Смекни!
smekni.com

Культура Древней Греции и Древнего Египта (стр. 6 из 6)

- рационализм - разум, рассудок здесь регулирует поступки, эмоции затухают, и появляется представление о том, что разум - единственное, что помогает человеку в любой ситуации сделать выбор;

- индивидуализм - значение эмоций не теряет смысла только в отношении человека к себе: именно в этой культуре, можно сказать, что происходит формирование личностного, индивидуального начала, здесь человек начинает себя осознавать не просто членом рода, а отдельным субъектом, личностью;

- агональный характер культуры - индивидуализм как важнейшая черта влияет на особенность античной культуры: «агон» - состязательный, соревновательный, достижение победы любой ценой, только бы удовлетворить свои собственные амбиции и выделиться из «массы»;

- пайдейя - воспитание, образование: в рамках полиса не должно быть человека, который бы не принимал участия в его делах, поэтому воспитание личности и гражданина становится жизненно важным; таким образом, пайдейя становится способом формирования личности, путем передачи ей рациональной системы знания, а также это приведение в состояние гармонии всего человеческого тела, которое является олицетворением внутреннего мира человека;

- законодательная основа - эта культура пытается достичь гармонии между природным миром и законом; здесь закон - это установление, которому подчиняются все люди и боги; свободный человек должен подчиняться только закону и он не потерпит верховенства над собой другого человека, поэтому в античной культуре, в отличие от многих других, над человеком нет господина, кроме закона;

- патриотизм - культ закона рождает превозношение человеческой свободы, как отдельного индивида, так и целого государства; таким образом, формируется культ гражданства и патриотизм: падение родного города угрожало опасностью для собственной жизни, могло привести к рабству, что в данной свободолюбивой и независимой культуре воспринималось как смерть; поэтому история античной культуры пестрит постоянными бунтами и войнами;

- культура настоящего - античный человек редко задумывался о будущем, а тем более оборачивался к прошлому, поэтому данную культуру часто называют культурой детей, думающих только о сегодняшнем дне, желающих получить все здесь и сейчас;

- циклический характер развития - эта культура не стремится к линейности, к прогрессу: античный человек считал, что люди всего уже добились, нового и лучшего не нужно. Таким образом, все эти черты рисуют нам определенный портрет, непохожий на другие культуры, однако в чем-то близкий нам и понятный.

Античная цивилизация – «колыбель» европейской культуры, которая вряд ли могла достигнуть таких высот, если бы не восприняла ее важнейшие культурные ценности.

Вот некоторое, из художественного наследия античной цивилизации:

1) Древняя Греция:

- Ансамбль Акрополя, в т. ч., Парфенон (храм Афины). г. Афины. V в. до н. э.

- Общее руководство - Фидий. Архитекторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл.

- Мирон из Элевтер. Cтатуя «Дискобол», V в. до н. э. Римская копия. Музей Терм; г. Рим.

- Поликлет. Cтатуя «Дорифор». V в. до н.э. Римская копия. Национальный музей, г.Неаполь.

- Скопас. Надгробие юноши с реки Илисса. IV в. до н. э. Национальный археологический музей, г. Афины.

- Лехар. Аполлон Бельведерский. Сер. IV в. до н. э. Римская копия. Музей Пио-Клементино, Ватикан (г. Рим).

- Агесандр из Антиохии. Венера Мелосская. II в. до н.э. Лувр, г. Париж.

- Эсхил (525 - 456 гг. до н. э.) Прикованный Прометей: Трагедия.

- Аристофан (ок. 446 - 388 до н. э.). Комедия «Облака». 423 г. до н. э.

- Софокл (496 - 406 гг. до н. э.) Трагедия «Царь Эдип». 429-425 гг. до н. э.

- Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея».

- Гесиод. «Теогония», «Труды и дни».

2) Древний Рим:

- Колизей. (Амфитеатр Флавиев). г. Рим. I в. н. э. (75-80 гг.).

- Арка ТИТА. г. Рим. I в. н.э. (81 г.).

- Апполодор из Дамаска. Колонна Траяна. г. Рим. II в. н.э.

- Пантеон («Храм всех богов»). г. Рим. I в. н. э.

- Термы Каракаллы. г. Рим. III в. н. э.

- Конная Статуя Марка Аврелия. г. Рим (Площадь Капитолия). II в. н.э.

- Портрет Каракаллы. III в. н. э. Национальный музей. г. Неаполь.

- Настенная живопись на вилле Мистерий. Помпеи. I в. до н. э. (раскопки).

- Марк Аврелий (121-180 гг.). Философский труд «К самому себе».

- Петроний (I в.; ум. в 66 г. н. э.) Сатирикон: Роман.

- Луций Анней Сенека (14 - 65 гг. н. э.) Трагедия «Медея».

- Публий Вергилий Марон (70 г до н. э. - 19 г. н. э.) Поэма «Энеида».

- Марциал (ок. 40-104 г.), Гораций, Овидий. Стихи.


Заключение

На основании вышеизложенного, сделаем краткие выводы.

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой тесно переплетены и взаимосвязаны. Структура культуры опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности. Базисные элементы культуры - материальная и духовная. В зависимости от того, кто создает и потребляет культуру, каков уровень ее развития различают такие социальные формы - народную, церковно-религиозную, элитарную, массовую культуру и др.

Древний Египет - первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития от возникновения к расцвету и упадку, однако все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры. Многие достижения древнеегипетской культуры, посредством греко-римской культуры, вошли в арсенал европейской культуры.

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. Античный мир дал примеры республиканского строя, демократии, явил образ настоящего гражданина, умеющего разумно сочетать права и обязанности.


Список использованной литературы

1. Античность как тип культуры. - М.: Наука, 1988. – 376 с.

2. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н.Солонина, Е.Г.Соколова. - СПб.: Питер, 2003. – 222 с.

3. Все страны мира. - М.: Вече, 2001.- 622 с.

4. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира / В.В.Глебкин. - М.: Добросвет, 2000. – 512 с.

5. Кармин А.С. Культурология. 3-е изд. / А.С.Кармин - СПб.: Издательство «Лань», 2005. - 784 с.

6. Кравченко А.И. Культурология: Словарь / А.И.Кравченко. - М.: Академический проект, 2000.- 671 c.

7. Круглова Н.В. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб.: Аnthropology, 2003. – С.79-83.

8. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону: Альфа, 2006. – 412 с.

9. Малюга Ю.Я. Культурология: Уч. пос. / Ю.Я.Малюга. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 333 с.

10. Машкин Н.А. История Древнего Рима: Учебник / Н.А.Машкин. - М.: Высшая школа, 2006. – 751 с.

11. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи / В.С.Поликарпов. – М.: «Гардарика», 2002. – 344 с.

12. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Учебноепособие / А.Я.Флиер. – М., 2001. – 207 с.