Смекни!
smekni.com

Французские культурные центры в Санкт-Петербурге в 90-е годы XX – начале XXI века (стр. 1 из 5)

КУРСОВАЯ РАБОТА

«ФРАНЦУЗСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 90-е ГОДЫ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА».

Санкт-Петербург

2004 г.

О Г Л А В Л Е Н И Е:

Глава 1.Становление французских культурных центров в России____________________ 6

1.1. Первые шаги французских культурных центров в России («Alliance Francaise»)___ 6

1.2.Деятельность Общества Альянс Франсез в дореволюционный период____________ 10

Глава 2.Возрождение французских культурных центров в Петербурге в 90-х – годах ХХ – начале ХХI века_____________________________________________________________________ 14

2.1.Возрождение французских культурных центров в 90-х годах ХХ века____________ 14

2.2.Развитие культурного центра Альянс Франсез в Петербурге в 90-е годы ХХ – начале ХХI века___________________________________________________________________________ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________________________________ 24

ВВЕДЕНИЕ

Русско-французские культурные связи - едва ли не вечная тема гуманитарных наук. Роман русского общества с Францией и французским языком начался еще в XVIII в. Рождается галломания, русская культура становится двуязычной, идеи Просвещения захватывают умы россиян. После Великой французской революции наступил период соперничества - культур, государственных систем, армий и правителей. Это соперничество стимулировало культурный обмен между Россией и Францией. Мало того, Россия по-французски одевалась, ела, сверяла время и даже спала. Трудно найти пример более продолжительных и глубоких культурных контактов, нежели контакты между Россией и Францией. Тематика этих связей необыкновенно широка - от политики до живописи, от архитектуры до моды, от биологии до поэзии, от театра до астрономии, от музыки до виноторговли.

В истории развития культурных связей между Россией и Францией особое место занимает книга. Интерес к французской книге возник в России в период правления Петра I (1682-1725). Широкое распространение он получил во П-й половине XVIII столетия и достиг своей наивысшей точки в конце XVIII- начале XIX в. Произведения великих французских философов оказали огромное влияние на формирование передовой общественной мысли в России. Переводы лучших сочинений французских авторов способствовали развитию национального русского языка и литературы.

Таким образом, культурные связи между Францией и Россией имеют давние и прочные традиции. Российская культура всегда была широко и разнообразно представлена во Франции. Достаточно вспомнить ошеломляющий успех произведений М.Мусоргского и Н.Римского-Корсакова в программах Всемирной выставки в Париже, знаменитые «Русские сезоны» С.Дягилева и музыкальный фестиваль в Type Святослава Рихтера, работу в Гранд Опера Сержа Лифаря и Рудольфа Нуриева, успех российского кино на прославленном Каннском кинофестивале («Летят журавли» М.Калатозова, «Утомленные солнцем» Н.Михалкова).

Богатейшая история развития русско-французских отношений нашла отражение в трудах многих отечественных и зарубежных авторов, в том числе историков, дипломатов, политических деятелей. Начало научного изучения русско-французских культурных контактов было положено исследованиями Л. Пенго, Э. Омана, Ш. де Ларивьера, А. Рамбо.

Первые дипломатические контакты и открытие Русских посольств во Франции относятся к 1654, 1668 годам, что нашло отражение в трудах Ж.Маржет, Ю.В.Борисова, А.С.Лаврова и других[1].

Различные аспекты культурного взаимодействия между Францией и Россией рассматриваются в трудах таких зарубежных авторов, как E.Haumant, D. S. Mohrenshildt и других[2].

Современный этап западной историографии включает в себя работы: Ш. Корбе, К. Уилбергера, Ж. Дюлака, Д. Годжи, М. Мерво, Л. Вольфа и др., отечественная историография: М. П. Алексеев, Люблинский, В. Ф. Левинсон-Лесинг, Л. А. Альбина, П. Р. Заборов, Н. А. Копанев, В. А. Сомов и др. Широкую известность получили работы таких авторов, как М. А. Алпатов, П.В.Безобразов, А.Вандаль, В.С.Иконников, С.Н.Коротков, А.Л. Нарочницкий, П.П.Черкасов, М.М.Штранге и другие.[3]

Деятельность французских культурных центров в России - тема особая и требующая к себе пристального внимания, так как именно посредством этих центров россияне получают возможность непосредственно знакомиться с французской культурой и богатыми традициями французского народа. Однако деятельность французских центров в России не нашла до сих пор должного отражения в научной литературе, что предопределяет повышенной интерес к данной проблематике.

С начала 90-х годов ХХ века французско-российские отношения получили новый импульс развития и продолжают развиваться очень позитивно, не в последнюю очередь за счет активизации деятельности французских культурных центров.

Цель данной курсовой работы - изучить деятельность французских культурных центров в Санкт-Петербурге в 90-е - начале ХХ1 века.

В задачи работы входило:

1) дать оценку особенностям развития русско-французских отношений;

2) определить цели и задачи создания французских культурных центров в вопросах укрепления взаимоотношений между Францией и Россией;

3) показать процесс становления и восстановления в 90-е годы ХХ – начале ХХI века французских культурных центров в Санкт-Петербурге.

Глава 1.Становление французских культурных центров в России

1.1. Первые шаги французских культурных центров в России («Alliance Francaise»)

Французский - государственный язык 33 стран. Франция - самая большое государство Западной Европы, территория которой составляет около 550 000 кв. км, а население - 58.5 миллионов человек, что составляет 15.67 % всего населения Европейского Союза (1998).[4] Наряду с английским, французский - официальный рабочий язык ООН, ЮНЕСКО, Международного валютного фонда, Международного олимпийского комитета и других организаций. Французские центры существуют практически во всем мире. В современной России наибольшую известность получили Центры в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, в настоящее время развиваются французские культурные центры в Самаре, Новосибирске и других городах. История их создания очень интересна и в полной мере отражает становление и развитие русско-французских отношений вообще.

Как известно из истории, в ХХ веке отношения Франции с Советским Союзом и другими социалистическими странами значительно улучшились к 1960 году. В это время по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил глава советского правительства Н.С.Хрущев. В результате его поездки СССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом, а в 1966 г. состоялся ответный визит де Голля в СССР. Он завершился принятием совместной декларации, в которой провозглашалось стремление СССР и Франции установить «атмосферу разрядки» между Востоком и Западом. Франция и СССР договорились о проведении регулярных политических консультаций с целью развития франко-советских отношений «от согласия к сотрудничеству». Внешнеполитическая концепция де Голля строилась на его убеждении в том, что Европа простирается «от Атлантики до Урала», и ее объединение не должно осуществляться без СССР и против СССР[5].

Однако история становления французских культурных центров началась задолго до образования СССР и относится еще к дореволюционному периоду. Наиболее примечательна в этой связи история становления культурных центров «Alliance Francaise». Ассоциация «Альянс Франсез» является некоммерческой общественной организацией. Она была образована в Париже в 1883 году с целью распространения французской культуры путем организации курсов французского языка и страноведения. Впоследствии многочисленные комитеты были созданы в различных странах на основе местного законодательства. Сегодня свыше 1000 таких комитетов существует более чем в 140 странах на пяти континентах.

В Санкт-Петербурге отделение «Alliance Francaise» было основано 3 апреля 1907 года, вслед за московским Альянсом, который с 1904 г. вел бурную деятельность. В 1913 г. число отделений «Французского союза для распространения французского языка» стремительно растет. Они действовали в Баку, в Одессе, в Саратове, в Витебске, в Владивостоке, в Омске, в Пензе, в Харькове, в Казани, а всего более чем в 30 крупных городах Российской империи.

В начале XX в. маленькая Франция в Москве - это французские фирмы, например, едва ли не крупнейшая в империи парфюмерная фабрика семьи Брокар (Brocart) или кондитерская фирма Сиу (сегодня это фабрика «Большевик»). В районе Малой Лубянки целый квартал занимали французские учреждения: французская католическая церковь Св.Людовика, основанная еще в конце XVIII в., приют для престарелых французов, ясли-сад, музей французской коммерции, и две французские школы, женская Св.Екатерины и мужская Св.Филиппа. Еще до создания Альянса в Москве в этих школах проходило вручение премий «головного» Общества Альянс Франсез в Париже, в присутствии священника церкви Св.Людовика, французского консула в Москве, членов учебной комиссии при Французском благотворительном обществе в Москве и т.д.

В Петербурге тоже были французские учреждения, например, Французское благотворительное общество, или поддерживаемая им французская больница (Васильевский остров, 12-я линия), или Приют для учительниц французского. В описываемое время уже существовал и французский католический приход Лурдской Божьей Матери в Ковенском переулке. Но все-таки деятельность их не достигала размаха московских французских учреждений.

Петербургскому Обществу «Альянс Франсез» не очень повезло и в другом отношении: не только его начинания уступали деятельности московского Альянса, но и память о них не устояла перед временем. Однако не может бесследно исчезнуть общество, создаваемое на протяжении нескольких лет трудом множества людей.

10 марта 1906 г. французский гражданин Базиль Берстен, 25 лет проживающий в Петербурге, представил проект устава Общества «Alliance Francaise» Министру внутренних дел Российской империи.