Смекни!
smekni.com

Культура западноевропейского Средневековья (стр. 1 из 2)

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Содержание:

Введение.

Романский и готический стили в архитектуре.

Внутреннее убранство романского и готического собора.

Описание собора Парижской богоматери.

Собор Парижской богоматери в литературе.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.


Введение

Средние века (Средневековье) - это исторический период, который отделял античность (т.е. греко-римскую древность) от её «возрождения» в XV-XVI вв. Политическая карта Средневековья представляла собой государства вестготов, лангобардов, франков, остготов и др.

Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за своё несоответствие нормам идеальной классической формы, культура - примитивной. Доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви.

Западноевропейская культура - это тесная связь с религией; это близость к народному творчеству; символика; живопись и скульптуры, украшающие средневековые храмы, а также архитектура.

Искусство западноевропейского средневековья подразделяется на три этапа: дороманский (VI-Х вв.), романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). В данной контрольной работе речь пойдёт о романском и готическом стилях, а именно об архитектуре.

В эпоху готики было сооружено множество соборов - высоких, с вытянутыми окнами, украшенными витражами. Таков был и собор NotreDamedeParis (Собор Парижской Богоматери) во Франции. И не только был, он и сейчас действующий и он является духовным сердцем Парижа. Более подробно об этом замечательном соборе речь пойдёт в четвёртом пункте.

«Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре» - писал В. Гюго в предисловии к одноимённому роману «NotreDamedeParis». Кого ещё из литераторов вдохновил этот прекрасный Парижский собор, мы узнаем в пятом пункте.


Романский и готический стили в архитектуре

Как было сказано выше, романский и готический стили относятся к эпохе Средневековья. Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв. (в ряде стран до XIII в.), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи. Романская архитектура является развитием предшествующей, истоки которой лежат в христианской античности, а, следовательно, и римской архитектуре.

В начале XI в. прежде всего в областях, примыкающих к Средиземному морю, появляются первые романские постройки. Эти наиболее древние памятники имеют характерную кладку из наибольших грубо отёсанных камней. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного типа архитектуре, массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и доминировали над местностью. Облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, здание состояло из простых, чётко выявленных объёмов, подчёркнутых равномерными членениями; мощь, толщина стен усиливались узкими проёмами окон, ступенчато углублёнными порталами и внушительными башнями. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные рельефы. Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются: собор NotreDame в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Луиде (Швеция), церковь монастыря Мария Лах (Германия). Памятники романского стиля есть в Австрии, в Скандинавских странах, Польше, Венгрии и др. странах.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим (от итальянского слова gotico - готский, по названию германского племени готов).

Готический стиль отличается от предшествовавшего; это стиль, создавший совершенно другую систему форм, организацию пространства и объёмную композицию. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. 1). Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчёркивавшими наиболее характерную черту готики - устремлённость ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяжённость и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и др.

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.).

В XIV в. возникает новая техника - пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т. е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).

Внутреннее убранство романского и готического собора

Каждая из главных частей романского собора представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства. Это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Если в раннем романовском стиле господствовала настенная живопись, то позже, когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом романовском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива.

Существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов романовского стиля подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".

Внутри готических соборов было сумрачно и холодно. В дождливый день полумрак кажется ещё суровее; в солнечный - яркие лучи, проникающие сквозь стёкла, кажутся кровавыми. Настроение таинственности создавали бесконечно переплетающиеся аркады и своды. Внутри - бесконечный ряд колонн, переходов, статуй и гробниц, окутанный кружевом изящного орнамента.

Художники разрисовывали пилястры, прибавляя декоративный цоколь и фриз, а когда живопись находилась на потолке, покрывали его архитектурные части орнаментом.

В XII в. художники стали стремиться к естественности рисунка и правдивой передаче содержания. Любимой темой для потолочной росписи служило грехопадение.

Когда в XV в. получили распространение «гроттеско», декорация сводов и стен получила другой характер. Грациозные игривые композиции - гении, качающиеся на листьях, венки вместо балок, щиты и доски, обвитые цветами и вьющимися растениями, совпали с настроением века. Разрисованные пространства разделяла лепная работа, которую позже стали оставлять белой и оживлять только золотыми линиями.

Мотивами для архивольта и капители являлись буковый, дубовый, виноградный листья, репейник, цикорий и клевер. Стремление к новым идеалам нашло отражение и в скульптуре. Все выступы, консоли, галереи стали покрывать статуэтками, мотивы которых были заимствованы из легенд. Статуи расписывали, раскрашивая их одежды в красный или голубой цвет с золотой отделкой. На консолях и капителях нередко появлялись изображения чертей и фантастических драконов.

Раки и ковчеги, которые ставили над алтарём, обычно имели форму продолговатого металлического ящика с двухскатной крышкой. Их украшали драгоценными камнями, филигранью, фигурами и орнаментами с эмалью.

Огромные внутренние пространства готических соборов, под сводами которых в своё время могло разместиться всё население города, приведены к замечательному единству.

Описание собора Парижской богоматери