Смекни!
smekni.com

Композиционное построение культурно-досуговых программ (стр. 1 из 10)

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Государственная академия культуры и искусств"

Факультет культурологии

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

Композиционное построение культурно-досуговых программ

Курсовая работа

Исполнитель:

студентка группы

очного отделения

Научный руководитель:

ст. преподаватель

2008 г.


Оглавление

Введение

Глава 1. Композиция: понятие и сущность

1.1 Композиция в искусстве

1.2 Понятие композиции в различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, живопись, архитектура)

1.3 Композиционные идеи Вс. Мейерхольда

1.4 Понятие композиции в драматургии

Глава 2. Анализ сценарно-режиссерской разработки круглого стола «Женщины в бизнесе» и конкурсной программы Бизнес Леди «Мисс СИУ 2006»

2.1 Сценарный блок (описание сценического действия, идейно-тематический замысел, сценарный план по эпизодам, композиционное построение сценария, характеристика действующих лиц, сценарий

2.2 Постановочный блок (решение во времени и пространстве, художественно-выразительные средства, анализ композиционного решения сценария, описание реквизита, технических средств)

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы. Человек, у которого отсутствует хотя бы один элемент общечеловеческой «конструкции», - хоть и может жить, но является инвалидом. В таком же отношении находится общая «схема» драматургического произведения и неповторяемость каждой отдельной пьесы. Есть немало пьес, шедших с большим успехом, оставивших заметный след в истории театра, которые, однако, могли бы быть лучше, если бы были основательно доработаны их авторами и доведены до художественной «кондиции». Недооценка и недопонимание первостепенного значения композиции при написании драматургического произведения весьма распространены. Многие авторы всерьез убеждены, что пренебрежение композицией – признак свободного полета их творчества.

Обоснование проблемы. Облегчение творческой задачи путем отказа от выполнения элементарных требований своего искусства ведет к созданию неполноценного произведения. Пьес и сценариев, построенных без соблюдения необходимых композиционных требований, немало. Некоторые из них живут – идут на сценах театров, иногда с успехом. Тем не менее, это пьесы – «инвалиды». Они, несомненно, были бы значительно более полноценными, если бы «руки», «ноги», «голова» были у них «целы» и на своих местах.

Цель. На основе исследования сущности композиции в драматургии проанализировать сценарий культурно-досуговой программы круглого стола «Женщины в бизнесе» и конкурсной программы Бизнес Леди-«Мисс СИУ 2006».

Задачи исследования:

1. Рассмотреть общие понятия композиции.

2. Изучить понятие композиции в различных видах искусства (живопись, архитектура, музыка).

3. Проанализировать пластическую композицию.

4. Рассмотреть композицию Вс. Мейерхольда.

5. Рассмотреть понятие и сущность композиции в драматургии.

6. Проанализировать сценарий, режиссерскую разработку круглого стола «Женщины в бизнесе» и конкурсной программы Бизнес Леди-«Мисс СИУ 2006».

7. Проанализировать сценарный блок круглого стола «Женщины в бизнесе» и конкурсной программы Бизнес Леди-«Мисс СИУ 2006».

8. Проанализировать постановочный блок круглого стола «Женщины в бизнесе» и конкурсной программы Бизнес Леди-«Мисс СИУ 2006».

Объект исследования. Культурно-досуговая деятельность.

Предмет исследования. Композиция культурно-досуговых программ.

Практическая значимость работы. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в процессе создания новых сценариев культурно-досуговых программ.


1. Композиция: понятие и сущность

Всем, кто работает в театре и пишет о нем, хорошо известна формула Вл.И. Немирова-Данченко о трех «лицах» режиссера, то есть о трех направлениях в работе постановщика спектакля. И долгое время считалось, что этой формулы достаточно для определения режиссуры, как профессии, однако ее оказалось недостаточно, когда пришло время определить сущность режиссуры как искусства. Между тем, если она является таковым, то это единственное искусство, не имеющее теории.

Дело в том, что режиссура – самое молодое из театральных направлений искусств. Актерское искусство существует с тех пор, как существует театр, и практически столько же времени существует искусство драматургии. Из истории театра известно, что в течение многих веков постановкой спектакля руководили то драматурги, то ведущие актеры труппы, то и просто антрепренеры. И только с конца 19-го века, когда по удачному выражению Ю. К. Герасимова, «возник в цельном и суверенном виде осознававший себя институт режиссуры»1 процесс развития театрального искусства стал направляться режиссурой. Так начался новый этап в истории театра: если раньше спектакли ставили, то теперь их начали создавать.

Что же остается на долю режиссера: идейный замысел, то есть истолкование, «трактовка» предложенного драматургом материала? Но ведь толковать книгу может и литературовед, и газетный рецензент, и историк- культуролог. Если бы функция режиссера в театре была ограничена толкованием драматургии, то его работа над спектаклем была бы закончена в тот день, когда он излагает труппе свою экспозицию постановки. Однако, как известно, экспозиция – это только начало работы над спектаклем: в отличие от литературоведческого анализа пьесы, режиссерская «трактовка» должна представить зрителю убедительные доказательства права постановщика освещать содержание пьесы именно так, а не иначе. Значит, творческий вклад режиссера в произведение сценического искусства – это форма спектакля, которая делает зримым толкование пьесы ее постановщиком. Значит, существует такая область сценического искусства, где не обойтись без режиссуры – это пространственно-временная форма спектакля, или его пластическая композиция. В этом видел суть искусства режиссуры С.М. Эйзенштейн: «От реплики к реплике в написанной пьесе надо уметь установить единый процесс действия. Развернуть сухую строчку задания в многообразное, многосложное и ритмически слитное действие. Это первое, что должен уметь режиссер, претендующий на построение сценического действия, а не на речитативы по свиткам ролей»1. Именно здесь режиссер действует не как организатор творческого процесса, не как педагог, не как толкователь содержания пьесы, а как творец, автор, «сочинитель», суверенный представитель искусства режиссуры. Так мы приходим к определению: режиссура есть искусство пластической композиции спектакля. Открытием этой закономерности мы обязаны Алексею Дмитриевичу Попову, который более чем кто-либо другой исследовал процесс композиционного творчества в режиссуре. В 1954 году он писал: «Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы, выраженные пластически через актеров». Спектакль обретает свою мудрую рассудительность и силу через определенную стилистику мизансцен, графический рисунок, через темпо-ритм их движения… Но видеть все действия пьесы в живой пластике для режиссера мало, ему приходится овладевать законами лепки не только определенных фигур, но и больших человеческих масс. Это искусство полностью определяется особыми качествами композиционного дарования режиссера. Без этого дара вообще нельзя из множества деталей и частей построить целое художественное произведение, то есть спектакль»2. Пластическое воображение – определяющий признак режиссерской одаренности. Однако только знание объективных законов искусства и их умелое использование в творческом процессе превращают врожденную одаренность а профессиональное искусство.

1.1 Понятие композиции в искусстве

Слово «композиция» (от лат. compositio) означает сочинение, а также составление (целого из частей), примирение (составных элементов). В этом же значении слово вошло в русский язык, - как, впрочем, и во многие языки. Но не во всех видах искусства оно имеет широкое хождение: если, например, в музыке и живописи термин «композиция» понятен каждому профессионалу, то уже для литературы он мало привычен – к нему чаще прибегают теоретики и критики, чем писатели. Что касается театрального искусства, то здесь содержании этого понятия существуют лишь очень общие и приблизительные представления. Если в музыке материалом, из которого создается произведение, является звук, а в живописи – цвет, то в театральном искусстве таким материалом, или лучше сказать его выразительным средством, является действие, а носителем действия – живой человек, артист, который в роли действующего лица пьесы является одновременно и субъектом, и объектом творчества, то есть выступает и в качестве автора, и в качестве произведения, и в качестве инструмента, которым это произведение – сценический образ – создано.

Откуда же берутся законы композиции, действующие в сценическом искусстве? А оттуда же, откуда их черпают другие искусства, потому что законы композиции практически одинаковы для всех искусств и, следовательно, давно в большинстве своем открыты. Конечно, эти законы, правила и приемы преломляются в разных искусствах по-разному – в силу специфики выразительных средств каждого искусства. Основа же у них общая: она выработана человечеством с опытом художественной деятельности и опытом восприятия результатов. Словом, все искусства – это дети одной матери, и как бы не различались они между собой, генетически связь между ними существует и напоминает о себе довольно часто. С. Эйзенштейн обращал внимание своих студентов на «… явления так называемого синэстетического порядка, проявляющегося в более узкой сфере органов чувств. Благодаря этим явлениям нам кажется, что цвет может быть «кричащим», что запах может быть слишком «острым», что такая-то музыка «бесцветна». Под этим кроется звуковое восприятие цвета, цветовое – музыки, моторное – фактуры и т.д. В области искусства мы постоянно сталкиваемся с этим явлением. Оно имеет место и в быту»1.