стильность, эффектность, отодвигая ее удобство на задний план.

Таким образом, чтобы стать объектом потребления, вещь должна сделаться знаком, то есть тем, что не имеет отношения к ее прежнему смыслу и предназначению. Новый ее смысл рождается в системе вещей, под воздействием других вещей-знаков. То есть, если опять же возьмем пример с модой, дизайнерские разработки (порой просто невероятные по своему внешнему виду и функциональности) указывают моде путь на те коллекции, которые, вероятнее всего, будут наиболее актуальны в предстоящем году. Мебель и атрибуты интерьера, которые, по задумкам дизайнеров-архитекторов, привносят в дом уют, тепло и гармоничность; кольца и подарки в знак идеи существовавшей некогда любви и прочее, - все это лишь предмет, подразумевающий идею возможных чувств, переживаний, ощущений. Именно теперь вещь получает свою индивидуальность, самостоятельность, и выдвигается на первый план.

Как уже упоминалось чуть выше, теперь даже отношения становятся чем-то отсутствующим. Есть только их идея, но самих их нет. Различные вещи (будь то, к примеру, подарок на юбилей или уютная обстановка в доме) содержат в себе идею возможных отношений, но, увы, не претворенную в жизнь людьми. Как правило, идея отношений выражается через определенный набор вещей-знаков, что очень хорошо заметно на примере семейных пар.[1] Таким образом, идея отношения (вне зависимости от ее рода) «потребляется» через вещи, что говорит об отсутствии реальных переживаний.

Ранее, до абстрактного искусства, вещь находилась в тени человека, являлась своеобразным декоративным дополнением к композиции картины. Но теперь, из-за оказавших значительное влияние Дадаизма, Кубизма и Сюрреализма, сложилась нечто новое, нечто непрерывное, что продолжает существовать по сей день, и является для большинства людей смыслом жизни.

Как писал Андрей Приепа в своей статье «Производство теории потребления»: «Я начинаю потреблять не тогда, когда зарабатываю «свой первый миллион», а тогда, когда обнаруживаю у себя желание стать обладателем некоего товара или услуги». И действительно так. В потребительском обществе люди работают не для того, чтобы поддержать свою жизнь или жизнь своих близких, но ради приобретения возможности потребления. То есть важна сама идея, процесс, его переживание, а не результат. Даже образование теперь несет в себе возможность потребления, это один из компонентов современного потребительского общества. Люди получают образование не ради знаний и их применения на практике, а ради продвижения вверх по карьерной лестнице и получения возможности приобретения как можно большего количества средств для, опять же, возможности потребления.

Вначале у человека появляется идея, мысль, так называемый «проект» того, что он желает приобрести. Но, такой процесс конечен. Имеется ввиду, что желание приводит к приобретению и зачастую желание и ожидание переживается ярче и приятнее, чем само приобретение, то есть чем сам результат. И на этом приобретении «проект» заканчивается. Однако так как человеческое существо постоянно чего-то жаждет, следовательно, на окончании одного «проекта» появляется новый. Теперь самое время отметить одну из самых важных черт потребления – оно основано на постоянной нехватке, на желании того, что отсутствует. Следовательно, оно непрерывно и у него нет границ. Если бы мы потребляли лишь материальные блага, а не вещи-знаки, то когда-нибудь наступил бы предел, так называемое «перенасыщение». И мы бы получили удовольствие от результата большее, чем от самого процесса. Но, как уже говорилось чуть выше, человек постоянно стремится потреблять все больше и больше, следовательно, этого конечного удовлетворения не наступает. Такова сущность потребления. Остается лишь разочарование и желание чего-то нового, другого.

Но результат, то есть получение этой покупки, или того, что человек так жаждал всем своим существом, практически всегда разочаровывал, не давал большей радости, нежели мысль о приобретении. Потребление неистребимо потому, что у человека, потребителя, постоянно существует некая нехватка вещей, «проектов», которые он хочет получить.

Реклама в этом процессе играет немаловажную роль, так как она помогает распространяться рекламируемым вещам-знакам с большей скоростью. Она указывает на лучшие марки, бренды, на лучшие товары; она советует (даже скорее не советует, а ненавязчиво указывает на то, что надо купить в обязательном порядке, иначе можешь пропустить свой шанс), что лучше покупать, что будет качественнее, пусть оно даже и не является таковым на самом деле. Она указывает, где лучше и выгоднее провести отпуск одному или с семьей. В общем, она является одним из главных источников распространения и продвижения идеи потребления.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, потребительское общество не знает границ своим желаниям. Потребляются идеи, знаки и символы, но не вещи. Потребление основано на нехватке, так как у него не может быть конечного удовлетворения и насыщения.

1.2. Поп-арт. Краткий обзор направления. Идея потребления.

Поп-арт, как термин, так и само направление, появился в 50-х годах ХХ века в Великобритании, благодаря кругу английских художников именовавших себя «Независимой группой» (Эдуардо Паолоцци, Уильям Тернбалл, Ричард Гамильтон, Лоуренс Оллоуэй, Питера Блейка, Сэнди Уилсон и др).

В это же время поп-арт зародился и в Америке. Однако возник не под влиянием британской культуры, а сам по себе. Дело в том, что после второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывающих достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые не являлись товарами первой необходимости. Яркий пример тому выступает Coca-cola и джинсы Levi’s, которые в то время стали важным и самым актуальным (распространенным) атрибутом потребительского общества. Человек, используя тот или иной товар, показывает свою принадлежность к определенному социальному слою. Таким образом, вещи становились символами, стереотипами, «симулякрами»[2] . Что существенным образом отразилось и на поп-искусстве. Энди Уорхол использовал в своих работах многочисленное повторение изображений жестяных бутылок Coca-cola, портреты Элвиса Пресли и Мэрилин Монро. Таким художественным ходом он обратил внимание на стереотипы и символы тогдашнего общества.