регистрация / вход

Эстетическая мысль Восточной цивилизации

Восток - Запад : цивилизационные типы как различное в традициях. Эстетическая мысль средневекового Китая и Японии, культура Арабского Востока. Исламская, индо-буддийская, конфуцианская (дальневосточная), европейская цивилизации и их социокультурный слой.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский юридический институт

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: Эстетическая культура.

РЕФЕРАТ

по теме: «Эстетическая мысль Восточной цивилизации».

Подготовил:

Слушатель 343 группы

Горовой П.А.

Белгород

2008г.


План

Вступительная часть

Учебные вопросы

1.Восток – Запад как цивилизационные типы. Краткая характеристика.

2. Эстетическая мысль средневекового Китая.

3. Эстетическая мысль средневековой Японии.

4. Эстетическая мысль Арабского Востока.

Заключительная часть (подведение итогов)


Вопрос 1. Восток - Запад : цивилизационные типы.

Интерес на Западе к Востоку возник благодаря свидетельствам христианских миссионеров XVIXVII вв., которые первыми обратили внимание на существенные различия между регионами в политическом устройстве и ценностных ориентациях людей. Эти свидетельства положили начало двум направлениям в оценке Востока: панегирическому и критическому. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай страна всеобщего благоденствия, учености и просвещенности,— ставился в пример европейским монархам как образец мудрости в управлении. В рамках второго внимание акцентировалось на духе застоя и рабства, царившем в восточных деспотиях.

При непосредственном столкновении двух типов цивилизационного развития, восточного и западного, в условиях, когда сила государства определялась технико-экономическими и военно-политическими преимуществами, обнаружилось явное превосходство европейской цивилизации.

Это породило в умах европейских интеллектуалов иллюзию «неполноценности» восточного мира, на волне которых возникли концепции «модернизации» как способа приобщения «косного» Востока к цивилизации. С другой стороны, на Востоке в отношении европейцев практически до конца XIX в. господствовало представление о подавляющем морально-этическом превосходстве восточной цивилизации, о том, что у «западных варваров» заимствовать нечего, кроме машинной технологии.

Примерно до XIV - XVII вв. между Западом и Востоком было много общего. Культурные достижения на Востоке в это время были вполне сопоставимы по своему значению с успехами европейского Возрождения (система Коперника, книгопечатание, великие географические открытия). Восток это крупнейшие в мире гидротехнические и оборонительные сооружения; многопалубные корабли, в том числе и для океанского мореплавания; разборные металлические и керамические шрифты; компас; фарфор; бумага; шелк.

Более того, Европа, выступая наследницей античной цивилизации, приобщалась к ней через мусульманских посредников, впервые познакомившись со многими древнегреческими трактатами в переводе с арабского. Многие европейские писатели-гуманисты эпохи Возрождения широко пользовались художественными средствами, разработанными в иранской и арабской поэзии, а само понятие «гуманизм» («человечность») впервые прозвучало и было осмыслено в творчестве Саади.

Однако между Востоком и Западом в рамках их традиционного в целом развития были и существенные различия, прежде всего в плане духовного освоения аналогичных достижений. Так, в Европе, несмотря на господство латыни как элитарного языка эпохи Возрождения, книгопечатание развивалось на местных языках, что расширяло возможности «демократизации» литературы и науки. На Востоке сама мысль о том, что, например, корейский или японский язык может быть «ученым» языком конфуцианства, в то время вообще не возникала. Это затрудняло доступ к высокому знанию простых людей. Поэтому книгопечатание на Западе сопровождалось усилением авторитета книги, а на Востоке — Учителя, «ученого-книжника», «последователя» и «правильного толкователя» какого-либо учения.

Однако научная мысль Запада всегда была обращена вперед, и это проявилось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям, а это требовало соответствующего уровня теоретического мышления.

А научной добродетелью Востока являлось углубление в древние этико-философские трактаты в поисках скрытых в них предвосхищений. «Ученые»-конфуцианцы, демонстрируя свою идейную привязанность к классическим авторитетам, постоянно вращались в кругу лишь «правильных» к ним комментариев, даже не помышляя о том, чтобы изменить не только дух, но и букву канона.

Поэтому на Востоке «наука» до приобщения ее к «западному» научно-рациональному типу оставалась в рамках рецептурной, практико-технологической деятельности. Восток не знал такого логического феномена, как доказательство, там существовали лишь предписания, «что делать» и «как делать», и знания об этом в незыблемом виде передавались из поколения в поколение.

То есть на Востоке наука была не столько теоретической, сколько практической, неотделимой от индивидуально-чувственного опыта ученого. Соответственно, в восточной науке было иное понимание истины, господствовал не логический, а интуитивный метод познания, что предполагало ненужность строгого понятийного языка и всякого формального знания. Естественно, что различные конфуцианские, будди­стские, даоссийские, синтоистские системы знаний, воспринимались европейцами как «вненаучные», «донаучные» или «антинаучные».

Восточному человеку более свойственен предметно-образный стиль мышления. Для него истиной является не то, что подвластно уму и воле человека, а само бытие. Поэтому истина не зависит ни от ума, ни от воли человека. Если западный человек нуждается в истинах, которые служат ему, то восточный человек - в истинах, которым можно служить всю жизнь. Поэтому процесс познания у восточного человека - это не столько анализ свойств объекта, сколько его духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию.

Если европейский и российский миры в цивилизационном отношении представляют собой относительное единство, то Восток в этом смысле единым никогда не был. На Востоке существует несколько религиозно-культурных цивилизационных регионов, не только весьма своеобразных, но и в различной степени открытых вовне. Это - исламская, индо-буддийская и конфуцианская цивилизация.

Исламская цивилизация наименее открытая для внешних воздействий, что обусловлено, прежде всего, особенностями религии, охватывающей все стороны жизни, включая экономику и политику. Мусульманский образ жизни не только традиционен, но и самоценен. Для исламской ментальности за пределами мусульманского мира нет ничего достойного для внимания и подражания.

Индо-буддийская цивилизация — нейтральная по отношению к внешним воздействиям, что вызвано явным религиозным уклоном в сторону потусторонних проблем (поиски Абсолюта, забота об улучшении кармы и т. п.). Процветание в посюсторонней жизни не является сколь-нибудь значительной ценностью в рамках данной цивилизации, которая в связи с этим является традиционалистски пассивной цивилизацией.

Конфуцианская (дальневосточная) цивилизация - более открытая по отношению к внешним воздействиям и внутренним трансформациям, что обусловлено конфуцианским культом этики и самоусовершенствования, установкой на посюсторонние поиски гармонии в обществе (культ знаний, повышенное чувство долга и ответственности, крепкие патерналистские связи в семье и обществе, постоянная забота о повышении культуры и дисциплины труда). Это - активно-инновационная цивилизация.

Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым.

Особенное в восточной эстетике состоит в том, что на Востоке никогда не знали эстетику как отдельную науку и никогда не занимались поисками универсальной и вечной нормы красоты.

Если говорить о взаимоотношениях религии и искусства, то на Западе -искусство обслуживало религию (иллюстрации, фрески), а на Востоке религия через искусство находила своё завершение.


Вопрос 2. Эстетическая мысль средневекового Китая.

Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 веке н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску.

Эпоха классического Средневековья была временем высочайшего взлёта китайской культуры – «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость народа. Культура зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.

Эпоха раннего Средневековья.

Литература: Литература в Китае всегда занимала уникальное по значимости место. Ведущей в этом смысле в китайской классической литературе была поэзия, её же основу составляла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств. Жанр литературной поэзии 3-6 веков прошёл несколько этапов развития.

К концу 2 началу 3 века относится творчество поэтов из семейства Цао. До наших дней дошло около 300 стихотворений той поры. Для их творчества были характерны подражание народной песне, усиление элементов реалистичности, сочувствие к бедам народа.

Событием в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха – фу, который пришёл на смену четырёхсловному. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне.

«Золотой век» пятисловного стиха фу начался с Кун Жуна и Цао Чжи. Лучшие стихи самого смелого из поэтов Кун Жуна были написаны в тюрьме, куда его заточили за критику основателя династии Вэй. Через всё творчество Цао Чжи прошёл образ странствующего воина, мечтающего о героических делах.

Наряду с литературной поэзией в 3-6 веках развивался жанр народной песни. Произведения дошли до нас благодаря деятельности особого государственного учреждения – Музыкальной палаты, ведавшей сбором среди народа песенных текстов и мелодий. Основная часть песен относится к жанру любовной лирики.

Искусство: Многовековые традиции искусства в период раннего Средневековья обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками.

В изобразительном искусстве центральное место заняли образы небожителей и юных заступников за человечество. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи Будды, сидящего в строго фронтальной позе с поднятой в жесте поучения.

На юге страны, где древние традиции не были прерваны иноземным нашествием, получил развитие не связанный с буддийской тематикой тип иллюстрированной повести на горизонтальных свитках. Они выполнялись тушью и минеральными красками. От 5 века дошёл до нас самый древний сохранившийся целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Её автор Сё Хе оказал основопологающее влияние на теорию изобразительного искусства Китая.

Эпоха классического Средневековья (7-13 вв). начинается правлением династии Тан, продолжавшейся почти 300 лет.

Литература: Эпоха Тан считается «золотым веком» китайской поэзии. Это время было расцветом пятисловных и семисловных стихов с дустрочной рифмой. Расцвету поэзии способствовало появление в 7 веке первого крупного словаря литературного языка, включавшего 12 158 иероглифов. В танскую эпоху появляется новый прозаический жанр – новеллы. Характерная черта – тяготение к исторической точности повествования. Тема любви составляет более трети дошедших до нас новелл.

Музыка: В китайской традиционной культуре музыка издревле занимала одно из самых почетных мест. Она была включена в число шести конфуцианских экзаменов. Популярна была поговорка «слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать». Музыка приносила китайцам не только эстетическое наслаждение, но и вызывала благоговейный страх. Её всегда почитали как одну из самых сильных разновидностей магии.

Живопись: Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для китайского художника – не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз открывая и постигая новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины – узкий горизонтальный или вертикальный свиток. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приёмов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи. С помощью кисти картины создавались на шёлке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов.

Выдающимся достижением китайской культуры эпохи Тан и Сунн была пейзажная живопись. Пейзаж изображающий горы и реки, как наиболее почитавшиеся священные элементы природы, композиционно строился в соответствии с противоборствующими во Вселенной тёмными и светлыми силами.

Наряду с пейзажным жанром ведущим стал жанр «цветы – птицы». Размещённые на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов в сопровождении каллиграфических надписей отражали даосско –буддийские представления о дуальности сил Вселенной.

Эпоха Мин. Зрелое Средневековье.

В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной державой (в 13 веке Китай завоёвывался монголами). В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а привнесённые монголами обычаи, одежда, причёски демонстративно искоренялись правительством.

Литература. Выдающимся событием литературной жизни эпохи Мин было появление крупной повествовательной формы – героической эпопеи и романа. Продолжалось развитие драматургии.

Драма и театральное искусство: Театральное искусство Китая восходит к архаико - религиозной традиции. Это: во-первых, мистерии-карнавалы, включающие в себя шествие ряженных, облачённых в звериные шкуры и с зооморфными масками. Во-вторых, мистерии-инсценировки, воспроизводящие эпизоды жизни божественных персонажей. Они разыгрывались местными священнослужителями на основе определённого сценария и включали в себя диалоговую и хоровую части. В-третьих, придворные театрализованные постановки.

Принципы досугового времяпровождения в Китае.

Досуговое времяпровождение должно было обязательно включать в себя в том или ином виде акт созерцания человеком дикой природы. В 4 в. этот акт имел форму действительных коллективных прогулок в горы с устройством пикников на лоне природы или же в специально построенных для этого павильонах и беседках, откуда открывался вид на живописные окрестности. Постепенно, по причине сугубо меркантильных обстоятельств прогулки в горы стали заменятся посещением пейзажного сада и любованием графическими изображениями «гор и вод», т.е. пейзажными картинами, которые нередко размещались на стенах служебного кабинета.

Садово-парковое искусство было представлено преимущественно царскими парковыми ансамблями. Сохранились литературные описания парка императора У-ди, занимавшего площадь около 20 кв. км. В оригинальных источниках говорится, что этот парк состоял из водоёмов и аллей, расположенных строго по частям света и украшенных монументальной скульптурой, воспроизводящей зооморфных персонажей: бирюзового дракона, красную птицу и т.д.

В искусстве пейзажного сада передача дикой природы во всей её целостности и многообразии достигается через искусственную дискретность пространства, создаваемую путём сегментной планировки сада. Пейзажный сад состоит из многочисленных участков, обнесённых стеною. Сегменты соединяются проходами прямоугольной или овальной формы, расположенными так, чтобы при подходе к ним у человека создавалось впечатление графического изображения следующего сегмента.

Основными конструктивными деталями садовых композиций являются элементы, идущие от архаико-религиозного архетипа - гора, вода, дерево. Водное пространство нередко включает в себя золотых рыбок.

Особое место в эстетике пейзажного сада занимают мосты, относящиеся к трём ведущим архитектурным разновидностям: 1). Лунные мосты, представляющие собой полукруглую арку, которая совместно с её отражением в воде образует круг, олицетворяющий лунный диск в полнолуние, вечный круговорот жизни, космический универсум состоящий из двух начал - Неба и Земли, или Инь и Янь. 2). Мосты с воротами 3). Зигзагообразные мосты.

О степени развитости пейзажной живописи в рассматриваемый период (4-6 века) свидетельствуют: 1. эстетические трактаты того времени, посвящённые теории пейзажной живописи. 2. Жизнеописания конкретных исторических лиц. Так, в жизнеописании крупнейшего теоретика живописи того времени Цзун Бина, рассказывается, что когда он по причине преклонного возраста был вынужден отказаться от совершения прогулок в горы, то расписал ограду своего жилища изображениями гор и вод.

Кроме возникновения традиций пейзажной живописи и пейзажного сада, формирование принципов и модели досугового времяпровождения привело к окончательному формированию художественно-эстетического канона национальной поэзии. Постепенно за поэзией закрепилась ещё одна общественно значимая функция – эстетико-эмоциональная. Отныне стихотворный текст стал предназначаться для демонстрации богатства внутреннего мира индивида, выражения его индивидуального мировосприятия и психо-эмоционального состояния, включая любовные переживания, и кроме того приобрёл самостоятельное эстетическое значение.


Вопрос 3. Эстетическая мысль Средневековой Японии.

Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Это определило ведущую особенность мировосприятия японцев – способность к творческому усвоению знаний и навыков других народов. Особенно эта черта становится заметной в эпоху возникновения ранней государственности на островах. Жизнь в постоянном ожидании стихийных разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли сыграли свою роль в формировании менталитета и эстетических взглядов японцев. Суровые природные условия приучали людей довольствоваться удобными для переноски предметами, способствовали изобретению рациональных, рассчитанных на частые перестройки конструкций.

Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний. Однако, присущие народному сознанию чувство меры и склонность к поэтизации вещей и явлений повседневности определили неповторимое своеобразие японской культуры. Она переплавила в своих недрах всё иноземное, сделав его неотъемлемой частью самобытного народного духа.

В целях преодоления идейно-политической раздробленности японские правители обратились к буддизму, с помощью которого была оформлена общегосударственная идеология.

Приход буддизма вызвал качественный скачёк в развитии архитектуры и изобразительного искусства в Японии. Первые буддийские храмы, создававшиеся на японской земле, хотя и носили следы влияния своих корейских и китайских прототипов, отличались отсутствием в них помещений для молений. Они традиционно ориентировались с юга на север, в направлении зоны повышенной сакральности ( по представлениям японцев). Непременным атрибутом буддийских храмовых комплексов являются размещенные в северной части главный алтарный зал со скульптурными изображениями Будды.

Музыкальная жизнь

В эпоху Хэйан под влиянием конфуцианства придворная музыкальная жизнь была организована по примеру Китая: т.е. было учреждено музыкальное управление, формировались кланы профессиональных музыкантов. При дворе начали складываться образы собственно японской музыки (вагаку), соправаждавшей танцы по сюжетам легенд. В японской культуре музыка и танцевальная драма были тесно переплетены.

Наиболее ранними и самыми экзотическими из всех традиционных театральных жанров были: 1. ритуальная танцевальная драма, проникшая в страну из Индии. 2. культовое музыкально- хореографическое представление, воспринятое из Китая.

Для драмы характерны огромные в полметра высотой деревянные маски. Они утрировали черты лица воспроизводимых персонажей индийских мифов и рассчитывались на восприятие издалека.

Музыкальные представления характерезуются значительным элементом пантомимы. Танцы исполнялись парами. Давались представления под открытым небом и чаще всего выступали как составная часть придворных церемоний.

Скульптура. Живопись. Популярными становятся образы многоруких и многоликих богов, символизировавших природные стихии. Излюбленными материалами скульпторов стали дерево и лак. В эпоху Хэйан рождается национальный живописный стиль Ямато-э, противопоставлявшийся китайской живописи. Живопись очень быстро вошла в быт знати. Художники расписывали ширмы, веера, украшали почтовую бумагу, иллюстрировали художественные произведения.

Эпоха Сёгуната (12 -13 века).

Вступление Японии в эпоху зрелого феодализма было ознаменовано приходом к власти военно-феодального сословия самураев и созданием сёгуната т.е. государства, возглавляемого военным правителем.

Литература: Литературные произведения создавались главным образом для самураев, отражали их мировоззрение и неписанный кодекс поведения – бусидо, включавший заимствованные из буддизма методы самоконтроля и медитации как средства выработки у самураев мужества, идеи патриотизма и преданности своему государю.

Ведущим жанром самурайской литературы стали историко - героические повести. Они рождались в устном виде среди воинов, не приобщённых к письменной культуре. Затем они разносились по стране бродячими монахами-слепцами, складывались в циклы и в таком виде приходили в монастыри, где и записывались.

Садовое искусство: Искусство сада было призвано создавать у человека иллюзию большого пространства и погрузить его в идеальный мир, далёкий от житейской суеты. Иллюзия пространства достигалась разными средствами, что повлияло на развитие двух основных типов сада: 1. плоский, из песка и камней покрытым мхом (хиранива). 2. и сочетающий плоскую поверхность с возвышенностью (цукияма). Сады при храмах предназначались для созерцания из интерьера.

Литература и театр: Усиление демократических начал в литературе вызвало появление простонародной повести (отогидзоси) и комической поэзии (хайкай). Городская проза рождалась как упрощённая версия придворных моногатари (воинских эпопей), буддийских книг или как литературная обработка эпических жанров фольклора. Этим обусловлена краткость текста, динамичность сюжетов, а финал с моралью. Первоначально такие повести создавались аристократами, монахами, самураями, а с 17 века широкими демократическими слоями города.

Народным творчеством был введён в жизнь и новый драматический жанр – театр кабуки (кабуки – от японского «мастерство музыки и танца»). С момента своего основания театр находился в оппозиции к феодальному правительству Японии, продолжавшейся все 250 лет правления Токугава, и оказавшей влияние на формирование ряда особенностей искусства кабуки. Первым танцовщиком кабуки в Киото в 1603 г. Был Идзумо О-Куни, группа его состояла в основном из женщин. С 1629 г. Играть разрешалось только мужчинам из соображений приоритета. Так закрепилась традиция привлекать в театр мужчин, исполнявших женские роли в женских одеждах.

Миротворческая роль искусства в этот период особенно возросла. Официальной философией становится конфуцианство, а одна из его заповедей гласила: « Тот, кто развлекает, несёт земле мир, тот, кто правит – порядок».

Живопись: В 18 веке завершилось оформление ведущих национальных школ живописи и гравюры. Впервые героями искусства стали актеры театра кабуки, гейши (т.е. профессиональные танцовщицы, певицы, развлекающие посетителей чайных домиков или гостей на приемах), торговцы. Наиболее соответствовало вкусам народных масс направление Укиё-э, родившееся в 17 веке, означающее (буквально) – «картины повседневной жизни». На них изображались бытовые сцены, пейзажи, жизнь и творчество актеров кабуки, любовные сцены и портреты красавиц.

Соединение литературы, каллиграфии и живописи во имя создания целостного художественно-поэтического образа присуще живописцам и граверам южной школы и направлению «живопись преосвященных». Для них характерна экспрессивная манера рисунка и подписей философско-политического содержания. Визитной карточкой школы стало изображение бамбука, растения, символизирующего образ мудрого и стойкого к невзгодам учёного.

Декоративно-прикладное искусство: С усилением внимания к предметному миру в 17-18 вв. наблюдается расцвет декоративно-прикладного искусства. Художники часто создавали произведения разных жанров живописи, гравюры, керамику, расписывали ширмы, веера, кимоно.

В 17-18 вв. возникает новый тип керамики, яркой, украшенной многоцветными росписями с добавлением золота по белому или чёрному фону. Это резко контрастировало с изделиями предыдущих эпох, когда в керамике, изготавливавшейся без гончарного круга, ценились первозданность материала и кажущаяся случайность неяркой окраски. С керамикой и лаком соперничал своей нарядностью фарфор, изготавливавшийся с 17 века.

Поскольку власти запрещали горожанам использовать в одежде дорогие ткани, развивается искусство оформления простых тканей замысловатыми рисунками. Национальная одежда кимоно по рисунку должна соответствовать времени года, а по цвету – возрасту, характеру и даже настроению владельца. С развитием национального костюма связано появление специфического вида декоративного искусства – нэцке. Японский костюм не имеет карманов, поэтому чтобы к поясу на шнуровке прикрепить необходимые предметы (кисет, трубку, коробочку с печатью), стали использовать нэцке – брелок – пуговицу. Такие подвески создавали из дерева, слоновой кости, янтаря, металла, форфора.

Заключение

Эволюция культуры Средневековой Японии обнаружило заметное сходство с общемировыми процессами культурного развития, которым подчиняется большинство стран цивилизованного региона. Родившись на национальной почве, она впитала в себя многие черты культуры индо-китайского региона,и не потеряла при этом своеобразия. Переход от религиозного мировоззрения к светскому наблюдается во многих странах мира, начиная с 16 века. В Японии процесс секуляризации культуры, хотя и имел место, однако был сильно заторможен изоляцией страны при сёгунах Тогукава, стремившихся к консервации феодальных порядков. На протяжении всех этапов своего развития Японская культура отличалась особенной чуткостью к красоте, способностью привносить её в мир повседневности, трепетным отношением к природе и одухотворением её стихий, сознанием неразрывности мира человеческого и божественного.


Вопрос 4. Культура Арабского Востока.

Под средневековой культурой Арабского Востока (5- 16 вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабская народность – Иран, Сирия, Палестина, Египет и др. страны. Процесс арабизации по историческим меркам был стремительным, однако он имел свою довольно длительную предысторию. Ведущую роль в нём сыграли племена, населявшие Аравийский полуостров.

Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники – бедуины, которые называли себя арабами – слово «араб» означало «лихой наездник». В среде кочевых племён и зародился ислам – будущая мировая религия, оказавшая исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова.

Ислам возник вначале 7 в. Н.э. Основателем ислама был религиозный человек – пророк Мухаммед. Мухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. Мухаммед не интересовался торговлей, а всё больше интересовался вопросами веры. В 610 г. Пророк впервые выступил с проповедью в Мекке.

Литература. В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Отношение арабов к поэтам при всём их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, даётся им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того арабов почти не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

В 10-15 вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Алладина, Синбада-морехода и т.д.

Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048-1122), персидскому поэту, учёному, его стихи – философские, гедонистические и вольнодумные рубаи.

Архитектура. Искусство. Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего, греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в 7 в. тогда же был построен знаменитый храм «купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С 7-8 вв. мечети имели прямоугольный двор, окружённый галереями, многоколонный молитвенный зал. С 10 века здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

С 12 в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной. А изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако было всегда строго геометрично и подчинено мусульманской символике.

Арабы считали лучшим для глаз цветом красный- это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зелёный цвет, имевший исключительный престиж.

Заключение.

Таким образом. Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии. Наибольший расцвет арабской культуры пришёлся на 8-11вв. влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.


Литература:

Основная

1.*Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. – М.:Высш. Шк., 2002.

2.*Кривцун О.А. Эстетика: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000.

3.*Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / авт. кол.: В.А Балашов, Н.М. Дудин, Н.И. Зайцев, Н.М. Морозова, В.С. Остапенко, В.Н. Пристенский. – Воронеж: ВВШ МВД России, 1998.

4.*Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.

Дополнительная:

1. *Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.

2. *Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел: лекция. – М.: МВШМ МВД России, 1993.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий