Смекни!
smekni.com

История костюма и прически (стр. 1 из 5)

Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в г. Оренбурге

Контрольная работа № 1

специальность «Парикмахерское искусство и дизайн прически»

Тема: «История костюма и прически»

выполнила студентка

Тулаева Алена Олеговна

Группа №_Ор-311 ПИ

Форма обучения заочная

Оренбург 2008 год


Содержание

1 Женский костюм Флоренции XV века

2 Характерные особенности мужских варварских причесок

3 Характерные особенности мужских причесок романского стиля

4 Эволюция женского костюма в Германии в XVII веке

5 Традиции испанского возрождения в современном женском образе

6 Женский костюм

7 Творчество К. Баленсиага

Список используемой литературы


1 ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ФЛОРЕНЦИИ XV ВЕКА

Где в небесах тот край, где та Идея,

По образу которых создала

Природа прелесть этого чела,

Затмившего все чуда Эмпирея?

Фр. Петрарка

Эпоха Возрождения в Италии в искусстве костюма начинается с середины XIV века, в то время как в других странах она падает только на период XVI столетия.

Наиболее полное выражение нашла культура Возрождения в Италии. Итальянские города начали богатеть еще в период крестовых походов, особенно такие города, как Венеция и Генуя - города-порты, перевозившие на своих кораблях крестоносцев, и Флоренция - центр шелковой промышленности. Будучи посредницей, в торговле между Западом и Востоком, Италия в XV веке стала самой богатой страной Европы.

Новый характер жизни, новое представление о человеческой красоте вызывали к жизни и новые формы костюма.

Политическая раздробленность Италии привела к определенным различиям в костюмах жителей разных областей, так что иногда трудно говорить о всеобщей итальянской моде. В то время как северные области Италии находились под влиянием Франции, южные временно сохраняли самостоятельность, а Венеция испытывала влияние Востока. В XVI веке итальянская мода попадает под влияние Испании, которая выдвигается в число ведущих европейских держав.

Главной законодательницей итальянской моды в XV веке была Флоренция, а в XVI -Венеция. В конце XIV века на моду Италии влияли отчасти французские готические моды. Однако в Италии они никогда не имели тех крайних, экстравагантных форм, которые были характерны для "бургундских мод". Итальянцы, даже щеголи, носили всегда умеренную по ширине и длине одежду, избегая особой утрировки ее форм.

Красота ренессансной одежды заключалась уже не в графической изысканности силуэта мод позднего средневековья, а в живописности сочных, ярких цветовых сочетаний тканей. Даже в деталях костюма исчезла средневековая дробность.

На изготовление модных одежд шли дорогие материи - шелк, парча, бархат, покрытые вышивками и украшенные орнаментом из цветов, ваз, гондол. Весь костюм Ренессанса, особенно женский, строился на сочетании пышных драпировок тяжелых тканей. Из цветов особенно модными были зеленый, красно-винный, смарагдовый.

В силуэте одежды горизонтальные линии стали преобладать над вертикальными, готическими. Головные уборы теперь уже не удлиняли фигуру. Низкие прически великолепно гармонировали с общим характером ренессансной одежды.

Ведущей была мода, диктуемая высшими классами. В народном же костюме сохранились надолго традиции прежних лет. Однако костюм эпохи Возрождения относительно демократичен,- в нем не было строгой классовой обусловленности средних веков. Мода выражала имущественное положение человека, а не сословное.

Костюм является не только средством защиты от непогоды, но и знаком, символом, выражающим сложные понятия социальной жизни. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст, и с течением времени число сообщений, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием некоторых деталей и украшений, увеличивалось. Костюм мог рассказать, достигла ли женщина, например, брачного возраста, просватана ли она, а может быть, уже замужем, и есть ли у нее дети. Но расшифровать без усилий все эти знаки мог лишь тот, кто принадлежал к тому же сообществу людей, так как усваивались они в процессе каждодневного общения. В каждую историческую эпоху каждый народ вырабатывал свою систему символов, которые с течением веков эволюционировали под влиянием культурных контактов, совершенствования технологии и расширения торговых связей. По сравнению с другими видами искусства костюм широко и почти мгновенно реагирует на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. Для того, чтобы обрели плоть замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя, должен пройти иногда длительный срок. Костюм же изменяется моментально, и в этих изменениях раскрывается глубинная сущность народной жизни.

Италия сумела, вопреки воздействию различных направлений моды, сохранить свой собственный вкус и в покрое одежды, и в сочетаниях красок. Этому особому статусу итальянской одежды долгое время благоприятствовало существование на территории

С усовершенствованием техники ткачества возросло потребление дорогих тканей. С XV века местные мануфактуры, особенно в Лукке, Венеции, Генуе, Флоренции и Милане, начинают в изобилии вырабатывать парчу, узорчатый шелк, разрисованный цветами бархат, атлас и другие великолепные, богатые красками ткани. После 1450 г. появляется тканый узор в виде цветов граната, который – в разных вариациях – становится наиболее излюбленным.

При всем многообразии узоров и красок итальянцы умели придавать своей одежде простую и гармоничную форму и носить ее с естественной грацией. В особенности это относится к женской одежде того времени. Все броское и вызывающее итальянки отвергали.

Уже с конца XV века итальянский костюм начинает влиять на европейскую, в частности на французскую моду.

Женские одежды были еще более разнообразны, чем мужские. В XV веке ведущими стали флорентийские моды. Идеалом красоты в это время считается стройная женщина с утонченным лицом, длинной шеей и высоким округлым лбом. Женские одежды были свободного кроя, имели мягкие линии, подчеркивающие формы тела.

Женские одеяния в Италии как в XIV, так и в XV веках отличались простотой формы, чистотой линий и силуэта. Мягкая женственность определилась простыми линиями платья. Рубашка чуть видна в скромном вырезе лифа или корсажа. Грудь стянута холстом, ее линии сглажены. Корсаж затянут одним шнуром или кожаным ремешком. Талия начинается чуть ниже линии груди, здесь же крепится юбка, заложенная в крупную сборку или складку. Рукав в XIV—ХVI веках — самостоятельная часть костюма, пристегивающаяся к корсажу.

Испытывая до сих пор значительное культурное влияние Франции, Византии, стран Востока, Италия с XV в. сама становится законодателем моды среди европейских стран.

Вертикальность, заостренные формы, условность и стилизация готики вытесняются горизонтальными членениями, простыми и естественными соотношениями и формами, сочностью, богатством и разнообразием цветовой палитры. Эстетика Ренессанса требовала от костюма настолько полного соответствия естественным формам тела, подчеркивания красоты пропорций, чтобы он мог быть «вторым телом» человека. При этом обязательно подразумевалась частичная его обнаженность. В создании итальянской моды принимали участие крупнейшие художники, которые расписывали ткани, создавали ювелирные украшения, узоры для кружев (Бенвенуто Челлини, Чезаре Вечеллио и др.).

Широкий приземистый силуэт костюма, стремление к большим объемам, устойчивые пропорции обнаруживают связь с горизонтальными линиями архитектуры и прикладного искусства эпохи, помогают воссоздать эстетический идеал красоты человека.

Эстетический идеал. Одним из важных условий красоты женщины считались золотистые, густые, длинные, волнистые волосы.

Идеальный образ — девушка-подросток.

Цвет кожи — розоватый, полный жизни. У женщины ценятся белые зубы, красные губы, красивый рот.

Идеал красоты — утонченное лицо с высоким округлым лбом, длинной шеей; стройная женщина с тонкой талией, стройными длинными ногами с маленькой узкой ступней.

Нижняя одежда. В Италии женщины носили одновременно два платья и оба они были из богатых узорных тканей – парчи, бархат. Нижнего белья пока не было.

Первое — нижнее платье — было глухим с длинными узкими рукавами.

Второе — верхнее платье с декольте характерной формы: спереди — квадратной, сзади треугольной (треугольный вырез удлинял шею), и узкой шнуровкой спереди.

Это платье было отрезным по талии. Юбка широкая, до полу и со шлейфом.

Основное украшение платья — рукава. Художники всю свою фантазию употребляют на отделку. Если рукав без разрезов, то сделан из самой дорогой материя — парчи с бархатным и затканным рисунком («аксамит»). Целиком платья из такой ткани имели право носить только дочери дожа Венеции, а также принцессы и герцогини. Если же рукав был с разрезами, то обязательно на локте и плечах. А затем фантазия в прихотливых рисунках разбрасывает разрезы и буфы в самом разнообразном направлении. Скрепляются буфы жемчужными, золотыми, металлическими застежками, шелковыми шнурами и лентами. Сверху могло быть надето платье типа плаща (гупелянд) без рукавов, свободными полотнищами падающее на спину и перед или с наглухо закрытыми боками. Такое верхнее одеяние делалось из драгоценных тканей с рисунком.

Платье было с длинными прямыми, немного расширенными к плечу рукавами. Рукава пристегивали или приметывали к лифу, таким образом, к одному платью можно было надевать разные рукава. Они разрезались вдоль руки, при этом разрез стягивали шнуровкой или застежкой на пуговички. Иногда разрезы выполнялись поперек у плеча и у локтя и соединялись тем же способом. Рукава доходили только до кистей рук. В готический период, согласно правилам приличия, предписывалось кисти рук скрывать. Таким образом, новшеством являлись открытые от одежд руки.